Главные вкладки

    Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»
    методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

    Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnaya_igra_po_p._ershovu.docx31.83 КБ
    Файл igra_po_ershovu.pptx381.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ»


    Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок» (для учащихся 3-4 классов)

    Оформление: сказка П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка, призы. Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания Для того, чтобы совершить путешествие - игру по сказке, необходимо разделиться на три  команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.I. Вопросы для разминки.

    1)  Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

    Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
    И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

    2)  А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

    Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой  самодельной  игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.II. Литературная викторина

    1)  Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
    (Данило, Гаврило, Ванюша)

    2)  Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 

    (Всю я ноченьку не спал;
    На мое ж притом несчастье
    Было страшное ненастье:
    Дождь вот так ливмя и лил
    Рубашонку всю смочил)

    3)  Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

    ( Всю я ноченьку не спал,
    Да к моей судьбе несчастной
    Ночью холод был ужасный,
    До сердцов меня пробрал.)

    4)  А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

    (« Всю я ноченьку не спал,
    Звезды на небе считал,
    Вдруг приходит дьявол сам,
    С бородою и с усам….
    Вот и стал тот черт скакать
    И зерно хвостом сбивать.
    Я шутить ведь не умею
    И вскочил ему на шею….» )

    5)  Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
    ( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

    6)  Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
    ( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см)
    с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

    7)  У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?  ( На базаре в конном ряду)

    8)  Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?  ( Десять шапок серебра)

    9)  Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?  (Спальник – слуга царя)


    10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы.
    Чем он приманивал Жар – птицу?
    (Пшеном, смешанным с вином)

    11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?  (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

    12.
    За что рыба – кит несла свое мучение?
    (За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

    13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?  (Ивану помогал Конек – Горбунок)

    14. Назовите любимое занятие Ивана-дурака.  (Иван очень любил петь и спать)III. Сказочный словарь.
    Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

    · Почивальня - спальня
    ·
    Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
    ·
    Басурман - иноземец
    ·
    Городничий - начальник города в старину
    ·
    Глазей - подсматривающий
    ·
    Красно платье - нарядное, цветное, красивое
    ·
    Челядь – слуги
    ·
    Буерак - овраг, яма

    Лубок   (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

    Малахай   (Меховая шапка с длинными ушами. Длиннополая одежда без пояса)

    Опояски  (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

    Постучали ендовой   (Выпили вина)

    Рядовой   (Слуга)

    Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

    1. «Гости! Лавки отпирайте,
      Покупайте, продавайте!»
      (Гости - купцы, торговцы.)
    2. «Тут Иван с печи слезает,
      Малахай свой надевает.»
      (Малахай - широкая одежда без пояса.)
    3. «Вот неделей через пять
      Начал
      спальник примечать.»
      (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)
    4. «Вот люблю дружка Ванюшу,
      Взвеселил мою ты душу,
      И на радости такой -
      Будь же царский
      стремянной
      (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)
    5. «Царь кричит на весь базар:
      «Ахти, батюшки, пожар!
      Эй,
      решёточных сзывайте!
      Заливайте, заливайте!»
      (Решёточные - пожарные.)
    6. «Постой немножко,
      Прикажи сперва окошко
      В
      почивальне затворить…»
      (Почивальня – спальня)
      IV. Составь портрет.

    Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев и по желанию рисунок свой.

    Чудо-юдо рыба-кит.
    «Поперек моря лежит
    Чудо- юдо рыба кит.
    Все бока ее изрыты,
    Частоколы в ребра вбиты,
    На хвосте сыр–бор шумит.
    На спине село стоит,
    Мужики на губе пашут,
    Между глаз мальчишки пляшут,
    А в дубраве меж усов,
    Ищут девушки грибов…»

     

     Царь–девица.
    « Царь–девица подплывает,
    Входит с гуслями в шатер,
    И садится за прибор.
    « Хм! Так вот та царь-девица!

    Как же в сказках говорится , -
    Рассуждает стременной, -
    Что куда красна собой
    Царь- девица, так что диво!
    Эта вовсе не красива:
    И бледна–то, и тонка,
    Чай, в обхват–то три вершка,
    А ножонка-то, ножонка!
    Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
    Пусть полюбится кому,
    А я и даром не возьму»

     Жар–птицы.
    « Неча молвить страх красивы!
    Ножки красные у всех,
    А хвосты-то сущий смех!
    Чай, таких у куриц нету,
    А уж сколько парень свету,
    Чай таких у куриц нету,
    А уж сколько парень свету,
    Словно батюшкина печь»

    Чудо–кони.
    «Молодые, вороные,
    Вьются гривы золотые,
    В мелки кольца завитой
    Хвост струится золотой,
    И алмазные копыты
    Крупным жемчугом обиты»

    V. Чьи это слова?

    Всю я ноченьку не спал;
    На моё ж притом несчастье
    Было страшное ненастье!
    Дождь вот так ливмя и лил…
    (Старшего брата Данилы.)

    Ну, Иван, - ему сказала -
    Коль сумел ты усидеть,
    Так тебе мной и владеть.
    (Кобылицы.)

    Я с повинной головою,
    Царь, явился пред тобою,
    Не вели меня казнить,
    Прикажи мне говорить.
    (Спальника.)

    Но, сказать тебе по дружбе,
    Это – службишка, не служба.
    (Конька - Горбунка.)

    Коль себя не пожалеешь,
    Ты опять помолодеешь.
    (Царь - девицы.)

    Будьте милостивы, братцы,
    Дайте чуточку подраться.
    (Ерша.)

    Ты вот, так сказать, примерно,

    Сослужил мне службу верно,

    То есть, будучи при всем

    Не ударил в грязь лицом”

    (Старик о старшем сыне Даниле)

    “Соколины твои очи

    Не дадут мне спать средь ночи.

    И во время бела дня –

    Ох! Измучают меня”

    (Царь о Царь-девице)

    Я шутить ведь не умею

    (Иван-дурак – кобылице)

    “Эй, хозяин,- полно спать!

    Время службу исправлять”

    (Конек-Горбунок Ивану)

    “Что ты долго не являлся?

    Где ты, вражий сын, шатался?”

    (Кит Ершу)

    “Путь-дорога, господа!

    Вы откуда и куда?”

    (Рыба-кит Ивану и Коньку)

    VI. «Кто  это?» (определить по описанию героя  сказки)

    “Вьётся кругом над полями

    Виснет пластью надо рвами

    Мчится скоком по горам

    Ходит дыбом по лесам”

    (Кобылица – мать Конька-Горбунка)

    Ражий парень, хоть куды!

    Волос гладкий, сбоку ленты,

    На рубашке прозументы,

    Сапоги как ал сафьян

    (Царский спальник об Иване-дурачке)

    “Эта вовсе не красива;

    И бледна-то, и тонка,

    Чай в обхват-то три вершка;

    А ножонка-то, ножонка!

    Тьфу ты! Словно у цыпленка!

    Пусть полюбится кому,

    Я и даром не возьму.

    (Иван-дурачок о Царь-девице)

    “Ох, ты, вечная гуляка,

    И крикун и забияка!

    Всё бы, дрянь, тебе гулять

    Всё бы драться да кричать”

    (Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

     “Он зимой тебя согреет,

    Летом холодом овеет,

    В голод хлебом угостит

    В жажду мёдом напоит”

    (Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

    1. Конкурс «Что, где, когда?» 

    1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу,                                       Да возили в град-столицу)

    2)  Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

    3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал?  ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

    4)  Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. (“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

    5)  Какие условия Иван-дурак поставил царю, когда соглашался идти служить в царскую конюшню?(Только, чур, со мной не драться,  И давать мне высыпаться,                  А не то я был таков!)

    6)  Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу?                    (Три недели)

    7) В какую сторону и сколько дней ехали Иван и Конек-Горбунок за Жар-птицей и Царь-девицей?  (На восток, 8 дней.)

    8) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу?  (Пожаловал чин ”царский стременной”)

    9) Чем угрожал царь Ивану, если он не привезёт ему Царь-девицу?  (Посадить на кол)

    10) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу?  (Два корыта белоярова пшена,                          Да заморского вина)

    11) Что потребовал у царя Иван для  «царевниной поимки»?                                                                                       (Две ширинки, шитый золотом шатёр,  Да обеденный прибор,                                                                             Весь заморского варенья, И сластей для прохлажденья)

    12) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти                                     за него замуж?  (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна.                                           Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

    13)  С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?  (И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал)

    14) Назовите родных Царь-девицы.  (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

    15) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что?  (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья  Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

    16) Что предлагал в награду рыба-кит Ивану и Коньку-Горбунку за то, что они помогли ему освободиться?  (Раковин цветистых, Рыбок золотистых, Крупных жемчугов)

    17) Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук Царь-девицы?    (Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди)

    18)  Опишите сундучок Царь-девицы.  (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

    19) Сколько лет было Царь-девице?  (Мне 15 только лет)

    20) Сколько лет было Царю?  (70 лет)

    21) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади?  (Кобылица та была  Вся, как зимний снег, бела  Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

    22) Какой рост Конька-горбунка? ( 3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см ) 

    23) Вспомните эпиграф ко второй части.                                                                                      (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!) 

    24) Сколько сказок было в книге слуги? (Пять.)   

    25)  О чём эти сказки? (О бобре; о царе; о боярыне восточной; о князе Бобыле; о Царь-девице.)

    26) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

    27)  В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?              ( В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

    28) Чем закончилась сказка?  ( Сердцу  мило! Я там был; мёд, вино и пиво  пил.                                                   По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

    29) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища”?   (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                                                                                                                                                                                                          Чему  учит  эта  сказка?  (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

    –  Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает  их)

    – Понравилась ли вам сказка?

    – Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

    ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ  ПОБЕДИТЕЛЕЙ.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК» «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМ СТАТЬ МНЕ МОГ» (для 3 – 4 классов)

    Слайд 2

    Ершов Петр Павлович (1815 – 1869) Сегодня мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конёк-горбунок », которую написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет . К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова , которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

    Слайд 3

    Разминка 1 ) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки ? 2 ) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

    Слайд 4

    л итературная викторина 1) Как звали трех братьев в сказке ? 2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора? 3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства? 4) А что рассказал Иван-дурак , когда утром вернулся после ночного караула?

    Слайд 5

    л итературная викторина 5) Откуда у Ивана появился Конёк – Горбунок? 6) Опишите, как выглядел Конёк – Горбунок . 7) У Ивана – дурака , кроме Конька- Горбунка, было ещё два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? 8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?

    Слайд 6

    л итературная викторина 9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конёк-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесёт оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? 10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?

    Слайд 7

    л итературная викторина 11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? 12) За что рыба – кит несла свое мучение ? 13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет? 14) Назовите любимые занятия Ивана-дурака .

    Слайд 8

    с казочный словарь «Гости! Лавки отпирайте, Покупайте, продавайте!» (Гости - купцы, торговцы.) «Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает.» (Малахай - широкая одежда без пояса.) «Вот неделей через пять Начал спальник примечать.» (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

    Слайд 9

    с казочный словарь «Вот люблю дружка Ванюшу, Взвеселил мою ты душу, И на радости такой - Будь же царский стремянной !» (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.) «Царь кричит на весь базар: «Ахти, батюшки, пожар! Эй, решёточных сзывайте ! Заливайте, заливайте!» (Решёточные - пожарные.) «Постой немножко, Прикажи сперва окошко В почивальне затворить …» (Почивальня – спальня)

    Слайд 10

    с оставьте портрет Чудо-юдо рыба-кит. «Поперек моря лежит Чудо- юдо рыба кит. Все бока ее изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр–бор шумит. На спине село стоит, Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов, Ищут девушки грибов…»

    Слайд 11

    с оставьте портрет Царь–девица. « Царь–девица подплывает, Входит с гуслями в шатер, И садится за прибор. « Хм! Так вот та царь-девица! Как же в сказках говорится , - Рассуждает стременной, - Что куда красна собой Царь- девица, так что диво! Эта вовсе не красива: И бледна–то, и тонка, Чай, в обхват–то три вершка, А ножонка-то, ножонка! Тьфу-ты ! Словно у цыпленка! Пусть полюбится кому, А я и даром не возьму»

    Слайд 12

    с оставьте портрет Жар–птицы . « Неча молвить страх красивы! Ножки красные у всех, А хвосты-то сущий смех! Чай, таких у куриц нету, А уж сколько парень свету , Словно батюшкина печь»

    Слайд 13

    с оставьте портрет Чудо–кони . «Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты»

    Слайд 14

    кто это сказал и кому? Ну, Иван, - ему сказала - Коль сумел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь . Но, сказать тебе по дружбе, Это – службишка, не служба. Я с повинной голов ою, Царь, явился пред тобою, Не вели меня казн ить , Прикажи мне говорить. Будьте милостивы, братцы, Дайте чуточку подраться. Соколины твои очи Не дадут мне спать средь ночи. И во время бела дня – Ох! Измучают ме ня.

    Слайд 15

    КОНКУРС «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Каждой команде задаётся 10- 12 вопросов. На них следует быстро отвечать, засчитывается любой правильный ответ, который назвал один из членов команды. Сколько правильных ответов – столько баллов набирает каждая команда за этот конкурс.

    Слайд 16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чему учит эта сказка? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки? Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их.

    Слайд 17

    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? доброта смелость умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу) бескорыстие, забота о других умение дружить стремление к цели и упорство находчивость житейский ум, смекалка проворный, шустрый, смышлёный

    Слайд 18

    характеристика героя Чем тебе нравится Конёк-Горбунок? добрый умный, он помог Ивану в решении задачек царя; бескорыстный хороший и преданный друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает, всегда выручает Ивана в беде; верный, всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём; симпатичный, маленького роста маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький.

    Слайд 19

    Подведение итогов. Награждение победителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мини-викторина по произведению П. П. Ершова "Конёк-Горбунок"

    Данную мини-викторину можно использовать на уроках литературного чтения или внеклассных занятиях в 4 классе....

    Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

    Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

    Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

    Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

    Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

    Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

    Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок

    Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Е...

    Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок

    Технологическая карта урока  к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...

    Кроссворд по произведению П.П. Ершова "Конёк - горбунок"

    Материал  может быть использован на уроках литературного чтения в 4 классе по программе "Школа России" при изучении отрывка из произведения П.П. Ершова "Конёк - горбунок"....