Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ "Берестяная трубочка")
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок литературного чтения в первом классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berestyanaya_trubochka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72

 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

Маленькие открытия писателя М. Пришвина

(рассказ «Берестяная трубочка»)

Предмет: урок литературного чтения

Класс: 1 класс

Технология урока: технология продуктивного чтения

Автор: Букова Марина Владимировна

учитель высшей категории

2011 год

Тип урока. Урок работы с новым текстом.

Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с  автором;

                      формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Формирование УУД

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • формирование  умения слушать и понимать других;
  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
  • выразительно читать текст

Регулятивные:

  • формирование умения высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Проверка домашнего задания.

К. Паустовский «Приточная трава»

  1. План  рассказа в рабочей тетради стр. 52 № 3
  2. Задание № 4 на стр. 52.

Ученики зачитывают план рассказа.

Ученики читают  отрывок – описание приточной травы и показывают свои рисунки к этому отрывку.

II.        Упражнения в чтении. Введение в тему урока.

Хочешь увидеть – стань невидимым.

Хочешь услышать – стань неслышным.

Хочешь узнать – затаись……

Н. Сладков

-  Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, что можно узнать, если стать невидимым и неслышным?

- Сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадывать маленькие тайны.

  • Отгадайте загадку.

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены,

      Шапочки зелены.

Р. т. стр. 53 № 2.

- Прочитайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет.

(эти же слова есть на слайде)

Р. т. стр. 53 № 3.

- Прочитайте сочетания слов. Объясните их.

Учитель обобщает ответы детей и на слайдах демонстрирует берестяной кузовок и берестяные грамоты.

Берестяной кузовок – старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора дикорастущих и садовых ягод. Особенно он удобен для мягких плодов, которые в кузовке абсолютно не мнутся и не выпускают ценный, питательный сок.

Берестяные грамоты - письма и документы XI-XV вв. на березовой коре. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались.

- А что же такое берестяная трубочка?

- Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ и проверим, верны ли  ваши догадки.

Дети читают запись на доске.

- Много интересного.

- Узнать какую-то тайну.

- Березки

- Это родственные слова, они близкие по смыслу.

Ученики читают словосочетания и объясняют их.

- Ответы детей.

III. Работа с текстом до чтения.

IV. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста (самостоятельное)

  1. Выявление первичного   восприятия

  1. Повторное чтение вслух.

  1. Беседа по содержанию в целом.

V. Работа с текстом после чтения.

1.Работа с планом рассказа.

2.Рассказ о писателе.

VI. Домашнее задание.

- Прочитайте название рассказа.

- Кто его автор?

- Откройте учебник на стр. 194. Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку?

- Что еще можем сказать про мальчика?

- Чем могла заинтересовать берестяная трубочка мальчика?

- Почему вы так решили?

- Представьте себя на месте этого мальчика, что бы вы могли там увидеть?

- Кого еще видим на картинке?

- А им интересно, что в этой трубочке?

Учитель указывает на условные обозначения, которые есть в учебнике и на слайде.

- Что в рассказе было самым интересным?

- Как у березы появляются такие трубочки? (Слайд № 8)

- Правильно вы объяснили словосочетание «берестяная трубочка»?

- Удалось ли нам отгадать, что находится внутри трубочки?

Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.

- Почему автор назвал трубочку удивительной?

- Какие открытия мы сделали вместе с писателем?

- Почему мальчик решил, что орех спрятала птица, а не белка?

- Как называется птица?

- Почему ее так назвали?

Эта птичка живет в таежных лесах.

К зиме трудолюбивая ореховка (кедровка) успевает заготовить 70 тысяч орешков. Но ведь мало наковырять их из шишек, нужно еще успеть их спрятать, иначе пропадет весь труд. Конечно, можно найти подходящую яму или солидное дупло, но так поступать рискованно. Зимой в тайге кедровый орех — огромная ценность. Любителей попользоваться даровыми кормами найдется много: от крохотных полевок до хозяина тайги — медведя. Вряд ли большая кладовая могла бы остаться незамеченной. Поэтому кедровка прячет орешки небольшими порциями по 10-20 штук, зарывая их в землю или мох, засовывая за отставшую кору, под валежник и трухлявые пни. Всего получается до 6 тысяч кладовок. Но как их найти зимой, когда землю припорошит снег? Разве возможно запомнить места всех 6 тысяч тайников? С этой задачей кедровка справляется замечательно, помня места своих кладовок в течение четырех-шести месяцев.

- Какое еще открытие сделали вместе с автором?

- Художник правильно выполнил иллюстрацию к рассказу?

Выполнение задания в рабочей тетради стр. 53 № 4.

- Знаком ли вам автор рассказа?

- О чем рассказы М. Пришвина?

- Что вам может подсказать ответ на этот вопрос?

В рассказе «Моя родина» Пришвин пишет:

«После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался».

      -  М. Пришвин был охотником за наблюдениями, свои наблюдения он записывал и теперь мы вместе с писателем открываем тайны природы.

- Давайте еще раз прочитаем слова Н. Сладкова.

- Почему же надо стань невидимым,

неслышным и затаиться?

- Приходилось ли вам самим делать открытия в лесу? Какие?

- Нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе.

- Берестяная трубочка.

- М. Пришвин

- Да, можно. Мальчик держит ее в руках.

- Он смотрит в трубочку.

- Он увидел там что-то интересное.

- Мальчик прищурил глаз, смотрит внимательно, что-то трогает пальчиком.

Дети высказывают свои предположения.

- Белочку, птичку, паучка.

- Да. Они вытянулись вперед и внимательно смотрят на происходящее.

Ученики самостоятельно читают рассказ и пытаются самостоятельно провести «диалог с автором»

Читают предложение из текста.

- В трубочке оказался орех, воткнула его туда птица ореховка.

- У птицы длинный клюв – ей удобнее прятать орехи в трубочке.

- Ореховка.

Предположения детей.

В трубочке жил паучишко.

Ученики соединяют заголовки с частями рассказа.

- Мы читали рассказ Пришвина «Медведь»

- Книги, которые мы видим, читали.

(Слайд № 10)

- М. Пришвин писал о природе, животных.

- Чтобы не спугнуть животных. Тогда за ними можно наблюдать и узнавать тайны природы, делать маленькие  и интересные открытия.

Литература.

  1. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, О. В. Чиндилова «Методические рекомендации для учителя» 1класс.

М.: «Баласс» 2011

2. http://www.zyblik.info/pticjzi/kedr.htm -  рассказ о кедровке

3. http://www.bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm -  Письменность Древней Руси. Берестяные грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Пришвин «Берестяная трубочка»

Урок литературного чтения. 1 класс "Школа 2100"Урок № 39 на тему: М. Пришвин «Берестяная трубочка»Урок развития умений и навыков....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план. Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Комплексная работа по рассказу М. Пришвина "Берестяная трубочка"

Комплексная работа по рассказу М. Пришвина "Берестяная трубочка"...

Открытый урок М.Пришвин "Моя Родина"

открытый урок с применением технологии ПДО, Развитие критического мышления...