Обобщение по разделу "Люби живое"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Белякова Светлана Викторовна

Нестандартный урок литературного чтения в 3 классе, разнообразные виды деятельности обучающихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_zhivoe.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Обобщение по разделу  «Люби живое» .

Тип урока: урок обобщения.

Вид: игра «Брейн-ринг».

Цель: создать условия для обобщения  знаний детей по    изученным  произведениям  раздела  «Люби живое»;

Задачи: - формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические  цепи рассуждений, доказательств, искать  и выделять необходимую информацию;

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- развивать умение видеть и понимать окружающую природу; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация «Мышонок Пик»,деформированные тексты, карточки с пословицами, учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь» 3 класс, сигнальные карточки, аудиозапись отрывков из текстов, атрибуты для сценки «Он живой и светится», оценочные листы для жюри, выставка книг, бумага, фломастеры.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.    

Приветствие детей, настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

2.Сообщение темы и целей  урока.

Проблема. Разговор на улице:

-Да взял я щенка на воспитание. Да только надоел он мне уже: корми его, гуляй с ним, убирайся за ним. Надо бы его подбросить кому-нибудь или в лес отвезти да там и оставить.

- Прав ли мальчик? Смогли бы вы так поступить?

-Какая тема нашего урока?

 - Какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что означает выражение «Люби живое»?

-Предлагаю провести урок в виде «Брейн- ринга»

Деление на команды, представление команд, объяснение правил «Брейн-ринга», представление  жюри.

Дети высказывают свои предположения.

-Нам нужно обобщить и закрепить  пройденный материал; сравнить произведения по данной теме, выявить общую идейную направленность всех изученных произведений.

3.Разминка

Скороговорка.

Бобр добр до своих бобрят.

Чтение орфографически, орфоэпически, с радостью, удивлённо.

Выполняют упражнение по заданию учителя

4.Основная часть.  

физмин. 

5.Рефлексия.

-Вспомните произведения, которые мы читали в разделе «Люби живое».

1.- Соедините линией название произведения и его автора.

Выполняют задания по карточкам.,проверяют себя по эталону.

2.- Прослушайте отрывки из произведений. Назовите автора и название.

Слушают отрывки и определяют автора и название.

3.- Кого называют листопадничками?

Отвечают на вопросы учителя. Листопаднички- зайчата, рождённые осенью.

4.- Какая мечта была у Листопадничка?

Отвечают на вопросы учителя. Мечта: летать как журавли.

5.- Каких страхов натерпелся Листопадничек во время путешествия?

Отвечают на вопросы учителя. Страхи:

- замёрзнуть в бобровой хатке;

-быть съеденным выдрой, лисой, росомахой, рысью;

- утонуть в реке.

6.- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия?

Отвечают на вопросы учителя Наблюдал:

- поведение животных во время подготовки к зиме.

Придумал:

- мечту зайца ,зимовку у бобров, разговоры животных.

7.- Произведение И. Соколова-Микитова рассказ или сказка? Докажите.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свой выбор.

Сказка, т.к. животные разговаривают.

8.- Вставьте пропущенные слова в текст. Назовите автора и произведение.

Дети читают текст, вставляют слова, проверка по презентации. Слова:

белые чайки

мышонка

щука

чайки

мышонка

рыболов- скопа

В.В.Бианки

«Мышонок Пик»

9.– Как автор относится к мышонку?

Высказывают свои предположения

-Наверное, автор любит его, относится с симпатией, называет его ласково.

10.-Какая смерть грозила мышонку?

Высказывают свои предположения-

чуть не убил мальчик,

-чуть не склевали чайки,

-он чуть не утонул,

-его чуть не поймали щука, змея, рыболов- скопа,жулан.

11.-Что вы испытывали во время чтения произведения В.Бианки?

Было очень страшно за мышонка и жалко его, переживали.

12.- Опишите характер Мальки.

Дают характеристики.

- Заботливая, верная, любящая мать, смелая, отважная, храбрая, самоотверженная

13.- Выберите пословицы, которые подходят к произведениям Белова о Мальке.

Анализируют.

  1. Невелика мышка, да зубок остёр.
  2. Материнская ласка конца не знает.
  3. Терпенье и труд- всё перетрут.
  4. По платью встречают, по уму провожают.
  5. Всякой матери своё дитя мило.

6.На чужой земле и весна не красна.

14.- О чем вас заставили поразмышлять рассказы о Мальке?

Отвечают на вопросы учителя.

- О материнской верности.

15.- Сколько лет было мальчику в произведении Б.Житкова «Про обезьянку»?

Отвечают на вопросы учителя.

12 лет.

16.-Найдите и прочитайте  отрывок(учебник), в котором описывается, как Яшка вёл себя с наступлением зимы. Чем вы объясните такое поведение?

Находят в тексте  информацию, определяют причины.

стр.89-90

17.- Как Яшка проявлял свою любовь?

Отвечают на вопросы учителя.

Он становился ласковым, залезал на плечи и начинал искать в голове блох.

18.- Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки?

Отвечают на вопросы учителя. Яшка создавал много проблем, бедокурил.

19– Как вы понимаете слова известного писателя Сент-Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Отвечают на вопросы учителя

20.- Как относится рассказчик к своему поступку в произведении «Наша Жучка»?

Высказывают свои предположения

Он очень переживал за то, что сделал, плакал, плохо спал, всю ночь ему мерещилась Жучка.

21.- Что изумило героя в поведении Жучки?

Высказывают свои предположения

Его удивило, что Жучка была здоровая. А самое главное,  поразило то, что собака подбежала к нему, как ни в чём не бывало и стала тереться у его ног.

22.- Кем стал Дуров, когда вырос?

Отвечают на вопросы учителя.

Дрессировщиком.

23.- Какими мыслями хотел поделиться Дуров со своими читателями?

Отвечают на вопросы учителя.

Нужно любить животных, и они ответят тем же.

24.- Найдите и прочитайте эпизод (учебник), где описывается, как мечется капалуха. Почему?

Находят в тексте  информацию, определяют причины.

стр.102

25.- Чем  капалуха напоминает Мальку?

Высказывают свои предположения

Заботливая мать.

26.- Что поразило, удивило вас в произведении Астафьева?

Отвечают на вопросы учителя.

Птица выщипывает пух на животе и греет яйца голым животом.

27.-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Отразите их в условных знаках.

Приводят примеры.  (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат и т. д.)

28.- Придумайте по 1 вопросу для соперников по теме урока.

Отвечают на вопросы соперников.

29.- Какие изученные произведения ещё можно поместить в этот раздел?

Выставка книг.

-Главное назначение человека - беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.  Кто считает, что у него это получилось, поднимет  руки.

Приводят примеры.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

 К.Г Паустовский «Растрепанный воробей»

А. И. Куприн «Слон»

С. Черный «Что ты тискаешь утенка ?» «Воробей» «Слон»

-А пока жюри подводит итоги «Брейн- ринга», давайте посмотрим инсценировку по мотивам произведения В.Драгунского «Он живой и светится».

Инсценировка.

- К чему призывают авторы всех произведений?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

6.Итог урока.

Подведение итогов жюри, выставление отметок за урок, вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")

Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...

Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Обобщение по теме: "Осенние изменения в живой и неживой природе"

Цель урока:1. Проверить, ка дети усвоили изученную тему.2. Развитие интереса к предмету "Окружающий мир".3. Воспитание чувства товарищества, дружбы....

Урок литературного чтения. Обобщение по теме "Люблю всё живое" 2 класс

УМК "Перспектива".  Презентация составлена на основе заданий указанных в технологической карте к данному разделу. Предусмотренна индивидуальная, групповая  работа....

Обобщение по разделу «Люби живое»

Цель: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»Задачи: 1. Образовательные:1.1.  Вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раздел «Люби живое» и их авторов;1.2.  Отра...

литературное чтение конспект " Обобщение раздела " Люби живое"

Конпект составлен на открытый урок. Обобщение знаний по разделу " Люби живое. Про Мальку"...