Планирование УМК "Гармония" окружающий мир 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Смирнова Наталия Александровна

Планирование УМК "Гармония" окружающий мир 4 класс 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie_4.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено на МО                                                     Согласовано:                                            Утверждено  

учителей начальных классов                                   Зам директора по УВР                                    Директор школы

«______»_______ 2012 г.                                «______»_______ 2012 г.                                 «_____»________  2012 г.                                

 ____________ Смирнова Н.А.                        ____________ Полякова Ю.В.                         _____________ Аксельрод Г.Х.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета                                         Литературное чтение

Класс                                                        4 «Б»

Срок реализации программы        2012 – 2013 учебный год

Ф.И.О. учителя, категория (разряд)         Смирнова Наталия Александровна,

учитель начальных классов   I   квалификационной категории

Количество часов по программе

(всего, в неделю)                                        68 часов в год, 2 часа в неделю

г. Санкт - Петербург

2012 г.

Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по литературному чтению из учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.

Программа рассчитана на 102 учебных часа (4 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ:

Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Кубасова, О. В. Литературное чтение : рабочая тетрадь к учебнику «Любимые страницы»  для  4 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.

Кубасова, О. В. Литературное чтение : тестовые задания к учебнику «Любимые страницы»  для  4 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009.

Кубасова, О. В. Методические рекомендации по литературному чтению / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2005.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельного чтения книг;

– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«Литературное чтение»  4 класс   О.В. Кубасова (68 часов)

/ из расчёта  2  часа в неделю /


п/п

Тема
урока

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся
(результат)

Вид

контроля

Элементы

Дополнитель-ного
(необязатель-ного) содержания

Домаш-нее задание

Дата
проведения

план

факт

1

С. Михалков. «Гимн Российской
Федерации»

Повторение пройденно-го материала

Работа над воспитанием чувства патриотизма, развитием памяти, речи; упражнение в правильном, осознанном чтении

Знать текст Гимна РФ

Фронта-льный

«Что за прелесть эти сказки!..» (12 ч)

2

И. Токмакова.
«В чудной стране». «Всё у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик» (русская народная сказка)

Выразительное чтение

Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей; работа над развитием памяти, речи, внимания, над правильным вдумчивым чтением Оценка иллюстраций к произведению; работа
над совершенствова-нием навыка чтения

Знать понятия «сказка», «виды сказок».

Уметь выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию; читать по ролям;

работать с текстом

Фронтальный

Уметь классифицировать сказки Рассказ о своих впечатлениях
о герое

3

«Петр и Петруша» (русская народная
сказка)

Выразительное чтение

Словарная работа
(объяснение значений слов); творческое задание (придумать продолжение сказки), работа над правильным вдумчивым чтением

Уметь:

– последовательно воспроизводить содержание сказки;

– пересказывать
от лица одного
из героев;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

Фронтальный

Основные особенности сказки

4

«Марья и ведьмы» (русская народная
сказка)

Выразительное чтение

Особенность и выразительность чтения: понимание его с помощью интонации;

работа над развитием мышления, речи, умения работать с текстом; словесное рисование

Уметь:

– объяснить отличия

этой сказки от предыдущих;

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности

Фронтальный

5

«Василиса Прекрасная»
(русская народная сказка)

Выразительное чтение

Работа над умением последовательно воспроизводить
содержание сказки, развитием речи, воображения; творческое задание (придумать продолжение сказки); чтение по ролям

Уметь передавать

содержание прочитанного

Работа

в парах

Воссоздавать в воображении образы и картины

6

«Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). «Жизнь человека» (бразильская
сказка)

Комбиниро-

ванный

Ознакомление с содержанием сказок

и проведение анализа их содержания

Уметь:

– выразить личное отношение к прослушанному;

– анализировать содержание сказок

Фронтальный

7

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка»

Выразительное чтение.

Рассказ о жизни и творчестве писателя, знакомство
с содержанием
сказки, выборочное чтение, вырази-
тельное чтение,
работа с иллюстрациями к сказке, чтение по смысловым частям

Уметь:

– делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Фронтальный.

Работа

в парах

Уметь характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом

8

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Выразительное чтение

Знакомство с содержанием сказки; работа над выразительным чтением

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию;

– различать сказки литературные и народные;

– составлять план
к пересказу;

– выразительно
читать

Работа

в парах

9

Д. Джекобс.

«Рыба и кольцо»

Выразительное чтение

Оценка иллюстраций к сказкам; работа над развитием творческих

способностей

Знать понятия
«сказка», «зачин», «концовка».

Уметь отвечать

на вопросы по содержанию текста сказки, подтверждать ответы словами из текста

Фронтальный

Уметь

классифицировать сказки

10

В. Берестов. «Сказка».
К. Чуковский. «Приключения белой мышки»

Выразительное чтение. Викторина по сказкам К. И. Чуковского. Игра
«Ты – мне, я – тебе!»

Работа над содержанием, расширение кругозора учащихся. Составление представления о писателе на основе прочитанных произведений; чтение сказки по частям; творческое задание (придумать продолжение истории)

Знать известные сказки К. И. Чуковского.

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию произведений;

– читать по ролям;

– выразительно читать сказку;

– составлять вопросы по содержанию текста и задавать их друг другу

Фронтальный

Постепенное увеличение скорости чтения

11

Астрид Линдгрен. «Крошка Нильс Карлсон»

Выразительное чтение

Безошибочное чтение незнакомого текста. Работа над содержанием произведения. Составление портретов героев с использованием слов из текста.

Работа с иллюстрациями. Творческое задание (придумать продолжение сказки,

историю, сюжет

для мультфильма)

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы и работать с текстом;

– пересказывать текст по плану;

– озаглавливать
части сказки;

– доказывать, что данное произведение – это сказка;

– составлять
портреты героев с использованием слов из текста

Коллективная работа:

выборочное чтение

12

Дж. Родари.

«Эти бедные привидения»

Выразительное чтение

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению; работа над развитием внимания

Уметь:

– четко отвечать
на вопросы;

– читать по ролям

Фронтальный

13

К. Драгунская. «Лекарство

от послушности»

Выразительное чтение

Безошибочное чтение незнакомого текста; работа над содержанием, совершенствованием навыка чтения

Уметь:

 отвечать на вопросы по содержанию сказки;

– составлять словесное рисование портретов героев

Фронтальный

«О доблести, о подвигах, о славе…» (2 ч)

14

«Добрыня и Змей»

(пересказ

А. Нечаева)

Выразительное чтение

Знакомство с былинным сказом и правилами чтения былин.

Словарная работа
(расстановка ударений в словах и объяснение непонятных слов). Работа с иллюстрациями. Работа над созданием целостного литературно-художественного образа былинного героя. Характер героя, его поступки и мотивы

Знать:

– понятие «былина»;

– особенности былинных сказов;

– правила чтения
былин.

Уметь:

– расставлять ударения в словах и объяснять непонятные слова (по изóтчине, стольный град, пáлица, пáрубок, полóн, ратная и др.);

– устно «рисовать» портрет героя;

– составлять рассказ о Добрыне по плану

Фронтальный.

Коллективная работа.

Словар-ная работа

Уметь воспринимать произведения в соответствии с их

видожанровыми характеристиками

15

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пере-

сказ А. Нечаева, обработка
В. Аникина)

Выразительное чтение

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над содержанием, составление плана Работа над содержанием. Обучение осмысленному, правильному, вырази-

тельному чтению. Чтение «по цепочке», про себя; подбор слов, характеризующих Илью Муромца; словесный портрет героя

Знать содержание былины.

Уметь:

– анализировать текст, делить на части;

– пересказывать былину по плану

– работать над содержанием;

– находить в тексте

слова-подтверждения;

– анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

– делать выводы

Фронтальный

Приемы художествен-ной композиции

«Уж сколько раз твердили миру…». Басни (3 ч)

16

Г.-Х. Андерсен. «Эта басня сложена про тебя». Эзоп. «Лисица и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор

и его мать»

Выразительное чтение

Различие жанров произведений: литературные формы на основе сравнения персонажей, структуры языка. Работа над совершенствованием навыков чтения.

Словесный портрет Эзопа, данный его современниками

Знать:

– понятия «басня», «мораль»;

– содержание басен.

Уметь:

 проводить аналогию между пословицами и баснями;

– характеризовать, какими изображает Эзоп своих героев;

– находить строки, в которых заключена мораль басни

Фронтальный

Уметь

выявлять авторский замысел произведения

17

И. Крылов. «Лебедь,
Щука и Рак»,

«Мышь
и Крыса»,

«Две Бочки», Л. Толстой. «Лев и Лисица»

Выразительное чтение

Формирование понятия «басня», обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над развитием логического мышления, умения делать выводы. Подбор к разговорным фразам близких по смыслу афористических фраз из басен. Характеристика нрава, которым обладает тот или иной герой басни

Уметь:

– работать с текстом басни;

– читать по ролям;

– инсценировать

басню;

– отвечать на вопросы по содержанию;

– находить основную мысль;

– делать выводы и обосновывать свои ответы

Фронтальный

18

С. Михалков. «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»

Фронтальный

«Оглянись вокруг». Рассказы (15 ч)

19

М. Пришвин.

«Как я научил своих собак
горох есть», «Глоток молока». Н. Сладков. «В норе»

Выразительное чтение

Раскрытие понятия «рассказ». Работа

над последовательным воспроизведением содержания рассказа. Пересказ. Творческое задание (устное составление диафильма)

Знать понятие
«рассказ».

Уметь:
 передавать содержание прочитанного;

– отвечать на вопросы;

– отличать рассказы
И. Пришвина от рассказов других авторов

Фронтальный

Составлять первоначаль-

ное представление

о писателе

20

К. Паустовский. «Заячьи лапы»

Выразительное чтение

Передача содержания по вопросам; пересказ по частям; творческий пересказ. Работа со словами. Художественные особенности языка

Уметь:

– работать с текстом

и анализировать прочитанное;

– отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста;

– озаглавливать части рассказа;

– пересказывать, устно составлять описание кадров
к диафильму по тексту

Фронтальный.

Выборочное чтение.

Чтение

в парах

21

Р. Фраерман. «Девочка с камнем»

Выразительное чтение

Знакомство с содержанием рассказа;
показ яркого образа казахской девочки, богатства ее внутреннего мира

Уметь:

 отвечать на вопросы по содержанию;

– читать по ролям разговоры и диалоги;

– рассуждать о характере каждого героя

Фронтальный.

Чтение

в парах

Уметь

выявить идею произведения

22

Ю. Ермолаев. «Иголка с ниткой»

Выразительное чтение

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа над правильностью

и выразительностью чтения

Уметь:

– делить текст
на части;

– читать осмысленно про себя;

– делать выводы

Фронтальный

23

Ю. Яковлев.

«Полосатая палка»

Выразительное чтение

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием воображения, творческих способностей

Уметь:

– словесно нарисовать портрет мальчика Мишки;

– отвечать на вопросы;

– делать вывод
о том, чему учит рассказ

Фронтальный

24

А. Платонов. «Цветок на земле»

Выразительное чтение

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа

над техникой чтения; придумывание продолжения и окончания истории

Уметь:

– поддержать беседу

о содержании рас-
сказа;

– читать по ролям;

– делать выводы о том, чему может научить этот рассказ

Фронтальный

25

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Выразительное

чтение

Показ особенностей

выразительных

средств языка, передающих любовь к музыке; сообщение о писателе К. Паустовском. Викторина «Какие произведения К. Паустовского читали»

Уметь:

– коротко пересказать текст по плану;

– выразительно читать диалог Дагни и Грига;

– словесно рисовать

картину к прослушанному музыкальному

произведению

Фронтальный

26

Н. Носов. «Огородники», «Клякса»

Выразительное чтение

Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения; воспитание нравственных качеств; работа с иллюстрациями
и пословицами
Восприятие на слух и понимание художественных произведений; работа над развитием творческих способностей, совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять портреты главных героев;

– читать по ролям

Фронтальный.

Чтение

по ролям

27

Ю. Ермолаев. «Жарко»,
М. Зощенко. «Елка»,

О. Григорьев. «Две трубы»

Выразительное чтение

Упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении, характеристика персонажей произведения; работа над развитием воображения

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– читать по ролям

Коллективная работа

Рисунок

к любому рассказу

28

С. Алексеев.

«Капитан
бомбардирской роты», «Радуйся
малому, тогда и большое придет»

Выразительное чтение

Работа над правильным, осознанным, выразительным чтением, над содержанием рассказа

Уметь:

– коротко пересказывать текст;

– отвечать на вопросы;

– зачитывать нужные отрывки по просьбе учителя

Фронтальный

Рисунок

к любому рассказу

29

А. П. Чехов. «Ванька»

Выразительное чтение

Работа над содержанием рассказа; объяснение непонятных слов по ходу чтения. Ознакомление с картиной Н. В. Неврева «Торг» и сопоставление с жизнью крепостных крестьян на Руси

Уметь:

– находить в тексте слова-доказательства;

– работать над содержанием;

– понимать замысел автора;

– пересказывать близко к тексту

Фронтальный

30

Г. Сенкевич.

«Янко-музыкант»

Выразительное чтение

Работа над содержанием; выработка техники правильного, осознанного чтения. Самостоятельное перечитывание текста и ответы на вопросы. Составление устных иллюстраций к каждой части рассказа.

Уметь:

– кратко излагать содержание рассказа;

– работать с текстом;

– определять мысль

и главную тему;

– составлять план рассказа, устные иллюстрации к каждой части рассказа

Фронтальный

31

Д. Мамин-
Сибиряк. «Вертел»

Выразительное чтение

Ознакомление с содержанием рассказа. Словарная работа: драгоценные камни, верстак, шлифовать камни. Работа с иллюстрациями. Сообщение о писателе Д. Н. Мамине-Сибиряке. Нахождение общего в рассказах «Ванька», «Янко-музыкант», «Вертел»

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– пересказать эпизод или часть произведения свободно;

– находить в тексте нужные отрывки;

– рассуждать о судьбах героев в рассказах «Ванька», «Янко-музыкант», «Вертел»

Фронтальный

Уметь

выделять

в тексте основную и дополнитель-ную информацию

32

Л. Кассиль.

«У классной

доски»

Выразительное чтение

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Работа над содержанием рассказа с параллельным уточнением значения малоизвестных слов. Составление портрета учительницы

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы, подтверждать
ответы словами
из текста;

– составлять словесный портрет

Фронтальный.

Выборочное чтение, чтение

по абзацам

33

В. Лидин. «Завет»

Выразительное чтение

Работа над содержанием рассказа. Воспитание чувств патриотизма

Уметь самостоятельно находить в тексте отдельные отрывки

Фронтальный

«Золотая колесница». Мифы Древней Греции (2ч)

34

Герои Эллады. Персей

Выразительное чтение

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле. Работа над совершенствованием навыка чтения. Пересказ текста мифа по составленному плану

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

– пересказывать миф по составленному плану;

– обобщить знания
по всему разделу

Фронтальный

Уметь

работать

с научно-познаватель-ной литературой

35

«Орфей и Эвридика»

«Дедал и Икар»

Выразительное чтение

Фронтальный

«В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания (7 ч)

36 – 37

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая»

Выразительное чтение. Викторина

Знакомство с библейскими сказаниями, работа над содержанием сказания. Чтение «по цепочке», в парах, про себя. Викторина
«Из какого библейского сказания строки»

Уметь:

 выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– рассуждать об отношении Бога
к человеку (по содержанию сказаний)

Фронтальный

38 – 39

Моисей
(«Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек», «Моисей в семье Иофера», «Горящий куст», «Возвращение
Моисея в Египет», «Казни Египетские» и др.)

Выразительное чтение

Работа с библейскими сказаниями о Моисее; чтение по главам; пересказ одной из частей; работа с иллюстрациями из книги «Библия для детей». Игра «Ты мне – я тебе!» (составление вопросов другу к другу)

Уметь:

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;

– отвечать на вопросы

Фронтальный

Уметь

отличать художествен-ную литературу от познаватель-ной

40 – 41

С. Лагерлеф. «Святая ночь»,
«В Назарете»

Выразительное чтение

Знакомство с библейским сказанием о Святой ночи; работа над содержанием; нахождение отрывка в тексте к рисунку

Уметь:

 выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– пересказывать
по составленному плану;

– находить предложения, отражающие главную мысль
текста

Фронтальный

42

А. Мень.
«Милосердие Иисуса».
Обобщение

по разделу

Выразительное чтение

Завершение работы

с текстами библейских сказаний; обобщение знаний по разделу. Работа с иллюстрациями из книги «Библия для детей». Вопросы по содержанию библейских сказаний. Зачитывание наиболее понравивше-

гося отрывка из любого сказания данного раздела

Уметь:

выделять главную мысль автора;

– отвечать на вопросы по содержанию библейских сказаний;

– соотносить иллюстрации из «Библии для детей» с названиями библейских сказаний

Фронтальный.

Зачитывание наиболее понравившегося отрывка из любого сказания

«Мир – театр, люди – актеры…» Пьесы (6 ч)

43

С. Маршак.

«Про козла»

Выразительное чтение.

Инсцени-

рование

Безошибочное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Формирование представления «пьеса»; ознакомление с содержанием пьесы

Знать:

– понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»;

– содержание пьесы.

Уметь:

– нарисовать словами каждого героя;

– читать по ролям

Фронтальный

Уметь

читать значительные по объему рассказы

44 – 45

Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома»

Выразительное чтение

Участие в диалоге

при обсуждении
произведения.

Знакомство с творчеством Н. Носова, с содержанием

пьесы

Уметь:

– работать с текстом;

– полно отвечать на вопросы

Работа

в парах

46

Н. Носов. «Два друга»

Чтение по ролям

Участие в диалоге

при обсуждении
произведения.

Пересказ пьесы. Чтение о каждом из героев. Словесное «рисование»

Уметь:

– определять отличительные черты пьесы;

– делить текст
на части

Фронтальный.

Чтение

по ролям

47 – 48

С. Козлов. «Снежный цветок».

Чтение «цепочкой».

Упражнение в определении характера действующих лиц, подготовка спектакля. Повторение основных черт пьесы как жанра

Уметь:

 передавать

различные интонации при чтении;

– работать в группах по постановке мини-спектакля к любой картине пьесы

Фронтальный

Мир волшебных звуков. Поэзия (7 ч)

49

В. Жуковский. «Песня».
А. Пушкин. «Птичка»,
«Няне», «Зимняя
дорога».

Конкурс чтецов

Знакомство с новым разделом. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Работа

над выразительным чтением стихотворений. Смысл понятия «стихотворение»

Уметь:

 работать с поэтическим текстом над содержанием, выразительным чтением стихотворения;

– объяснить разницу понятий «стих» и «стихотворение»

Фронтальный

Уметь

принимать
участие

в конкурсах чтецов

50

М. Лермонтов. «Горные

вершины», «Утес», «Молитва»

Выразительное чтение

М. Ю. Лермонтова. Работа
с поэтическим

текстом, над выразительным чтением. Словарная работа

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– работать с поэти-

ческим текстом, развивать дикцию;

– заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов

Фронтальный

51

И. Суриков. «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка», А. Блок. «На
лугу», «Гроза прошла»

Выразительное чтение

Работа с поэтическим произведением, над  совершенствованием навыка чтения. Работа над содержанием стихотворения, по вопросам учебника, с иллюстрациями

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– развивать речь, дикцию, работать над правильным,
выразительным
чтением

– находить красочные средства изображения

Фронтальный.

Чтение

в парах.

Выразительное

чтение

52

С. Есенин.

«С добрым утром!»

М. Волошин. «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский. «Тучкины штучки»

Выразительное чтение

Знакомство с творчеством С. Есенина. Работа над вырази-

тельным чтением, развитием дикции. Словесное рисование Работа над пониманием идеи стихотворения. Знакомство с творчеством В. В. Маяковского

Уметь заучивать текст наизусть с помощью опорных слов

работать над правильным и выразительным чтением стихотворений;

– рассказывать о настроении, которым проникнуто
стихотворение

Фронтальный

Уметь составлять первоначаль-ное представление об авторе

53

С. Маршак. «Пожелания друзьям».
С. Черный.
«Зеленые стихи».
Ю. Владимиров. «Чудаки»

Выразительное чтение

Работа над развитием дикции, памяти, внимания. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

Уметь:

 работать с поэтическим текстом;

– объяснять смысл строк стихотворения, почему сердце должно быть умным, а ум – добрым

Фронтальный

Принимать

участие

в конкурсах чтецов

54

Д. Хармс. «Очень страшная история».

 В. Хотомская. «Два гнома», «Три сестрицы».

Выразительное чтение. Конкурс «Лучший чтец
юмористических произведе-ний»

Рассказ о жизни и творчестве Д. Хармса. Анализ произведения. Работа над выразительным чтением юмористических стихотворений.

Знать содержание произведений. Уметь:

 выразительно

читать поэтический текст;

– анализировать
произведение

Фронтальный

55

О. Высотская. «Весенние
рубашки»

Э. Мошковская. «Песня».

Ю. Мориц. «Чтоб летали мы все и росли!». В. Высоцкий. «Песня Кэрролла»

Выразительное чтение

Анализ содержания

стихотворений. Разночтение: хором, от конца строчки к началу, через слово

Знакомство с творчеством Ю. Мориц. Анализ содержания поэтических текстов
Э. Мошковской

Уметь:

 работать с поэтическим текстом, иллюстрациями;

– выразительно читать стихотворения

– делить стихотворение на строфы

Фронтальный

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (10 ч)

56

Н. Кун. «Олимп»,

«Царство
мрачного

Аида»

Чтение вслух «цепочкой»

Последовательное чтение по частям учебного текста.

Повторение: мифы

Древней Греции

Знать содержание

статьи.

Уметь читать выборочно, про себя, в парах.

Фронтальный

Уметь

отличить художествен-ную литера-туру от позна-вательной на основе их практического сравнения

57

Ю. Яковлев.

«О нашей
Родине».
М. Пришвин. «Моя Родина»

Беседа-размышле-ние

Выбор вида чтения

в соответствии с целью. Работа над совершенствованием навыка чтения. Словарная работа: весна света, кладовая солнца, глаза земли

Уметь:

– рассуждать о своих чувствах и отноше-нии к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

– высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– рассуждать об отношении автора
к природе и подтверждать словами из текста

Фронтальный

58

И. Соколов-Микитов. «Русский лес».  Ю. Дмитриев. «Зеленое и желтое»

Выразительное чтение

Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки. Совершенствование навыка чтения, работа с текстом

Фронтальный

59 – 60

«Крещение Руси»

 Н. Соловьев. «Сергий Радонежский»

Чтение «цепочкой» Систематизация и совершенствование
знаний

Работа над содержанием статьи (беседа). Словарная работа по ходу чтения. Словесное рисование портрета князя Владимира. Прогнозирование
содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ

Уметь:

– различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги;

– словесно нарисо-вать портрет князя Владимира с ис-пользованием слов текста

– работать с произведением о далеком прошлом нашей Родины;

– озаглавливать прочитанное

Фронтальный

Уметь

находить необходимую информацию

61

В. Губарев.

«В открытом космосе»

Л. Яхнин. «Метро»

Чтение «цепочкой» Выразительное чтение

Отработка умения
пересказывать эпизод или часть произведения в свободной или в заданной

учителем форме Составление плана, выборочный пересказ, творческий пересказ

Уметь:

 отвечать на поставленные вопросы;

– объяснять, почему данный текст можно назвать познава-тельной статьей;

– сделать сообщение о скафандре

– подробно перес-казать текст;

– озаглавить каждую часть

Фронтальный

Уметь

отличать художествен-ную литературу от познаватель-ной

62

М. Ильин,
Е. Сегал.

«Что из чего», «Сто тысяч
почему»

 Н. Надеждина. «Лук – от семи недуг».

Работа

в парах;

чтение

«цепочкой».

Работа над составлением плана ответа на вопрос, из чего получают ситец. Выборочный пересказ, творческий пересказ

Уметь:

 работать с познавательным текстом;

– анализировать пересказы товарищей;

– отвечать на вопросы по содер-жанию текста

Фронтальный

63

М. Константинов-ский «Что такое электрический ток?» В. Малов. «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

Чтение «цепочкой»

Упражнение в составлении вопросов и ответов на них, составление плана,

пересказ по плану. Поддержание интереса к чтению познавательной литературы. Чтение целыми словами с переходом на схваты-вание смысла фразы

Знать содержание

статьи.

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию статьи;

– составлять план

по тексту;

– осмысленно, выразительно
читать

Фронтальный

64

А. Дитрих,
Г. Юрмин.
«Какая  книжка самая интересная».
К. Паустовский «Великий сказочник»

Чтение «цепочкой». Викторина

Выразительное чтение целыми словами. Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями

Знать содержание статьи, героев

произведений
Г.-Х. Андерсена.

Уметь читать по абзацам, пересказывать текст

Фронтальный

65

Я. Смоленский. «Как научиться читать стихи».

К. Паустовский. «Сказки Пушкина».
К. Чуковский. «Признания старого сказочника»

Чтение «цепочкой». Викторина

Упражнение в работе с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать ее, узнавать и соотносить применительно к фактам, событиям. Обобщение знаний о правильности чтения стихотворений и зна-
чении творчества
А. С. Пушкина

Уметь:

– составлять план;

– пересказывать статью по плану, сказки Пушкина;

– участвовать в викторине

Фронтальный

«Самого главного глазами не увидишь» (3 ч)

66 - 68

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (повесть-
сказка)

Выразительное чтение

Повторение известных литературных жанров. Понятие жанра «повесть». Знакомство с творчеством Антуана
де Сент-Экзюпери
(рассказ учителя),

с содержанием сказки-повести. Чтение «по цепочке», про себя, по ролям, выразительное чтение. Работа по вопросам учебника.

Уметь:

– работать с текстом;

– выделять событие, составляющее основу художественного произведения;

– выявлять авторский замысел посредством анализа
сюжета

Фронтальный

Знание

основных особенностей литературных жанров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса

Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...

Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...