Литературная игра по рассказам В. Чаплиной.
план-конспект занятия по чтению по теме

Богомолова Елена Вячеславовна

Игру по произведениям писательницы Веры Чаплиной можно провести в любом классе, работая по любой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_po_rasskazam_v.docx73.16 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по рассказам В. Чаплиной.

Цели:     1. Расширить читательский кругозор учащихся;

2. Развивать любовь и интерес к чтению, внимание, память, речь;

3. Воспитывать бережное отношение к животным, трудолюбие.

Оборудование:

 портрет и фотографии В.В.Чаплиной;

 выставка книг В.В.Чаплиной;

 рисунки детей с изображением животных из прочитанных рассказов;

Ход игры.

1. Разминка

-Самая маленькая птичка на Земле? (Колибри.)

-Самая маленькая птичка в России? (Королёк.)

-Какое животное самое большое в мире? (Синий кит.)

  1. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
  2. Какой зверёк дал название короткой мужской причёске?(Ёжик.)
  3. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
  4. Не солнце, не огонь, а светит?(Светлячок.)
  5.  Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубь.)
  6. На какой рыбе ездит Водяной в русской народной сказке?( На соме.)
  7. Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и познания?(Сова)
  8. Какие рыбы способны выполнять человеческие желания?(Золотая рыбка и щука.)
  9.  
  10. Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (Они смазаны жиром.)
  11. В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает одна? (Озеро Байкал. Начало реки Ангара.)

2.Рассказ о писательнице.

Вера Васильевна Чаплина ( 1908 – 1994) 

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье. Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, — юрист.

 После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте. «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница, — Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

 В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель.

 Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Вера Васильевна Чаплина – человек удивительный. Однажды, говоря о себе, она сказала полушутя, что всю жизнь воспитывала каких-нибудь звериных детёнышей. И это действительно так.

Наверное, очень немногие люди могут сказать о себе что-то подобное. А Вера Васильевна сказала это с полным правом, потому что почти всю жизнь – с шестнадцати лет – работала в Московском зоопарке. А в Зоопарке – так уж получалось – ей постоянно приходилось иметь дело со зверёнышами, которые либо осиротели, либо матери почему-то отказались их кормить.

 И наверное, многие из них погибли бы, если б не добрые руки и неиссякаемое терпение, а главное – если бы не огромная любовь к животным Веры Васильевны Чаплиной.

Вера Васильевна замечала в поведении животных всё, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка. Так появилась первая её книга «Малыши с зелёной площадки». Из неё ребята узнали, что каждый зверёныш, так же как и всякий взрослый зверь, имеет свой характер и свой нрав, что зверя можно воспитать и злым и добрым.

Потом Вера Васильевна написала книги «Мои воспитанники» и «Четвероногие друзья». Ребята познакомились с львицей Кинули, выросшей не в клетке, а в городской квартире, с лосёнком Лоськой, выкормленным соской, с умным слоном Шанго, с обезьянкой Малышкой, с лисёнком Куцым, с выдрой Наей, с собакой, воспитанной волчицей, и со многими другими животными. Ребята узнали и о тех людях, которые работают в Зоопарке – ухаживают за животными, лечат, изучают и кормят их.

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие. Книги эти многократно переиздавались, переводились на разные языки и в нашей стране, и за её пределами, и ребята во многих странах полюбили их, полюбили не только потому, что книги Веры Васильевны интересные, но ещё и потому, что они написаны очень добрым человеком, человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта, одно из самых важных и нужных качеств человеческого характера, начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.

3.Игры

Где мое имя?

волк                                         Лоська

щенок                                      Марьям

лось                                           Арго

медведь                                  Джек

Где мое имя?

выдра                                       Раджи

слон                                           Кинули

лев                                              Шанго

тигр                                              Ная        

Где мое имя?

медведь                                       Фомка

лис                                                 Пери

морж                                             Куцый

собака                                           Нюрка

Где мое имя?

кошка                                             Лоська

морж                                              Шанго

лось                                                 Нюрка

слон                                                 Цуцыкариха

Ответы: волк Арго, щенок Джек, лось Лоська, медведь Марьям; выдра Ная, слон Шанго, лев Кинули, тигр Раджи;

медведь Фомка, лис Куцый, морж Нюрка, собака Пери; кошка Цуцыкариха, морж Нюрка, лось

Лоська, слон Шанго.

Чей портрет?

  1.  « Самыми интересными мне показались его глаза. Они были совсем не такие, как у остальных… , которые жили в зоопарке. У тех зверей глаза были коричневые, а у … светлые, будто янтарь. Глаза этого… обращали на себя внимание и придавали ему выражение какой-то неукротимой свирепости. Хорошо разглядела я и большую седую голову … , его сильное, мускулистое тело и огромный рубец, который пересекал полосатую спину…» ( тигр Раджи)

  1. « Глазки были похожи на щёлки и слезились. Ушки у неё поднялись, а ярко-красные губы стали розового цвета…. Голова была большая, ножки короткие, толстые, а туловище длинное…» (лев Кинули)

  1. « Туловище длинное и гибкое, словно без костей; головка приплюснутая, похожа на змеиную, и маленькие, как бусинки, глаза …» ( выдра Ная)

  1. « Передняя лапка его была сломана, а повреждённый глаз затянуло плёнкой. Он был самый слабый – такой маленький, худой, скучный …» ( рысь Таска)

Чей обед?

  1. морковь
  2. сухари
  3. овес
  4. отруби
  5. хлеб
  6. ветки осины и дуба

Чей обед?

1.косточки

2.кусочки мяса

Чей обед?

1.манная каша

2.яйца

3. мясо

Чей обед?

  1. рыба
  2. рыбий жир

Ответы: лось( «Лоська»), волк («Арго»), рысенок ( «Таска»),морж ( «Нюрка»)

4.Литературная гостиная.

Чтение учащимися  забавных случаев, описанных в рассказах В. Чаплиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по рассказам Н.Носова

Литературная игра для учащихся 2 класса по рассказам Николая Носова может быть использована и в других классах начальной школы на уроках и во внеурочное время....

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной"

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной". Выдается детям за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Презентация к уроку " Рассказы В.Чаплиной"

Презентация является мультимедийным сопровождением урока литературного чтения по теме "Рассказы В.Чаплиной"....

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Литературная игра "Денискины рассказы"

Тема: Литературная игра «Денискины рассказы» .Цель: создать условия для закрепления знаний детей с рассказами Драгунского В.Ю.ЗАДАЧИЛичностные:содействовать формированию основы для эмоцион...