Урок - путешествие 3 класс "Жизнь и творчество С.Михалкова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цель "Обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве С.Михалкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie_zhizni_i_tvorchestvo_s.v.mihalkova.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие  « Жизни и творчество  С.В.Михалкова».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова;

-  развивать речь, выразительное чтение;

- развивать творческие способности, воображение детей.

Оборудование:                             - выставку книг С.В. Михалкова,

        - стенд по жизни  и творчеству писателя

        - название станций

                                                         -  фонограмму песни

        Ход  урока:

Оргмомент:  -  Итак, ребята, внимание.

        Прозвенел звонок

                              Садитесь по - удобнее

        Начнём скорей урок

А начнём мы урок вот с такой весёлой песни. Если вы её  знаете, можете подпевать. Я вижу, что вам  знакома эта песенка. Почему же  наш урок чтения начался с этой песенки?

(Слова песенки вспоминаются, если отправляешься в поездку, в поход)

Нам предстоит увлекательное   путешествие в мир стихов одного известного детского писателя и поэта

А как вы думаете, кто написал стихи этой песенки?  ( С.В. Михалков)

Почти 80  лет назад  эти  стихи «Песенка друзей»  сочинил  С.Михалков, а композитор Старокадомский написал к ним музыку. Написана эта песенка  очень, но она популярна и в наши дни.

Кто из вас догадался  о каком писателе мы будем говорить. Сегодня наш урок посвящён жизни и творчеству  С.В. Михалкова.

Ведь 13 марта 2013 года  было  100 - летие со дня  рождения этого замечательного писателя.

На доске  - портрет писателя 13 марта  1913 – 27 августа 2009 г. Обратите внимание на годы жизни поэта.

 Он не дожил до своего 100 – летия всего 4 года.

Наше путешествие начинается.  Все заняли свои места. Отправляемся от станции Стихотворная.

Ведь,  в первую очередь, мы знаем С.Михалкова  как детского поэта. Его стихи близки и понятны любому ребёнку . Они открывают внутренний мир. фантазии и мечты подрастающего человека.

Дома вы должны были подготовить выразительное чтение стихов С.Михалкова.  Открываем  учебники на стр. 118.  Чтение стих. «Если» и ответ на вопрос. №2.

Чтение стиха учителем «Прививка»

Прививка.

На прививку ! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!

Я прививки не боюсь.

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололся и – пошёл.

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Я вхожу одним из первых

В медицинский кабинет.

У меня стальные нервы

Или вовсе нервов нет!

Если только кто бы знал бы.

Что билеты на футбол

Я охотно променял бы

На добавочный укол.

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!

Почему я стал у стенки?

У меня …. Дрожат коленки ….

Ребята, скажите, что случилось с мальчиком? Ведь он говорил, что не боится прививок?

 Чтение  стихов учениками.

ОДНА РИФМА

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте -

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела -

Место занято другим.

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Валентин сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость нужно уважать!

Объяснить, кто такие пионеры. Когда ваши родители были учениками, все ребята с 3 по 8 класс входили в пионерскую организацию. При вступлении в пионерскую организацию, ребята давали клятву хорошо учиться, уважать старших, любить свою Родину.

 Правильно ли поступили ребята?

Как нужно было поступить правильно?

           

Тридцать шесть и пять.

Кто знает, что такое 36.5? (Нормальная температура здорового человека),

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ! 

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал - не болит!
Чихаю - не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придется в школу мне идти
И до обеда там сидеть -
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что мне отвечать...

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на `тридцать семь`"!

Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щеки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да!...

Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять.

Что вы  можете сказать об этом ученике?

Мальчик остался дома. А как вы думаете, спокойно ли у него на душе?

 

Станция «В гости к писателю» на доске стенд с фотографиями.

Рассказ учителя.

С.В.Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея обнаружились в 9 лет. Учась в школе, он начал печатать свои первые стихи.

После окончания школы он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. Но Сергей продолжал  писать стихи и печатался в детских журналах «Огонёк», «Пионер»

В 1935 году он написал «Дядю Стёпу». Михалков становится известным детским  писателем. Наконец, решает поступить в литературный институт.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С.В. был военным корреспондентом. Он прошёл нелёгкими дорогами войны. Во фронтовых газетах печатались его стихи, очерки. По его сценариям были сняты фильмы «Фронтовые подруги», « Бой под Соколом». С.В. был награждён боевыми  орденами и медалями.

За сценарий фильма «Фронтовые подруги» он был награждён Сталинской премией. На эти деньги был построен танк для фронта под именем «Беспощадный»

После войны С.В. продолжил свою литературную деятельность. Он пишет стихи, пьесы для детских спектаклей, сценарии для мультфильмов, для худож. Фильмов «Отроки во Вселенной» и « Москва – Кассиопея».

С.В.Михалков – автор текста гимнов Советского Союза и гимна России.

Именем Михалкова названа одна из планет солнечной

системы.

Поздравить поэта с 95 летием пришёл В.В. Путин.

С.Михалков со своими сыновьями, знаменитыми кинорежиссерами: Андрей и Никита Михалковы.

Вот такую долгую и интересную жизнь прожил С.В.Михалков, и успел сделать очень много.

Физкультминутка под песню «Песенка друзей»

3 станция Театральная.

Михалков написал около 40 пьес для театра. 25 лет его имя не сходило с театральных афиш. Мы сыграем сценку «Как старик корову продавал» Кристина К автор,

Юля – покупатель,Сергей – паренёк, Тимур – старик.


Сергей Михалков

Как старик корову продавал

(Русская сказка)

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

 Хозяин, продашь нам корову свою?

Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

 Не много ли просишь, старик, за неё?

Да где наживаться! Вернуть бы своё!

Уж больно твоя коровёнка худа!

Болеет, проклятая. Прямо беда!

А много ль корова даёт молока?

Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;


-     Корову продашь?

- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

 Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Не очень жирна, но хороший удой.

А много ль корова даёт молока?

Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!


Почему старик не продал свою корову?

Станция «Сказочная».

На этой станции мы с вами узнаем, что С.В. писал не только стихи, пьесы, рассказы, сказки.

Сказки он писал не только в стихах, но и в прозе.

Сейчас мы прочитаем сказку «Заяц – симулянт».

Давайте только выясним, кто же такой «симулянт» (Тот, кто притворяется больным, не хочет работать. Например, мальчик из сиха «36 и 5»

ЗАЯЦ-СИМУЛЯНТ

     Наступил как-то Медведь Зайцу на любимую мозоль.

     - Ой, ой! - завопил Заяц. - Спасите! Умираю!

     Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.

     - Извини,  пожалуйста!  Я  ведь не  нарочно!  Я  нечаянно тебе на  ногу

наступил.

     - Что мне от твоих извинений!.. - застонал Заяц. - Остался я теперь без

ноги! Как я теперь прыгать буду!..

     Взял Медведь Зайца и  отнес к  себе в  берлогу.  Положил на свою койку.

Стал Зайцу лапку перевязывать.

     - Ой,  ой!  - громче прежнего завопил Заяц, хотя ему на самом деле было

совсем не так больно. - Ой, ой! Я сейчас умру!..

     Стал Медведь Зайца лечить,  поить и  кормить.  Утром проснется,  первым

делом интересуется:

     - Ну, как лапка, Косой? Заживает?

     - Еще как болит!  - отвечает Заяц. - Вчера вроде лучше стало, а сегодня

так ломит, что и вовсе встать не могу.

     А  когда Медведь уходил в  лес,  Заяц срывал повязку с ноги,  скакал по

берлоге и распевал во все горло:

                        Мишка кормит, Мишка поит -

                        Ловко я провел его!

                        А меня не беспокоит

                        Ровным счетом ничего!

     Обленился Заяц, ничего не делая. Стал капризничать, на Медведя ворчать:

     - Почему ты меня одной морковкой кормишь? Вчера морковка, сегодня опять

морковка! Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких груш с медом!

     Пошел Медведь мед и груши искать. По дороге встретил Лису.

     - Куда ты, Миша, такой озабоченный?

     - Мед и груши искать! - ответил Медведь и рассказал все Лисе.

     - Не за тем идешь! - сказала Лиса. - Тебе за врачом идти надо!

     - А где его найдешь? - спросил Медведь.

     - А зачем искать?  -  ответила Лиса. - Разве ты не знаешь, что я второй

месяц при  больнице работаю?  Проводи меня к  Зайцу,  я  его быстро на  ноги

поставлю.

     Привел Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц Лису - задрожал. А Лиса

посмотрела на Зайца и говорит:

     - Плохи его дела,  Миша!  Видишь, какой у него озноб? Заберу-ка я его к

себе в больницу. У меня Волк по ножным болезням большой специалист. Мы с ним

вместе Зайца лечить будем.

     Только и видели Зайца в берлоге.

     - Вот он и здоров! - сказала Лиса.

     - Век живи -  век учись!  -  ответил добряк Медведь и завалился на свою

койку, потому что все время, пока у него жил Заяц, сам он спал на полу.

 

Станция «Басенная»

С.В.Михалков ещё, оказывается писал басни.

Писать басни ему посоветовал А.Толстой автор сказки «Золотой ключик». Михалков написал более 200 басен.

Мы уже знакомы с баснями известного баснописца. Кто из вас может назвать его имя? (Иван Андреевич Крылов)

Что такое басня?

(Это небольшое произведение, написанное в стихах или в прозе. В баснях высмеивается ложь, глупость, зависть, жадность. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Басни заканчиваются или начинаются моралью, выводом, где объясняется смысл басни.

НЕВРУЧЕННАЯ НАГРАДА

За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был
к награде —
К миниатюрным именным часам.
Но Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку не имел такой награды сам!
________

Ах, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!

Как вы поняли мораль этой басни?

Грибы.

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался все в глаза его нахальный вид.

- Смотрите на меня! Заметней нет поганки!

Как я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал.

В чём мораль этой басни?

Станция «Загадочная»

Определить по отрывкам названия произведений.

А) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча» 
(Дядя Степа)

Б) Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла. 
(Мой щенок)

В) - А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
-А у нас сегодня гость.
А у вас?
-А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко
А есть из блюдца не хотят. 
(А что у вас?)

Г) В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов 
Жил упрямый Фома 
Ни дома, ни в школе 
Нигде никому -
Не верил 
Упрямый Фома  Ничему 
(Фома)

Д) - На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи, и – пошел… 
(Прививка)

5. Сверху солнышко печёт.

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(Бараны)

6. Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате.

Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой.

И одевшись еле – еле,

Не убрав своей постели

Осторожно моет щёки кипячёною  водой.

(Мимоза)

7. Писать красиво нелегко

Да – ёт  ко – ро- ва  мо- ло – ко

За буквой буква, к слову слог.

Ну, хоть бы кто – нибудь помог!

(Чистописание)

Итог урока: наше путешествие заканчивается.

Что нового вы узнали сегодня  о жизни и творчестве С.Михалкова. Понравились ли вам  стихи, сказки, басни, которые мы сегодня читали на уроке.

Мы познакомились только с небольшой частью его творчества.

В библиотеке вы можете  взять книги  С.Михалкова.  (выставка книг)

Можете найти и в интернете.

Я благодарю вас сегодня за активную работу и хорошее поведение. Поэтому наше путешествие было интересным и познавательным.

Лапуся

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

 

Скажет папа:

            - Дверь открыта!

Притвори ее, герой! -

Я ему в ответ сердито

Отвечаю:

        - Сам закрой!

 

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся, передай! -

Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу. Сама подай! -

 

Очень бабушку люблю,

Все равно - и ей грублю.

 

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю...

 

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

 

А они ко мне:

             - Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!.. -

А они ко мне:

             - Сыночек,

Положить еще кусочек? -

А они ко мне:

             - Внучок,

Ляг, лапуся, на бочок!..

 

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

 

Я не знаю, как мне быть -

Начал старшим я грубить.

 

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите, рук?!

                Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути".

Чёрный брат ответил: "Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!"

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано утонули два барана.

Прочитать стихотворение из учебника «Если – бы»

Ещё одно стих-е прочитаю вам я. Оно про мальчика, который очень хотел заболеть.

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ! 

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Живот потрогал - не болит!
Чихаю - не чихается!
И кашля нет! И общий вид
Такой, как полагается!
И завтра ровно к девяти
Придется в школу мне идти
И до обеда там сидеть -
Читать, писать и даже петь!
И у доски стоять, молчать,
Не зная, что мне отвечать...

У меня опять:
Тридцать шесть и пять!

Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
"Родная, миленькая ртуть!
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем -
Остановись на `тридцать семь`"!

Прекрасно! Тридцать семь и два!
Уже кружится голова!
Пылают щеки (от стыда!)...
- Ты нездоров, мой мальчик?
- Да!...

Я опять лежу в постели -
Не велели мне вставать.
А у меня на самом деле -
Тридцать шесть и пять.

Что вы  можете сказать об этом ученике?

 

 

Станция «В гости к писателю» на доске стенд с фотографиями.

Рассказ учителя.

С.В.Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея обнаружились в 9 лет. Учась в школе, он начал печатать свои первые стихи.

После окончания школы он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. Но Сергей продолжал  писать стихи и печатался в детских журналах «Огонёк», «Пионер»

В 1935 году он написал «Дядю Стёпу». Михалков становится известным детским  писателем. Наконец, решает поступить в литературный институт.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С.В. был военным корреспондентом. Он прошёл нелёгкими дорогами войны. Во фронтовых газетах печатались его стихи, очерки. По его сценариям были сняты фильмы «Фронтовые подруги», « Бой под Соколом». С.В. был награждён боевыми  орденами и медалями.

За сценарий фильма «Фронтовые подруги» он был награждён Сталинской премией. На эти деньги был построен танк для фронта под именем «Беспощадный»

После войны С.В. продолжил свою литературную деятельность. Он пишет стихи, пьесы для детских спектаклей, сценарии для мультфильмов, для худож. Фильмов «Отроки во Вселенной» и « Москва – Кассиопея».

С.В.Михалков – автор текста гимнов Советского Союза и гимна России.

Именем Михалкова названа одна из планет солнечной

системы.

Физкультминутка под песню «Песенка друзей»

3 станция Театральная.

Михалков написал около 40 пьес для театра. Мы сыграем сценку «Как старик корову продавал» Кристина К автор,

Юля – покупатель,Сергей – паренёк, Тимур – старик.

 

4 станция  Загадочная

4.Определить по отрывкам названия произведений (работа в парах)

А) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»,

Б) Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла. 
(Мой щенок)

В) - А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
-А у нас сегодня гость.
А у вас?
-А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко
А есть из блюдца не хотят. 
(А что у вас?)

Г) В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов 
Жил упрямый Фома 
Ни дома, ни в школе 
Нигде никому -
Не верил 
Упрямый Фома
Ничему 
(Фома)

Д) - На прививку! Первый класс!
-Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи, и – пошел… 
(Прививка)

 

Просмотров: 1634 | Рейтинг: 3.7/6

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова...

"Литературный праздник по творчеству Сергея Михалкова"

Литературный праздник "Веселый день с Сергеем Михалковым"...

Сценарий литературного праздника, посвящённого творчеству С.Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым"

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.Участники: Ведущий, учащиеся 1-4 классов, классные руководите...

Презентация "Страницы творчества Сергея Михалкова"

В презентации представлена викторина по произведениям Михалкова С.В.Биография автора....

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова...

Внеклассное мероприятие по творчеству С. Михалкова "Путешествие в страну стихов"

Цель – закрепить знания детей о творчестве С.В.Михалкова.Продолжать учить детей рассказывать небольшие стихотворения наизусть.Развивать память, мышление.Формировать заинтересованность детей и ро...