К. Ушинский "Проказы старухи-зимы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Агапова Тамара Анатольевна

открытый урок литературного чтения, УМК "начальная школа 21 века", ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_okrytyy.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 2  «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»,  работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска,  мультимедийный проектор,

Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

- Пожелайте друг другу удачи.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В  результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):

  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.

  1. Речевая разминка. (Слайд №2)

- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола.

1. Прочитайте глазками.

2. Прочитайте шёпотом.

3. Прочитайте вслух.

4. Прочитайте медленным темпом.

5. Прочитайте быстрым темпом.

6. Прочитайте с восклицательной интонацией.

7. Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Молодцы!

  1. Работа в парах.

- Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).

- Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.

- А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)

- Молодцы!

  1. Знакомство с автором.  (Слайд №4)

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского  — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился  Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)

-Разнообразие произведений,  написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Словарная работа. (Слайд №7)

- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  7. СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ

  1. Чтение сказки. (Слайд №8)  Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

- Как зима решила расправиться с птицами?

- Что сделали птицы?

- Как звери спасаются зимой от мороза?

- Что сделала зима с реками и озерами?

- Как спрятались рыбы?

- Как приготовились люди к зиме?

- Почему не боятся зимы дети?

- Почему зиме стало обидно?

  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)

Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

- как спасались от зимы птицы? (1 точка)

- что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)

- как спрятались рыбы? (3 точка)

- о зимних забавах детей? (4 точка)

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1.  Составление модели обложки.

- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

- Итак, назовите автора произведения? (К. Ушинский).

- Жанр нашего произведения? (Сказка). ( Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

- Тема сказки? (О природе).

- Заголовок? (Проказы старухи – зимы).

- А теперь самостоятельно составьте модель обложки.

- Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)

 

  1. Работа в тетради. (с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.

- Назовите имя и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем работать?

- Прочитайте заголовок.

- Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

- Давайте поработаем над 1 заданием.

Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

- А про 2 задание я вам скажу немного позже.

  1.   Итог урока.  (Слайд № 15,16)

- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

- Что больше всего понравилось? Запомнилось?

- Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1.  Домашнее задание. (Слайд № 17)

Х.  1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.

  1.  Рефлексия. (Слайд № 18)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школы 8 вида с презентацией...

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

"Образ старухи Зимы."

Данная методическая разработка может быть использована для проведения аппликации на уроке технологии в 4 классе....

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"...