Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_po_p._ershovu.docx31.83 КБ
Файл igra_po_ershovu.pptx381.16 КБ

Предварительный просмотр:

«ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ»


Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок» (для учащихся 3-4 классов)

Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на три  команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.I. Вопросы для разминки.

1)  Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2)  А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой  самодельной  игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.II. Литературная викторина

1)  Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2)  Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)  Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4)  А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )

5)  Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6)  Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7)  У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?  ( На базаре в конном ряду)

8)  Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?  ( Десять шапок серебра)

9)  Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?  (Спальник – слуга царя)


10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы.
Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?  (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12.
За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?  (Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака.  (Иван очень любил петь и спать)III. Сказочный словарь.
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Почивальня - спальня
·
Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
·
Басурман - иноземец
·
Городничий - начальник города в старину
·
Глазей - подсматривающий
·
Красно платье - нарядное, цветное, красивое
·
Челядь – слуги
·
Буерак - овраг, яма

Лубок   (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай   (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

Опояски  (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Постучали ендовой   (Выпили вина)

Рядовой   (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости - купцы, торговцы.)
  2. «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай - широкая одежда без пояса.)
  3. «Вот неделей через пять
    Начал
    спальник примечать.»
    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
  4. «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой -
    Будь же царский
    стремянной
    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
  5. «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй,
    решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные - пожарные.)
  6. «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В
    почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня)
    IV. Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.

Чудо-юдо рыба-кит.
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»

 

 Царь–девица.
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится , -
Рассуждает стременной, -
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

 Жар–птицы.
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты»

V. Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшего брата Данилы.)

Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(Кобылицы.)

Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,
Это – службишка, не служба.
(Конька - Горбунка.)

Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
(Царь - девицы.)

Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ерша.)

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

“Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

“Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

“Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

“Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

VI. «Кто  это?» (определить по описанию героя  сказки)

“Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

“Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

“Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

 “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

  1. Конкурс «Что, где, когда?» 

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу,                                       Да возили в град-столицу)

2)  Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?  ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4)  Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5)  Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?(Только, чур, со мной не драться,  И давать мне высыпаться,                  А не то я был таков!)

6)  Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?                    (Три недели)

7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?  (На восток, 8 дней.)

8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?  (Пожаловал чин ”царский стременной”)

9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?  (Посадить на кол)

10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?  (Два корыта белоярова пшена,                          Да заморского вина)

11) Что потребовал у царя Иван для  «царевниной поимки»?                                                                                       (Две ширинки, шитый золотом шатёр,  Да обеденный прибор,                                                                             Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)

12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти                                     за него замуж?  (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна.                                           Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

13)  С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?  (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)

14) Назовите родных Царь-девицы.  (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?  (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья  Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?  (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)

17) Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?    (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

18)  Опишите сундучок Царь-девицы.  (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

19) Сколько лет было Царь-девице?  (Мне 15 только лет)

20) Сколько лет было Царю?  (70 лет)

21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?  (Кобылица та была  Вся, как зимний снег, бела  Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см ) 

23) Вспомните эпиграф ко второй части.                                                                                      (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!) 

24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)   

25)  О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

27)  В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?              ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

28) Чем закончилась сказка?  ( Сердцу  мило! Я там был; мёд, вино и пиво  пил.                                                   По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”?   (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                                                                                                                                                                                                          Чему  учит  эта  сказка?  (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

–  Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает  их)

– Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК» «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ» (для 3 – 4 классов)

Слайд 2

Ершов Петр Павлович (1815 – 1869) Сегодня мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конёк-горбунок », которую написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет . К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова , которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

Слайд 3

Разминка 1 ) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки ? 2 ) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Слайд 4

л итературная викторина 1) Как звали трех братьев в сказке ? 2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства? 4) А что рассказал Иван-дурак , когда утром вернулся после ночного караула?

Слайд 5

л итературная викторина 5) Откуда у Ивана появился Конёк – Горбунок? 6) Опишите, как выглядел Конёк – Горбунок . 7) У Ивана – дурака , кроме Конька- Горбунка, было ещё два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? 8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

Слайд 6

л итературная викторина 9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конёк-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесёт оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? 10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?

Слайд 7

л итературная викторина 11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? 12) За что рыба – кит несла свое мучение ? 13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? 14) Назовите любимые занятия Ивана-дурака .

Слайд 8

с казочный словарь «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости - купцы, торговцы.) «Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает.» (Малахай - широкая одежда без пояса.) «Вот неделей через пять Начал спальник примечать.» (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

Слайд 9

с казочный словарь «Вот люблю дружка Ванюшу, Взвеселил мою ты душу, И на радости такой - Будь же царский стремянной !» (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.) «Царь кричит на весь базар: «Ахти, батюшки, пожар! Эй, решёточных сзывайте ! Заливайте, заливайте!» (Решёточные - пожарные.) «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить …» (Почивальня – спальня)

Слайд 10

с оставьте портрет Чудо-юдо рыба-кит. «Поперек моря лежит Чудо- юдо рыба кит. Все бока ее изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр–бор шумит. На спине село стоит, Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов, Ищут девушки грибов…»

Слайд 11

с оставьте портрет Царь–девица. « Царь–девица подплывает, Входит с гуслями в шатер, И садится за прибор. « Хм! Так вот та царь-девица! Как же в сказках говорится , - Рассуждает стременной, - Что куда красна собой Царь- девица, так что диво! Эта вовсе не красива: И бледна–то, и тонка, Чай, в обхват–то три вершка, А ножонка-то, ножонка! Тьфу-ты ! Словно у цыпленка! Пусть полюбится кому, А я и даром не возьму»

Слайд 12

с оставьте портрет Жар–птицы . « Неча молвить страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то сущий смех! Чай, таких у куриц нету, А уж сколько парень свету , Словно батюшкина печь»

Слайд 13

с оставьте портрет Чудо–кони . «Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты»

Слайд 14

кто это сказал и кому? Ну, Иван, - ему сказала - Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь . Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. Я с повинной голов ою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казн ить , Прикажи мне говорить. Будьте милостивы, братцы, Дайте чуточку подраться. Соколины твои очи Не дадут мне спать средь ночи. И во время бела дня – Ох! Измучают ме ня.

Слайд 15

КОНКУРС «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Каждой команде задаётся 10- 12 вопросов. На них следует быстро отвечать, засчитывается любой правильный ответ, который назвал один из членов команды. Сколько правильных ответов – столько баллов набирает каждая команда за этот конкурс.

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чему учит эта сказка? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки? Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их.

Слайд 17

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? доброта смелость умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу) бескорыстие, забота о других умение дружить стремление к цели и упорство находчивость житейский ум, смекалка проворный, шустрый, смышлёный

Слайд 18

характеристика героя Чем тебе нравится Конёк-Горбунок? добрый умный, он помог Ивану в решении задачек царя; бескорыстный хороший и преданный друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает, всегда выручает Ивана в беде; верный, всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём; симпатичный, маленького роста маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.

Слайд 19

Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....

Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок

Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Е...

Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок

Технологическая карта урока  к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»...