Самоанализ урока к сказке П.П. Ершова Конёк-Горбунок
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно–методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Ершов. Тип урока – урок- семинар

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя начальных классов Кисловской Ольги Сергеевны.

Вашему вниманию представлен урок литературного чтеничя в 4 классе по учебно – методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока  П.П. Ершов. Тип урока – урок- семинар

Мною был использован итоговый семинар.  

Класс был разбит на творческие группы .За неделю до семинара учащиеся были ознакомлены с заданиями различного характера:

Группе литературоведов -  найти материала из биографии П. Ершова и о сказке «Конек-горбунок»;

Группе переводчиков был предложен список старинных слов и дано задание найти толкование каждого слова.

Группа знатоков -  близко к тексту читать сказку, составить  вопросы для викторины-теста

Группа экспертов – составить список характерных черт присущих Ивану, подтверждая текстом

Группа аналитиков - отзыв о сказке на тему «Чему учит сказка Конек-горбунок».

Группа клипмейкеров- приготовить видео выставку из рисунков ребят, составляя рисунки  по содержанию сказки

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

-Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала;

формировать навыки использования информационных технологий; продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Развивающие цели:

-Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать

Воспитательные цели:

-Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

-воспитывать  волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

- воспитание любви к чтению

Планируемый результат

 Предметные: 

Знания:

 -развивать самостоятельность, умение выразить мысль

 -знать сведения из жизни писателя

 -Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте

-делать вывод, чему учит эта сказка

Умения:

-Умение  анализировать поступки героев.

Навыки:

-Развивать навыки выразительного чтения.

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте

-делать вывод, чему учит эта сказка

Метапредметные:

Регулятивные: с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  внося необходимые коррективы в выполненное действие после его завершения на основе его оценки с учётом  характера сделанных ошибок

Познавательные: для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы организовывать  поиск необходимой информации,  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

принимать и сохранять учебную цель и задачи; выделять необходимые правила поведения исходя из того, чем является то или другое общественное место.

Коммуникативные: в совместной деятельности слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов; для решения различных коммуникативных задач использовать речевые средства: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к  учебному материалу, на основе критерия успешности учебной деятельности формировать способность к самооценке 

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка

Ресурсы:

  • основные
  • Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс

  • дополнительные
  • Маршрутные листы
  • толковый словарь
  • компьютер, мультимедийное оборудование, презентации,

выполненные в программе Power Point,

  • музыкальный клип из детских рисунков выполненный  в программе

Movie Maker

,

Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа.

В соответствии с этим были определены следующие этапы урока:

Этап урока

Целевая установка

Результаты деятельности

Краткий анализ

Перечень формируемых УУД

1.Этап мотивации  к учебной деятельности

Подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность;

определить тип урока.

Данный этап имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить  на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень  серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется  умение себя  мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе  закладывается характер  взаимоотношений учителя и класса. Обучающиеся  проговари -вают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока. Пожелания друг другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека.

Подводят микроитог: готовы к уроку.

Коммуникативные:

- умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе  и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-умения чувствовать необходимость  учения.

2.Формулирования

темы урока, постановка цели.

 Организовать работу по определению темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. С помощью учителя, отвечая на вопросы, обучающиеся формулировали тему урока и определили задачи

  • знать отдельные сведения из жизни писателя
  • повторить знания содержания сказки
  • знать значения  устаревших слов
  • выяснить, каким характером обладает Иван
  • сделать вывод, чему учит эта сказка

Для отслеживания за  выступлениями групп и зафиксировать полученные знания, ребята получают маршрутный лист и пояснения к работе с ним

Всё это стимулировало познавательную мотивацию;

способствовало организации внимания.

Регулятивные: 

- умение понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи

- умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: 

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и понимать речь других .

3. Основной  этап

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Формировать личностные УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление  знаний,

формировать   регулятивные УУД через  коллективную работу, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения  оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других.

На данном этапе урока с целью осознания и принятия обучающимися учебного материала по виду источников использовались словесный, наглядный(демонстрация слайдов),   практический методы обучения, а по виду деятельности - метод изложения учебного материала обучающимися, используются маршрутные листы, которые обучающиеся заполняют  после ознакомления с приготовленными сообщениями. Даются задания записать: что узнали о П.П. Ершове, объяснить значения фразеологизмов,

ответьте на вопросы по содержанию сказки, каким характером обладает Иван, чему научила сказка, отразить настроение на уроке.

 Задания такого вида хорошо развивают  память, мышление,  воображение, речь,  творческие способности детей, позволяют детям закрепить знания и систематизировать их.

Познавательные:

- умение ориентиро-ваться в своей системе знаний (определять границы знания/

незнания).

Регулятивные:

- умение записать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли.

- слушать и понимать речь других.

Динамическая пауза.

Создание условий для психоэмоцио-нальной  разгрузки.

Это этап снятия напряжения и усталости  обучающихся.  Создания  условий для обеспечения позитивной мотивации обучаю-щихся. Данный этап являлся неотъемлемой частью урока и имел смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника).

Использовался принцип психологической ком-фортности системно-деятельностного подхода, который предполагает  снятие всех стресс-сообразующих факторов учебного процесса, и  создает  на уроке доброжелательную атмосферу.

Коммуникативные:

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

4. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через аннализ и оцен-ку успешности достижения цели.

На данном этапе просматриваем видео выставку, из детских иллюстраций, вместе с обучающимися подвожу итог урока.  Дети сообщают о своём отношении к уроку, урок детям понравился. Оценку своей деятельности изобразили в маршрутном листе. Анализ  маршрутных листов показал, что у 96% детей работа была выполнена правильно.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совмес-тно с учителем и одноклассниками;

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к само-оценке на основе кри-терия успешности учебной деятельности;

-  устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточ-ной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли.

5. Этап сообщение домашнего задания

Сообщить уча-щимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

На этом этапе урока мною было предложено дома поразмышляйте  на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…»  написать мини- сочинение Обучающиеся с удовольствие восприняли данное задание

Использовался  метод беседы.

Слушали инструктаж, записали  домашнее задание.

Регулятивные:

- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

Такой семинар раскрыл творческие способности  каждого ребенка, ввел их в поиск, воспитывал аккуратность, ответственность, чувство сопереживания за свою группу, радость и удовлетворение от полученных результатов. Семинар стал для детей праздником, с которым им не хотелось расставаться.

Результативность по изучению сказки П.Ершова показала высокие результаты, не было отчужденных учеников, мимо которых пролетела сказка. В течение всей недели дети жили этой сказкой, говорили только о ней, а значит и урок этой сказки – быть добрым и честным, умным и справедливым, ответственным и исполнительным, жизнелюбивым и верным в дружбе, любящим русское начало -  послужил ребятам на пользу.

   Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с  заданными целями урока, умение работать в парах, группах, мобилизировать себя на восприятие и переработку новой информации.

     

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, исходя из чего, на уроке использовалась интерактивная доска.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были приготовлены следующие запасные ходы и методические приемы :

- если не хватит времени,  будут сокращены по длительности задания,

 - если время останется, будут использованы дополнительные упражнения (дидактическая  игра)

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока.  Прошел он на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Урок поставленных задач достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по сказке П.П.Ершова «КОНЁК – ГОРБУНОК»

Методическая разработка урока - путешествия по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"...

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);   убедит в  том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н...

Викторина по сказке П.П.Ершова "Конёк - Горбунок"

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Цели: Развитие навыков и  умений школьников в поиске нужной информации...

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Урок литературы  в 4 классе по сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” в  форме  семинара....

Урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок».

Заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок»....

Технологическая карта урока к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок

Технологическая карта урока  к сказке П.П. Ершова Конёк -Горбунок...

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»...