Литературное чтение Рассказы и сказки Н. Носова
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Зайцева Светлана Анатольевна

Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..

Оборудование:

портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazy_i_skazki_n.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы и сказки Н.Носова.

Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и образное мышление; В- воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения, расширять кругозор..

Оборудование:

портрет писателя; выставка книг; пословицы, если есть возможность — видеозаписи фильмов и мультфильмов.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Постановка цели.

II.Побуждение

Рассматривание книг на выставке.

-Какие книги вы прочитали?

-Что вы видите на иллюстрациях?

-Каковы главные темы этих произведений?

-Скажите, что их объединяет?

-Это произведения Носова Николая Николаевича.

Рассказ учителя.

Сегодня вы узнаете, какие ещё рассказы и сказки написал Н.Носов. Вам откроются другие стороны личности писателя, разные грани его таланта.

Николай Николаевич Носов (1908- 1976)

Родился Носов на Украине, в г.Киеве. Носов Н. Н. занимает в детской литературе почётное место, хотя никогда не мечтал стать писателем. Он работал в кино. Забавные небольшие рассказы он стал сочинять для своего маленького сына и его друзей. Первый рассказ назывался «Затейники» (1938), а потом стали появляться новые произведения для детей. Рассказы Носова для детей вызывают весёлое настроение у любого читателя, но в то же время заставляют задуматься о своём поведении.

В годы учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, играл в театре. Впоследствии это очень поможет ему и в жизни, и в творчестве, в частности.

Поступил в институт кинематографии в г.Москва. По окончании работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награждён орденом Красной Звезды.

Свои юмористические рассказы начал писать ещё до войны. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Там были опубликованы его первые рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы».

А после войны вышел сборник его рассказов, куда вошли и новые: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно было не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное.

Но наибольшую известность принесла писателю его сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и её продолжения «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Такая повесть-сказка из 3 частей называется трилогией.

Герои Носова Н. Н. заставляют детей задуматься: правильно ли они поступают, умеют ли дружить, честны ли они?

Отгадайте анаграммы.

ЙКАЗЕНН   КУНШИПТ   КАБУКОВ

КИБЮТ  ЗИРБАКУ  МЧУНЛО

(Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун)

-Какие герои встречаются в произведениях Носова Н. Н.?

Заполнение таблицу ЗХУ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

-Чем занимались эти персонажи?

Пилюлькин (Был врачом)

Тюбик (рисовал)

Винтик и Шпунтик ( Изобретатели)

Цветик (поэт)

Штучкин (режиссёр)

Гусля (музыкант)

Буковка (устроила книжный театр)

Знайка (учёный)

III.Реализация.

-Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

Заполнение таблицу ЗХУ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

-Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

-А сейчас мы прочитаем произведение Носова Н. Н. Живая шляпа.

Чтение 1 части (учитель)

-Что мы узнали из этого абзаца?

-Может ли шляпа быть живой?

-Подберите иллюстрацию к этому абзацу, дайте название.

Чтение 2 части (чтение цепочкой)

-Что решил сделать Вадик?

-Почему он решил уйти?

-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

-Найти иллюстрацию к этому отрывку, дать название.

Чтение 3 части (жужжащее)

-Что сделали мальчики?

-Что сделала шляпа?

-Кто оказался под шляпой?

-Подберите пословицу к этому рассказу ( пословицы записаны на доске)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Как аукнется, так и откликнется. Терпение даёт умение.

Робкого и тень страшит. Много слов, да мало дела.

У страха глаза велики. Звону много, да толку мало.

Добро желаешь — добро и делай.

- Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?

Выбрать нужное:

  1. смелыми
  2. трусливыми
  3. шутливыми
  4. находчивыми
  5. догадливыми
  6. добрыми
  7. любопытными

-Кто главные герои этого произведения? Чему учит этот рассказ?

-Сейчас вы выберите себе книгу Носова Н. Н., которая вам нравится и мы будет читать в течении 20 минут, а потом поделимся своими впечатлениями.

IV.Рефлексия.

-С какими героями вы повстречались в своих рассказах, сказках?

-С кем случились эти забавные истории?

Поменял чемоданы в поезде и потерял щенка?(Мишка. Рассказ «Дружок».)

Принял стук вороны за вора?(Костя и Витя. «Тук-тук-тук».)

Испугался шляпы?(Володя и Вадик. «Живая шляпа».)

Испугались волка под одеялом?(Валя и Петя. «Затейники.»)

К какому рассказу подходит эта пословица и кто главные герои этого произведения? (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Котька, Павлик)

Викторина - путаница по произведениям Носова:

- Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)

- "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)

- Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)

- Котенка из рассказа "Живая шляпа" звали Пушок? ( Нет! Васька )

- Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"

- Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)

- Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )

-Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?

(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)

Заполнение таблицу ЗХУ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Незнайка, Тюбик, Шпунтик, Арбузик, Буковка, Молчун…

-Каких ещё героев мы встретим в произведениях Носова Н. Н.?

Мишка «Дружок», Костя и Витя. «Тук-тук-тук», Володя и Вадик. «Живая шляпа», Валя и Петя. «Затейники.»…

Загадка.

Сбоку марка и картинка

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочет-

За море умчится.        (Письмо)

-А не написать ли нам письмо.

-Пишем письма героям произведений, о которых вы сейчас читали или автору этих произведений Носову Н. Н.

Читают письма в группах.

Авторский стул.

V. Подведение итогов.      

- Чему учат рассказы Носова?

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

(Сергей Михалков)

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. Рассказы и сказки К.Г. Паустовского

Разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению, посвященного творчеству К.Г. Паустовского. Мероприятие представлено в занимательной   форме "радиопередачи". Рекомендовано учащимся 3-...

Презентация "Рассказы и сказки Н. Носова"

Анаграммы, тур "Занятия и увлечения", тур "Смешные истории", тур "Разгадай кроссворд"....

Конспект урока по литературному чтению «Рассказы и сказки Н. Н. Носова», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с рассказами и сказками Н.Н. Носова.Планируемые  результатыПредметные- знать биографию автора;- знать рассказы и сказки Н.Н. ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ «На горке» Н. Носова" (УМК "Школа России" 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Николая Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:познакомить детей c некоторыми сведениями об автор...

Технологическая карта урока литературного чтения "Рассказ Н. Н. Носова «На горке»". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Н.Н. Носова «На горке»Задачи урока:Дидактические:Продол...

Технологическая карта урока литературного чтения «Рассказ Н. Носова «Федина задача».» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с юмористическим рассказом &laqu...