Обобщение по разделу «Люби живое»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кудрявцева Анастасия Геннадьевна

Цель: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»

Задачи: 1. Образовательные:

1.1.  Вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раздел «Люби живое» и их авторов;

1.2.  Отрабатывать умение работать с текстом;

1.3.  Отрабатывать прием выборочного чтения.

2. Развивающие:

2.1. Развивать память, внимание;

2.2. Развивать творческие способности.

2.3. Развитие речи, формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания.

3. Воспитательная:

3.1. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Оборудование: учебник, карточки с тестами, карточки с кроссвордами, таблички.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urrk_literaturnogo_chteniya.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Учитель: Кудрявцева А.Г.

МБОУ «С(К)НШ-ДС IV вида № 58»

Класс: 3 класс

УМК: «Школа России»

Тема: Обобщение по разделу «Люби живое»

Цель: Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»

Задачи: 1. Образовательные: 

  1. Вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раздел «Люби живое» и их авторов;
  2. Отрабатывать умение работать с текстом;
  3. Отрабатывать прием выборочного чтения.

2. Развивающие: 

2.1. Развивать память, внимание;

2.2. Развивать творческие способности.

2.3. Развитие речи, формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания.

3. Воспитательная:

3.1. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Оборудование: учебник, карточки с тестами, карточки с кроссвордами, таблички.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

УУД

Огр.момент

Проверка д\з

Закрепление и обобщение пройд-го материала

Физминутка

Итог урока

Дом.задание

-Какое произведение вам было задано домой? («Он живой и светится»)

-Кто его автор? (Виктор Драгунский)

-А какие рассказы этого автора вы читали раньше? («Денискины рассказы»)

-Назовите главных героев рассказа. (Дениска и Мишка)

-Кто из них вам больше понравился? Почему?

-Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (Скучал и очень переживал, было тоскливо и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо.)

-Упрекает ли автор маму за то, что она так долго не идет? Найдите в тексте. (3-й абзац)

-Дениска был жадным? (Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

-Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь)

-Как можно назвать Мишку, если он, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду? (Настырный, упрямый)

-Употреблял ли Мишка вежливые слова? Как можно было попросить вежливо?

-Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

-Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

-Прочитайте еще раз название рассказа, почему автор так его назвал?

-Какой раздел мы завершаем? («Люби живое»)

-Какие произведения мы изучили в этом разделе? Кто автор?

Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»

Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»

Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»

Борис Степанович Жидков «Про обезьянку»

Владимир Леонидович Дуров «Наша Жучка»

Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»

Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»

-Какое произведение вам больше всех запомнилось? Почему?

-Сегодня мы проверим, как вы знаете произведения этих писателей.

Задание.

  1. Осенью,  когда осыпался  с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. (Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек»)
  2. Как-то зимой по снегу, я пошел к Лидии за молоком  и услышал, как в доме ругалась хозяйка. (Василий Иванович Белов «Малька провинилась»)
  3. Ребята  пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых  кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса тряпочкой. (Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик»)
  4. По рисунку (Борис Степанович Жидков «Про обезьянку»)
  5. По рисунку (Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»)

-Что за слово написано на доске? (Кораблекрушение)

-Из какого произведения оно? ( «Мышонок Пик»)

-Кто его автор? ( Виталий Валентинович Бианки)

-Мышонок Пик приготовил вам задание: составьте слова из слова «кораблекрушение»

-Пять человек получают тесты

Тест.

Фамилия, имя _______________________________________________

1.  Листопаднички – это:

а) зайчата;
б) ежата;
в) бельчата;
г) бобрята.

2.  Как звали собаку, которая каждое утро бегала в соседнюю деревню кормить своего сына:

а) Жучка;
б) Ярик;
в) Малька;
г) Каштанка.

3. Кому принадлежат слова: «… охранять природу – значит охранять Родину».

а) Паустовскому;
б) Пришвину;
в) Бианки;
г) Дурову.

4. Эти рассказы поведали нам о жизни лесных птиц:

а) «Пиковая Дама»;
б) «Носатик»;
в) «Пищуженец»;
г) «Капалуха».

5. Семья русских цирковых артистов и дрессировщиков животных:

а) Дуровы;
б) Чарушины;
в) Сладковы;
г) Беловы.

-Остальные работаем со мной. Давайте вспомним героев других рассказов, которые мы изучили. Я вам задаю загадки, а вы должны отгадать, о ком идет речь и назвать, из какого рассказа этот персонаж.

Мчится без оглядки –
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это
?... ( Зайка. «Листопадничек» Иван Сергеевич Соколов-Микитов )

В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это? …
(Мышка. Виталий Валентинович Бианки «Мышонок Пик» )

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
 (Глухарка.  Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

У меня отличный слух,

Умный взгляд и тонкий нюх.

Сразу с кошкой лезу в драку,

Потому что я … (Собака.   Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» или Владимир Леонидович Дуров «Наша Жучка»)

Проверка

-В этом разделе мы читали рассказы про домашних животных?

-Поднимите руки, у кого есть домашние животные?

-Вам домой творческое задание: придумать и записать рассказ о своем любимом питомце.

-Мы продолжаем нашу работу.

-У доски один человек выполняет задание: составь из слов название рассказов.

Наша

Мышонок

Моя

Про

Малька

Пик

провинилась

обезьянку

Жучка

Родина

-Остальные работают со мной, по опорным словам отгадайте название рассказа.

1. Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)

2. Собака. Хозяйка, щенки («Малька провинилась»)

3. Мышь, ребята, щука, чайки («Мышонок Пик»)

4. Светлячок, Мишка, самосвал («Он живой и светится»).

Проверка.

Работа по учебнику.

-Откройте учебники на странице 109, вопрос № 4. Найдите в тексте и вставьте пропущенные слова.

1 ряд: 1,2 слово

2 ряд 3,4 слово

3 ряд 5,6 слово

Проверка.

  1. Глупый, крючковатым
  2. Сильного, мягкую
  3. Хитрый, красивые

-Какие слова мы с вами вставляли? Изменился текст? Как?

-Кто написал рассказы «Малька провинилась» и «Еще про Мальку»? (Василий Иванович Белов)

-Чем этот писатель особенно важен для нас с вами? (Наш земляк)

-Да, Василий Иванович родился в Вологодской области и по сегодняшний день живет в селе Тимониха, Харовского района.

Кроссворд

1. Как звали мышонка мореплавателя?
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой?
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка?
4. Как по-другому называют птицу Капалуху?
5. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
6. Как ребята называли растение борщевик?
7. Любимое лакомство Яшки.

Проверка

Ответы:

  1. Пик
  2. Бобр
  3. Мишка
  4. Глухарь
  5. Мухомор
  6. Дудка
  7. Сахар

-Какое слово получилось по вертикали? (Природа)

-Как вы думаете, почему я именно это слово зашифровала?

-Что нового вы узнали о природе, о животных?

1.  Творческое задание

2.  Вопрос № 11 на стр. 110.

-Урок окончен.

1.2,1.3,2.1

2.3

1.1,2.1

2.3

1.1,2.1

2.3

2.2

1.1,2.1

2.3

1.1,2.1

2.3

2.2

1.1,2.1

1.1,2.1

2.3

1.2,2.2

1.1,2.1

2.3

3.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по разделу "Люби живое" 3 класс ("Школа России")

Данный материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: ОБОБЩЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ "ЛЮБИ ЖИВОЕ"...

Обобщение по разделу "Люби живое"

Нестандартный урок литературного чтения в 3 классе, разнообразные виды деятельности обучающихся на уроке...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Обобщение по разделу "Люби живое""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»Планируемые результаты:·...

Конспект урока "Обобщение по разделу «Люби живое»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....