Литературное чтение. Тема: А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Мурасулова Гульнара Батыховна

 

Предмет: Литературное чтение.

Тема: А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Цель: Раскрытие темы, идеи произведения, внутреннего образа, характеристики героев.

 Задачи:

1. Дать понятие о прототипе литературного произведения, что значит – создать произведение « по мотивам» другого произведения.

2. Развитие осознанного чтения, умение выделить характерные черты героев – умение прийти на помощь, дружба. Формирование нравственного образа поведения.

3.Воспитание через образ для подражания, стремление к добру и справедливости.

Оценка:

 1. Определят основную мысль, произведения.

 2. Смогут дать характеристику героям, сформулировать свое отношение к  понятиям « друг, дружба, добро, верность, помощь».

 3. Напишут эссе «Настоящий друг».

Оборудование: выставка книг А.М.Волкова, отрывки текста из произведения, грамзапись песни «Песенка друзей», портрет писателя, читательские дневники, иллюстрации к произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muras_g.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Мурасулова Гульнара Батыховна

 учитель начальных классов

 школа - лицей № 27

г. Астана

Предмет: Литературное чтение.

Тема: А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Цель: Раскрытие темы, идеи произведения, внутреннего образа, характеристики героев.

 Задачи:

1. Дать понятие о прототипе литературного произведения, что значит – создать произведение « по мотивам» другого произведения.

2. Развитие осознанного чтения, умение выделить характерные черты героев – умение прийти на помощь, дружба. Формирование нравственного образа поведения.

3.Воспитание через образ для подражания, стремление к добру и справедливости.

Оценка: 

 1. Определят основную мысль, произведения.

 2. Смогут дать характеристику героям, сформулировать свое отношение к  понятиям « друг, дружба, добро, верность, помощь».

 3. Напишут эссе «Настоящий друг».

Оборудование: выставка книг А.М.Волкова, отрывки текста из произведения, грамзапись песни «Песенка друзей», портрет писателя, читательские дневники, иллюстрации к произведению.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начнем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелали успехов глазами,

И вперед за новыми знаниями!

Под девизом: «Один за всех, все за одного!»

II. Побуждение.

     Презентация.  

1.Чтение учителем текста (учебник « В одном счастливом детстве» стр. 43)

«…Настя вечером с нетерпением ждала возвращения папы с работы, потому что у нее был приготовлен  «вопрос с подвохом». Наконец папа пришел, и Настя с ходу выпалила свой вопрос:

- Пап, девочки сегодня в классе сказали, что сказку «Волшебник Изумрудного города» написал вовсе не А.Волков, то есть написал-то он, а придумал не он.

- Да, ты права. Есть сказка американского писателя конца XIX века Лимана Франка Баума «Мудрец из страны Оз». А.Волков написал свою сказку по мотивам этой книги.

- А что значит «по мотивам»?

- Это значит, что он взял тех же героев и похожие события, но рассказал обо всем по-своему, и получилась новая сказка. То же самое произошло и со сказкой «Приключения Буратино». Алексей Толстой взял итальянскую сказку Карло Коллоди «Пиноккио, или похождение деревянной куклы », пересказал ее по- своему, и она стала даже более известной.

Эвристическая беседа. ПРОТОТИП?! -  это значит, что у сказочной повести, есть прототип, т.е. «произведение, написанное по мотивам другого произведения»

  Рассказ учителя об авторе («Очерки о детских писателях» стр.37)

Биография Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977)

Родился в Усть-Каменогорске (Казахстан), окончил Томский учительский институт; преподавал физику, математику. Он экстерном сдавал экзамены на физ. матем. факультет; работал в должности доцента на кафедре высшей математике Московского института.

Замысел сказки-повести «Волшебник Изумрудного города» возник, когда он взялся за изучение английского языка и выбрал для перевода книгу американского писателя Ф.Баума «Мудрец из страны Оз». Повесть много раз переиздавалась(46 раз)- превратив повесть в цикл 6 повестей. Все эти сказочные повести оформил иллюстрациями художник Леонид Викторович Владимирский. Он создал образ по представлению.  Просмотр выставки книг, иллюстраций.

III. Реализация.

      Работа над произведением.

1. Вспомните начало сказки. Как все началось?...

- Ураган унес домик  с Элли и Тотошкой в сказочную страну. Чтобы вернутся назад, в Канзас, Элли отправляется в Изумрудный город к великому волшебнику Гудвину. По дороге она находит друзей – Страшилу, Железного Дровосека, Трусливого Льва...

2. Сбор ассоциаций к слову «Волшебник».

- Кого мы называем волшебником? – высказывания детей.

Толковый словарь  С.И.Ожегова дает определения:

1) Колдун, чародей - действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.

2) Человек, очаровывающий, притягивающий, пленяющий других.

- Кто из героев этой сказки является волшебником? (краткая характеристика – фронтальный опрос – доказательство из прочитанного):

Гудвин – «приятный, негромкий человеческий голос, таинственный»;

Бастинда  - « злая, жестокая, хитрая, свирепая, с яростью»;

Элли – желание помочь, верность, преданность, стремление к добру, справедливости.

3. Чтение  « с остановками» по частям - отрывок «У злой Бастинды» в хрестоматии стр. 172-177.

Заполнение читательского дневника по данной таблице:

Автор

Название

произве

дения

Литера

турный жанр

Тема

Идея

Сюжет

Изобраз.

Выразит.

средства

Отзыв о прочитанном

Озаглавливание частей – работа в группе.

Составление и ответы на вопросы – работа в парах.

Досье на героя: Что делает? Как себя ведет? Почему? Какие черты характера?

Выборочное чтение – литературные приемы (олицетворение, гипербола, сравнение)

1ч. Битва со стаей огромных волков.

2ч. Стая хищных ворон.

3ч. Туча свирепых черных пчел.

4ч. Стаи Летучих обезьян.

5ч. Тяжелые дни рабства.

6ч. Предсказание смерти свершилось.

 IV. Рефлексия.

1. Перечислите желания друзей Элли (Железный Дровосек-сердце, Страшила - мозги, ум, Трусливый Лев- храбрость, Тотошка-друзья)

- А можно ли утверждать, что у них этого не было? – высказывания учащихся.

- Как вы понимаете это выражение:

« Умейте делать добрые дела тем, кто тебя окружает, и добро вернется к тебе добром, исполнятся все твои желания».

«Дружба всегда помогает преодолеть трудности».

- Какова основная мысль произведения?

- Как отражает идею произведения девиз урока – пословица:

«Один за всех, и все за одного».

2. Написание эссе « Я - настоящий друг ».

    - Кто из героев больше всего близок тебе по характеру?

    - На кого бы ты хотел быть похож?

  В группах: обмен сочинениями, выбор наиболее интересного.

  Презентация « авторский стул» - спикер от группы.

Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении.

Опорные фразы отзыва о произведении:

Я прочитал рассказ…В нем говорится о …

Основными героями рассказа являются…

Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором…

Особенно понравился мне эпизод, который…

Главная мысль рассказа заключается в том, что…Автор хотел сказать читателям…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Волков "Волшебник изумрудного города"

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...

Викторина по сказке А.Волков «Волшебник Изумрудного города».

Викторина по сказке "Волшебник Изумрудного города" и презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе....

Тема: А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Цели: 1) познакомить детей с писателем – соотечественником А. М. Волковым и его произведением «Волшебник Изумрудного города». Прививать любовь к чтению....

А.Волков "Волшебник Изумрудного города". Презентация к уроку внеклассного чтения.

Отвечая верно на вопросы викторины составляем слово САМООТВЕРЖЕННОСТЬ. Можно поработать в группе и индивидуально. В конце поговорить о лексическом значении слова САМООТВЕРЖЕННОСТЬ....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение -  осознанно  читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...