Поучительный характер рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Назарова Наталья Сергеевна

Формирование интереса к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст. Работа с выставкой книг. Работа в парах:  Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.

Проблема. - Можем ли мы отнести произведение «Котенок» к группе вышеназванных произведений

- А что мы видим на иллюстрации стр. 118 учебника

Словарная работа

Первичное чтение глазами по учебнику  за диктором с остановками

Выявление впечатлений по прочитанному

Повторное чтение и анализ частей текста

Характеристика героев

А как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды

можно ли отнести быль  «Котенок» к группе поучительных рассказов

Рефлексия

Какая из фраз ближе подходит к теме

В чем главная мысль

Домашнее задание.

Итоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_kotenok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  № 13»

Урок литературного чтения

во   2   «Б»   классе.

(Л.Климанова, В Горецкий

УМК «Школа России»)

Поучительный   характер   рассказа         Л. Н. Толстого  «Котенок»

Учитель

I квалификационной

категории :

Назарова  Н. С.

округ  Муром

14.11.2013

Тема:     Поучительный характер рассказов                               Л. Н. Толстого.  «Котенок»

Цель:  формировать интерес к чтению поучительных рассказов, осмысливать и анализировать текст

Задачи: закрепить знания, полученные при чтении рассказов Л.Н.Толстого;

              совершенствовать технику чтения;

              учить находить главную мысль в тексте;

              развивать речь, мышление, внимание, воображение

              обогащать словарный запас;

              воспитывать в детях добрые чувства, бережнее отношение к животным.

Ход урока:

1. Организационный  момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

Работа с выставкой книг.

Вы в перемену рассмотрели книги на нашей выставке.

 - Что общего между всеми этими книгами? (У них один автор.)

- Чем отличаются? (Обложками, объемом, названиями.)

Работа в парах:  Соедините фразу из произведения Л.Н.Толстого с его названием.

Фраза

Заголовок

Главная мысль

Один залез на дерево, а другой упал на землю и притворился мертвым. Медведь понюхал и ушел.




«Филиппок»



Друг познается в беде

Своей не нашел, взял старую отцовскую шапку и пошел в школу.


«Старый дед и внучек»


Стремление учиться

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку.


«Два товарища»


Не лгать

Когда вы с матушкой  стары будете, чтобы из этой лоханки вас кормить.


«Правда всего дороже»


Уважать старость

«Котенок»

- Что объединяет все эти рассказы? (они о поступках людей, поучительные)

- Как вы понимаете значение слова поучительные? (чему-то учат, поучают читателя)

- Нет ли лишнего названия? Почему его не назвали? (есть «Котенок»)

Подготовка к активной познавательной деятельности

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок».

Судя по названию мы можем догадаться о ком оно? (о котенке)

Проблема. - Можем ли мы отнести произведение «Котенок» к группе вышеназванных произведений? (нет – все басни о поступках людей, а это о животном)

- А что мы видим на иллюстрации стр. 118 учебника? (нарисованы собаки, мальчик, наверно можно это произведение отнести к группе )

Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать.

Основной этап.

3. Цель нашего урока – определить, является ли «Котенок», как и другие произведения Л.Толстого поучительным.

4. Словарная работа:

Подберите слова – синонимы    Подле

                                                      Прочь

                                                     Что было духу   

                                                     Амбар -  работа с толковым словарем Ожегова + илл- ция.

5. Речевая разминка.  Руки за спину положим,

                                     Голову поднимем выше

                                     И легко, легко подышим.

Дыхательная гимнастика: короткий вдох, короткий выдох

                                              глубокий вдох, глубокий выдох

Отработка чтения слов    по лест-ни-це      сгор-бил  

                                           спра-ши-ва-ла     под-ска-кал

                                           вдруг                    схва-тить

6. Первичное чтение глазами по учебнику  за диктором с остановками (слайд-фильм «Котенок»)

       Предположите :   - Куда делась кошка? (убежала гулять, потерялась и т.д). Чтение через паузу.                  

                       -Мяучит…, может это кошка? (нет, т.к. не одна – тонкими голосами)

                       - Что стало с котятами?

                       - Что с котенком произойдет на прогулке?

7. Понравилось вам произведение? Что особенно запомнилось?

Лев Толстой назвал это произведение Былью

- Как вы понимаете значение этого слова?

8. Физкультминутка под песенку Железновой Е. «Пятна»

9. А теперь проверим свои прогнозы, предположения.

Чтение учащимися.

1-2 абзац   - Куда же делась кошка?

                  - Что произошло у амбара? Докажите словами текса.

                  - Как дети обнаружили кошку? Какое чувство было у ребят во время находки? (радость)

        - С какой интонацией надо прочитать этот отрывок? Прочитайте.

- Что сделал Вася, когда услышал писк?

- Почему Катя повторяла свой вопрос «Нашел?»  

- Как ребята относятся к своей кошке?

10.  Выберите слова, характеризующие Васю и Катю.

        

                    Беспокоится                                                                  любит свою кошку

                    влез на крышу                                                               любопытная

Вася            трусливый                                         Катя                    тревожится  

                    любит свою кошку                                                       равнодушная                                                      

                    ленивый                                                                         на крышу не полезла

- Почему Вася так себя повел? (он любил свою кошку)

- Можем ли осуждать Катю за то, что она не полезла на крышу? (нет, т.к. она маленькая девочка)

3-4 абзац    - Что произошло с котятами?

                      Зачитайте, какого котенка оставили себе ребята.

5-6 абзац   -   Куда отправились дети?

                   -  С каким настроением пошли дети гулять? Чему радовались?

                   - Что-нибудь указывает на опасность?

    - Можно ли предположить, что случиться с котенком беда? (да, т.к. котенка оставили оного без присмотра)

7-8 абзац   - Что нарушило тишину?

                  - Какая беда грозила котенку?

                  - От чего возникла такая ситуация?

                  - Почему котенок не убежал от собак? Как об это пишет автор? Какое чувство возникло? (страх, тревога) С какой интонацией это прочитаем?  Зачитайте.

                -  Как повел себя Вася?

                - Какими словами текста можно подписать иллюстрацию в учебнике? Прочитайте.

11.    - Какие слова и выражения относятся к героям в этой ситуации? Выберите и соедините.

             бросился к котенку                                          обрадовалась

             трусливый                                                         закричала

Вася     смелый                                                Катя       испугалась

             закрыл от собак                                                 засмеялась

             защитник                                                           убежала

Вася поступил как настоящий защитник. Как мужчина. – О ком он думал в этот момент? (но мог бы подумать и о себе. Ведь он еще ребенок)

  -  А как повела себя девочка?

  - Можем ли ее за это осуждать?

  - Кто виноват в том, что так произошло? (оба)

  - В чем вина детей? (в том, что оставили, забыли про котенка)

 - А с  вами могла бы такая история произойти?

 - А как же тогда надо было поступить детям, чтобы не было беды? (не брать с собой; а если взяли, то следить за ним)

- Зачем Л.Н.Толстой нам поведал об этой истории? (чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)

  - Так можно ли отнести быль  «Котенок» к группе поучительных рассказов?

  - Чему учить эта быль? (оберегать своих животных, заботиться о них)

Рефлексия

12.   -  Какая из фраз ближе подходит к теме

                    Нет друга – ищи, а нашел – береги.

                Все хорошо, что хорошо  кончается.

               Мы в ответе за тех, кого приручили.  

  - Отражает ли фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери главную мысль были  Л.Н.Толстого?

Итог

  -  В чем главная мысль? (Мы должны заботиться о своих животных)

    У вас есть дома животные? А как вы о них заботитесь? Расскажите.

13.   Домашнее задание:   подготовить выразительное чтение были Л.Н.Толстого;

                                            Подготовить рассказ о своем питомце.    

  1. Чтоб урок прошел не зря

Вам желаю я друзья

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были.    

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение произведения Л.Н. Толстого "Котенок" на уроке "Чтение" во 2 классе

Материал содержит: презентацию, дидактический материал, разработку урока....

Л.Н.Толстой "Котенок"

В помощь учителю начальных классов по программе УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения: Л. Н. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Тема :  Л. Н. Толстой « Котенок», « Правда всего дороже» Слайд 1Цели:  ознакомить с   представителем классической  советской детской литературы – Л. Н.    Толст...

Задание для суперчитателя. Лев Николаевич Толстой "Котенок".

Задание для суперчитателя. Л.толстой "Котенок"...

Конспект к уроку "Рассказ Л.Н. Толстого "Котенок" 2 класс

Цель: ознакомить детей с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план, развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; развивать четкую дикцию, совершенствовать техни...

Урок литературного чтения во 2 классе: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок». Подготовка к подробному пересказу

Урок литературного чтения разработан к УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. На  уроке ведется подготовка к подробному пересказу: формируется умение выделять главную мы...