"Образ старухи Зимы."
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Репина Тамара Юрьевна

Данная методическая разработка может быть использована для проведения аппликации на уроке технологии в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_staruhi_zimy.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока технологии

 «Образ старухи Зимы»

                (аппликация 4 класс)

                                                                                                                         

Выполнила

                                                                                                                                                       Репина  Т.Ю.,

                                                                                                                                                                          учитель

                первой  квалификационной категории

                                                Санкт – Петербург

                        2015 год

                                                                                                                                                                     

Цель: Закрепить  умение  детей  выполнять  аппликацию  в  различной  технике,  из  различного  материала.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять  умение  самостоятельно  придумывать  и  изображать  образ  Зимы,  опираясь  на  обобщенные  представления  о  Зиме.                                                                                                                                                                                                                                                                     2.Применять  знакомую  технику  вырезывания  при  подготовке  деталей, соблюдать  пропорции  между  частями   фигуры  при  изображении  человека,  передавать  характерные  особенности  наряда: шуба,  кокошник,  сарафан,  варежки.

3.Закреплять  технику  работы  с  бумагой  без  ножниц:  сгибы  в  разном  направлении,  сложение  гармошкой,  закручивание  завитков.

4.Использовать  знания  о  зимней  цветовой  гамме,  называть,  используя  прилагательные.

5.Учить  проявлять  самостоятельность  и  творчество  в  подборе  материала  для  работы.

6.Закреплять  умение  аккуратно  пользоваться  клеем  и  кистью,  салфеткой  для  удаления  лишнего  клея.

7.Продолжать  формировать  коммуникативные  навыки   и  навыки   взаимопомощи.

  Коррекционные

1.Расширять  и  активизировать  словарь  детей  за  счет  знакомых  новых  слов:  образ, мимика,  волшебница  зима, рассыпалась  клоками,  чародейка   зима. ведьма  злая,  кокошник, оторочка.

2.Развивать  творческое  мышление,  память,  внимание.

3.Развивать  мелкую  моторику  рук.

   Воспитательные

     1. Воспитывать  трудолюбие,  усидчивость,  умение  доводить  начатое  дело  до  конца.

        2.  Вызвать  у  детей   интерес  к  сказочному  образу, положительный  эмоциональный  настрой.  

       3. Воспитывать   эстетические  качества,  умение  видеть  прекрасное,  желание  быть  созидателем  прекрасного.

       4. Воспитывать  любовь  и  бережное  отношение  к  природе.        

Предварительная   работа:

        Тема  занятия

Беседа  о  зимних  изменениях  в  природе.

Заучивание  стихотворения: «Встреча  зимы».

Чтение:  « Зима  в  лесу»  Соколов- Микитов.

Рисование6 «Зимушка  в  лесу».

Лепка  плоскостная : « Зимний  лес».

Чтение : « Первый  снег».  А.П.  Чехов

Заучивание  стихотворения: « Зима»  И.  Суриков.

Конструирование: « Изготовление  завитков  для  зимних  цветов»

Аппликация: « Зимние  цветы»  ( техника- квилинг )

Заучивание  стихотворения: « Здравствуй ,  елка»  Лебедев – Кумач.

Чтение  сказки : « Зимовье  зверей»

Развивающее  занятие: « Наряжаем  елочку».

Ручной  труд: « вырежи  снежинку».

Аппликация: « Поздравительная  открытка»

Заучивание  стихотворения: «Детство»  И.  Суриков

Лепка: « Лыжник»

Рисование: « Зимние  забавы  детей».

Чтение: « Проказы  старухи  Зимы»  К.Д. Ушинский

Оборудование  стола  педагога:  конспект  с  приложениями,  альбом  с  зимними  пейзажами,  образец  изображения  зимы,  инструкция  по ТБ  работы  с  ножницами,  ножницы,  клей,  карандаши,  фломастеры, картон, цветная  бумага,  фольга,  прозрачная  бумага  с  узорами,  трафареты  платьев, блестки, бусинки.

Оборудование  стола  детей;  ножницы,  клей,  карандаши,  фломастеры,  салфетки.

Ход  занятия

Этапы  работы

Деятельность  педагога

     Деятельность  детей

          Примечание

Организационный

-Дети,  отгадайте  загадку:

Дел  у  меня  немало –

Я  белым  одеялом

Всю  землю  укрываю,

В  лед  реки  убираю,

Белю  поля,  дома…

Зовут  меня… (зима.)

-Кто  может  вспомнить  загадку  о  зиме?

Если  дети  затрудняются,   педагог  загадывает  сам:

К  нам  приходит  в  декабре

И  «живет»  три  месяца,

А  когда  ей  уходить,

То  от  злости  бесится.  (зима)

-В  каком  месяце  к  нам  приходит  зима?

--Сколько  месяцев  у  нас  «живет»  зима,  назовите  их.

 

Дети  отгадывают  загадку:

-Зима

Дети  вспоминают  загадки.

Зима  к  нам  приходит  в  декабре.

Зима  «живет»  у  нас  три  месяца:  декабрь,  январь  и  февраль.

Приложение № 1

Загадки

Объявление  темы

Сегодня  мы  будем  делать  аппликацию,  создавая  самостоятельно  образ  Зимы.

Основной

-Чтобы  придумать  и  создать  образ  Зимы,  вы  должны  его  себе  представить.

Как  вы  понимаете  слово «образ»,  что   означает  это  слово?

-Правильно,  а  как  вы  думаете,  в  каждом  месяце  она  разная  или  одинаковая  все  три  месяца?

-Какая  она  в  декабре?

-А  какой  наш  самый  любимый  праздник  зимой,  его  все  ждут  и  любят,  взрослые  и  дети?

- Какой  вы  себе  ее  представляете?  Как  она  может  выглядеть?      

-Во  что  может  быть  одета  Зима?          

-Корона   называется  в  русском  наряде : кокошник.   Повторите.    

По краю  шубы  можно  сделать  оторочку  ватой.  

Оторочкой  называется  мех  пришитый  к  краю  одежды.

Повторите,  что  такое  оторочка. У  нас  меха  нет,  чем  его  можно  заменить?                                      Какие  цвета  можно  использовать,  чтобы  образ  был  декабрьским.

Какие  материалы  подойдут  для  аппликации  декабрьской  Зимы?

-А  какая  зима  в  январе?

-Какие  материалы  подойдут,  чтобы  изобразить  январскую  Зиму?                                                  Будем  украшать  ее бусинками,  фольгой?  Если  дети   затрудняются  с  ответом,  педагог  сам  отвечает:

Зиму  в  любом  случае  можно  украсить  бусинками,  блесками,  фольгой.

-Почему  эти  украшения  можно  использовать? Какие  зимние  осадки  они  могут  изобразить?

Что  общего  между  блестящей  фольгой,  блестками ,  бусинками  и  зимними  осадками?

-Чем  они  похожи?

-А  как  вы  себе  представляете  январскую  Зимушку?

- Она  не  сердитая,  а  серьезная.  У  нее  много  дел:  снег  надо  насыпать,  реки  подморозить.

- Как  вы  себе  представляете  февральскую  зимушку?

 Почему  она  сердитая  и  не  такая  красивая?

Правильно,  вы  верно  все  подметили.

-Что,  помимо  одежды,  прически  может  говорить  нам  о  настроении7

Правильно.  Выражение  лица  подчеркивает  настроение.  Выражение  настроения  на  лице  называется  мимикой.

-Какое  выражение  лица  вы  можете  назвать?

-назовите  эти  прилагательные.

-Педагог  показывает  лица  с  разным  изображением  настроения. Посмотрите  и  назовите,  какое  настроение  на  этом  изображении?  

- Мы  с  вами  поговорили  о  том,  как  можно  изобразить  Зиму,  как  мы  ее  представляем.

-Послушайте,  как  о  зиме,  о  том,  что  она  делает,  пишут  поэты.

Педагог  читает  строчки  из  стихов  о  зиме  разных  поэтов.

Вот  как  по-разному  поэты  изображают  зимушку.

Прежде  чем  начать  делать  аппликацию,  давайте  повторим,  какие  материалы  вы  будите  использовать  в  работе.

-Какие  основные  цвета  лучше  использовать  при  изображении  зимы?

-Я  решила,  что  покажу  свою  работу  вам  в  конце  занятия,  а  вы  отгадаете,  из  какого  месяца  эта  зимушка.

Прежде  чем  мы  приступим  к  работе,  давайте  поиграем.

Дети  отвечают  на  вопрос.

Это  как  выглядит,  на  кого  или  на  что  похожа Зима.

Зима  разная.                                     В  декабре  она  очень  холодная,  но  веселая,  потому  что  ей  все  рады,  можно  поиграть  в  снежки,  кататься  на  санках  и  коньках,  кататься  на  лыжах

В  конце  декабря  мы  встречаем  праздник  «Новый  год».

Это  женщину.  Она  одета    нарядно.

В  шубу,  в  сарафан.  На  голове  шапка  или  корона.

Кокошник

Оторочка-это  мех  по  краю  одежды.  Ватой.

Белый,  синий,  голубой, розовый.                  Разноцветная  бумага   белая,  голубая,  розовая,,  фольга,  вата,  бусинки, блестки.

В  январе  очень  холодно,  зима  немного  сердитая.

Те  же,  но  без  розового  цвета.

Больше  белого  и  синего.

Снежинки,  иней, льдинки.

Они  похожи  тем,  что  блестят .

Она  не  веселая,  можно  сказать  сердитая.

Она  не  такая  белая  и нарядная.  Она  злая,  хмурая.

Потому   что  ей  скоро  уходить.

Лицо

Веселое,  грустное,  хмурое, злое.        

                                       удивленное,  плаксивое,  кричащее,  улыбающееся,  хохочущее.

Дети  отвечают:  бумагу  разных  цветов,  фольгу,  блестки,  бусинки ,  вату  и т.д.

Синий,  голубой,  розовый,  серебристый.

Опорное  слово: образ

Опорное  слово: кокошник

Опорное  слово : оторочка

Опорное  слово: мимика

Приложение № 2

Лица  с  изображением  настроения

Приложение № 3

Выдержки  из  стихов

Опорные  слова:

Чародейка  зима

Волшебница  зима

Ведьма  злая

Рассыпалась  клоками

Приложение № 4

Образец воспитателя

Динамическая  пауза

Педагог  читает  стихотворение:

Дети  выполняют  движения  под  слова  стихотворения.

Приложение № 5

физкультминутка

Основной  этап

Перед  тем,  как  начать  работать,  давайте  повторим  правила  работы  с  ножницами.

Если  дети  затрудняются,  воспитатель  напоминает  ТБ.

У  меня  вы  можете  выбрать  трафарет  платья  для  Зимы   и  материал,  которая  вам  нравится.

Вы  приготовили  материал  для  работы,  давайте  вспомним,  как  пользоваться  трафаретом.

Вспомните,  прежде,  чем  приклеивать,  что  вы  должны  сделать?

Правильно. В  какой  последовательности  вы  будите  приклеивать?

Правильно.  Начинайте  свою  работу.  Можете  помогать  друг  другу советом.

Педагог  оказывает  индивидуальную  помощь

Нельзя  ходить  с  ножницами.

Передавать  ножницы  надо  вперед  кольцами   закрытыми.

Нельзя  подносить  ножницы  близко  к  лицу,  размахивать  ими.

Дети  выбирают  на  столе  воспитателя  трафарет  платья и  необходимый  материал  для  работы.

Надо  наложить  трафарет  на  бумагу,  обвести,  а  потом  вырезать.

Надо  все  детали  выложить  на  картоне  и  посмотреть,  как  должна  выглядеть  готовая  работа.

Надо  приклеивать  одну  деталь  за  другой,  как  разложено  на  картоне.

Дети  начинают  выполнять  аппликацию.

Приложение № 6

Инструкция  по  ТБ  работы  с  ножницами

Приложение № 7

Трафареты  платьев

Итог  занятия

Педагог  вывешивает  готовые  работы  на  доску.

Давайте   посмотрим,  какие  красивые  работы  у  нас  получились.

Кого  мы  изображали  в  своей  аппликации?

Из  какого  месяца  Зима  можно  определить  по  изображению?

Почему  вы  так  решили?

Скажите,  в  чем  были  ваши  затруднения  при  выполнении  работы?

Молодцы.  Вы  все  справились,  хотя  были  трудности,  работы  аккуратно  выполнены,  все  образы  получились  разными. Хорошо,  что  вы  работали  дружно  и  помогали  друг  другу.

Зима приготовила  для  вас  волшебный  ларец,  если  в  нем  будет  сюрприз,  значит,  она  довольна  вашими  работами. Педагог  открывает  ларец.

Ларец  полный.  В  нем  лежат…

Отгадайте  загадку  и  вы  узнаете,  что  там:

Мы   растем  вниз  головой

Не  летом  растем,  а  зимой.

Правильно  сосульки,  но  они  не  настоящие,  это  конфетки-сосульки.

Педагог  угощает  детей  конфетами.

Мы  сегодня  делали  аппликацию  Зимы.

Можно.  Больше  всего  декабрьской  зимы.

Все   Зимушки  очень  нарядные  и  красивые.  

Они  в  праздничном  наряде.

Трудно  вырезать  тонкую  фольгу

Сосульки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школы 8 вида с презентацией...

К. Ушинский "Проказы старухи-зимы"

открытый урок литературного чтения, УМК "начальная школа 21 века", ФГОС...

Конспект открытого урока по чтению в 3 классе по теме: «К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Данный урок был проведен в рамках окружного семинара для заместителей директоров разнопрофильных образовательных учреждений ЮОУО по теме " Нравственные основы урока"....

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"

Презентация . Сказка "Проказы старухи зимы"...