Урок внеклассного чтения "Времена года в русской поэзии".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Макарова Людмила Васильевна

 На уроке используются различные приемы и методы работы с учащимися, развивающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_chtenie_makarova.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Времена года в русской поэзии.

Цель: Расширять у учащихся читательский кругозор поэзии, прививать любовь и бережное отношение к родине, к природе; развитие памяти, речи, мышления.

 Наглядность: портреты известных русских поэтов, книги со стихами, листочки с заданиями, колесо для игры «Поле чудес», призы.

Содержание урока

Примечания.

I. Организационное начало урока.

- Сегодня мы будем говорить о своей Родине, о родной природе.


II.   Кротенко Маша читает стихотворение С. Есенина «Белая берёза».

- Мы начали свой урок со стихотворения С.Есенина «Белая береза». А почему, как вы думаете?

- Береза – символ нашей Родины – России.

- В каких бы мы странах не находились, и не любовались бы пальмами, кактусами, мы с грустью вспоминаем родную березу, тоскуя по Родине.

- Сегодня на уроке почитаем стихи русских поэтов о родной природе, о временах года.


III.  Работа с пословицами.

 

- Соедините левую часть пословицы с правой так, чтобы получилась пословица.

Д: Глупа птица, которой гнездо свое не мило.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Как вы понимаете смысл пословицы?



IV.  Над доской – портреты русских поэтов.


 А.С. Пушкин, А.А. Фет, В.А. Жуковский и др.


- Чьи портреты вы видите?

- Как  вы думаете, почему портреты этих писателей сегодня перед классом?

 

V. Рассказы детей о прочитанных за неделю стихах.

 1. Пирожок А. «Зимняя дорога»

2. Артем И. «Зимняя дорога»

3. Антон «Стихотворения» А. Майков.

4. Наташа  «Утро» И. Никитин



VI. Учитель читает стихотворение.

 - Я тоже хочу прочитать стихотворение. Его написал Михаил Зайцев. Послушайте, о чем он написал?



Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка.

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой – зима, а лето – летом,

А весна – так в щебете скворцов!

Если осень – ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Всё спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках...

- Чем восхищается поэт? (Временами года своей Родины)

- Да, ребята, нам с вами повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. И у каждого из нас есть свое любимое время года.

-Поднимите руки, Кому нравится осень. Чем? И т.д.


VII. Учащиеся читают отрывки стихов о временах года.

 

- Ребята, мы любим каждое время года, но выразить свои чувства, как  это делали известные поэты, нам трудно.

- Послушаем отрывки стихотворений, как поэты посредством своих стихов описывали разные времена года.

1. Арсакова Н.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли капли дождевые,

И солнце нити золотит.

                         Ф.Тютчев

2. Артем И.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

               А. Плещеев

3.Настя

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникли ели

Зелень мрачную хранят.

                    М. Лермонтов

4. Вострикова А.

То, как зверь она завоет,

То заплачет. как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый.

К нам в окошко застучит.

                          А. Пушкин

5.Еремина А.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под елью

Крепко, непробудно...

                          И. Суриков

-Наша русская природа, полная поэзии, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину.

Природа дарит нам радость, здоровье, спокойствие.

- а как надо относиться к природе? (Бережно)


VIII. Литературная викторина.

 -Догадайтесь, каким словом заканчиваются строки:


Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки....  (зимы)

                               А. Пушкин

Он голосисто, с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход ... (весны)

                                     Ф. Тютчев

И все засуетилось.

Все гонит зиму вон –

И жаворонки в небе уж подняли ... (трезвон)

                                                 А. Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна,

Белая равнина,

Полная .... (луна)


IX. Выбери правильный ответ.


 - У вас на партах карточка с ответами, выберите правильный.


  1. Какие ягоды можно собирать под снегом ранней весной?
  2. Весной поднимается вода от таяния снега и выходит из берегов. Как называется это явление в природе? (паводок)
  3. Какое травянистое растение расцветает первым на пригорке? (мать-и-мачеха)
  4. Как называется осеннее явление в природе, когда опадают листья? (листопад)
  5. Что означает плач березы весной? (сокодвижение)
  6. Как называется место, где стаял снег, и открылась земля? (проталина)


X. «Заморочки из бочки».

- Угадайте, о каком времени года пишут поэты.

Читает Козлов д.

  1. Отцвели кувшинки,

И шафран отцвел,

Выбиты тропинки,

Лес и пуст и гол. (И. Бунин)


  1. Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

  1. Темный лес, что шапкой

           Принакрылся чудной

           И заснул под елью

           Крепко, непробудно... (И. Суриков)


  1. Ясный день, зеленый лес.

В ежевику еж залез.

Вышло облако гулять,

Ёж его за нитку – хвать!  


XI. Третий лишний.


- Уберите лишнее слово.




XII. Игра «Поле чудес».


3 участника стоят у барабана.


  1. Кто пел в стихотворении В.А. Жуковского:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны»

Призы побкедителю.


  1. Супер-игра.

С. Есенин пишет о нашей родине так:

«Но люблю тебя, родина кроткая.

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая.

С громкой песней весной на лугу.»

- Как С. Есенин назвал нашу Родину в стихотворении?

Можно назвать 2 буквы.


Приз победителю.

Детям оценки за урок.




XIII. Итог урока.


- О чем говорилось на уроке?












 


 


 









На доске:


Глупа та птица,               вылетит не поймаешь.


Слово не воробей        которой гнездо свое не мило.














-Эти поэты писали стихи о природе.






Оценка ответов учащихся.






















Показ России на глобусе.
























































































- Осень.






- Весна.




-Зима.





-Лето.




Снег, иней, половодье.


Гнездо, листопад, скворцы.


Сенокос, мать-и-мачеха, земляника.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ТЕМА:

«Времена года в русской поэзии»

УЧИТЕЛЬ:  Макарова Людмила Васильевна

 

   

3 «Б»  КЛАСС

ГОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

2011

Ж      А    В     О    Р    О    Н     О     К

Р

У

С

Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. Поэзия осени. 3 класс.

Самоанализ открытого урока внеклассного чтения. Выбрала тему  урока: « Поэзия осени».      Такие уроки помогают увидеть  внутренний мир ребенка, его душев...

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...

Внеклассное мероприятие"Цветы в легендах,поэзии,музыке."

Внеклассное мероприятие можно использовать к Дню Матери , к 8 марта....

Внеклассное мероприятие"Цветы в легендах,поэзии,музыке."

Внеклассное мероприятие "Цветы в легендах, поэзии и музыке" можно использовать на уроках литературного чтения, музыки, окружающего мира,к Дню Матери и к Дню 8 марта....

Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»

Конспект урока внеклассного чтения  можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит  познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...