Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Черентаева Людмила Ивановна

                            Автор: Черентаева Людмила Ивановна

                             Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853

                      УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

                        ( по программе «Начальная школа XXI века»)

 

Тема урока:  Сказки авторские и народные

 (по  сказке В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказке «Снегурочка»)

Цель:  Продолжать работу по формированию читательских и речевых умений

Задачи: 1.Отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения.

               2.Воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам

                 и жанрам.

                3.Развивать интерес  к чтению, расширять читательский кругозор.

               4.Воспитывать нравственно-эстетические представления о человечности.

               5.Учить работать с текстом, учебной и детской книгой. Знакомство с толковым словарём     

                   В.И.Даля.

Оборудование: 1.Модели обложек.

                             2.Опорные слова по теме урока.

                             3.Иллюстрации, портрет писателя.

                             4.Словарь живого великорусского языка  В.И.Даля. (2 шт.)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка (работа по распечаткам):

1) Читать с различной силой голоса, чётко выговаривая слова.

2) В каждом слове убрать одну букву и прочитать получившееся слово.

3) Продолжить пословицу.

4) Интонирование предложения. Прочитать предложение, выделив голосом подчёркнутое слово.

5) Для того, чтобы речь звучала красиво, надо правильно строить предложение. Надо прочитать слова, с которых можно начинать свой ответ.

3.Актуализация знаний учащихся.

1) Повторение изученного о литературных жанрах.

Какую информацию вы получили, глядя на модели обложек?

Перечислите литературные жанры, представленные на моделях?

Назовите жанры, которых здесь нет, и обозначьте их заместителями.

2) Индивидуальная работа по моделированию.

(работа с  произведениями  Бальмонта «Осень», Савинова «Родина», Барто «Катя»,  Романовского «Русь»,

Пермяка  «Смородинка»,  Крылова  «Лебедь, Щука и Рак»)

3) Работа у доски  (6 человек)

4) Проверка.  Чьё произведение не проверили?  Почему? (не было соответствующей модели)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

                            Автор: Черентаева Людмила Ивановна

                             Москва, Зеленоград, ГБОУ СОШ №853

                      УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2-ОМ КЛАССЕ

                        ( по программе «Начальная школа XXI века»)

Тема урока:  Сказки авторские и народные

 (по  сказке В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказке «Снегурочка»)

Цель:  Продолжать работу по формированию читательских и речевых умений

Задачи: 1.Отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения.

                    2.Воспринимать и понимать доступные произведения, различать их по основным темам

             и жанрам.

                3.Развивать интерес  к чтению, расширять читательский кругозор.

           4.Воспитывать нравственно-эстетические представления о человечности.

           5.Учить работать с текстом, учебной и детской книгой. Знакомство с толковым словарём      

                   В.И.Даля.

Оборудование: 1.Модели обложек.

                     2.Опорные слова по теме урока.

                     3.Иллюстрации, портрет писателя.

                     4.Словарь живого великорусского языка  В.И.Даля. (2 шт.)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка (работа по распечаткам):

1) Читать с различной силой голоса, чётко выговаривая слова.

2) В каждом слове убрать одну букву и прочитать получившееся слово.

3) Продолжить пословицу.

4) Интонирование предложения. Прочитать предложение, выделив голосом подчёркнутое слово.

5) Для того, чтобы речь звучала красиво, надо правильно строить предложение. Надо прочитать слова, с которых можно начинать свой ответ.

3.Актуализация знаний учащихся.

1) Повторение изученного о литературных жанрах.

Какую информацию вы получили, глядя на модели обложек?

Перечислите литературные жанры, представленные на моделях?

Назовите жанры, которых здесь нет, и обозначьте их заместителями.

2) Индивидуальная работа по моделированию.

(работа с  произведениями  Бальмонта «Осень», Савинова «Родина», Барто «Катя»,  Романовского «Русь»,

Пермяка  «Смородинка»,  Крылова  «Лебедь, Щука и Рак»)

3) Работа у доски  (6 человек)

4) Проверка.  Чьё произведение не проверили?  Почему? (не было соответствующей модели)

4. Физкультминутка.

«Печатаем» пословицу: «Не говори – не умею, а говори  - научусь».

5.Постановка проблемы. Определение темы урока.

Остались две неиспользованные модели. Они являются темой нашего урока. О чём будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Сравнивая уже хорошо знакомые вам сказки, мы постараемся сделать вывод: что общего и различного между авторской и народной сказкой.

6. Работа с текстами сказок.

Прочитайте фамилию автора. Заголовок. Дайте полное название произведений, с которыми мы будем работать. Определите тему.

Давайте вспомним, что такое сказка.

Назовите главных героев. Для этого прочитайте начало каждой сказки.

Вымышлено это или взято из реальной жизни?

Давайте найдём и другие сюжетные совпадения.

Что печалило наших героев?

Как они относились к чужим детям?

Как это характеризует стариков?

Как появились у них девочки? Какую роль сыграл снег?

Могло ли такое произойти в действительности?

Как мы узнали имя девочки?

Докажите, что старики обрадовались. Что стала делать старуха? Старик?

Прочитайте песенку, которую пел старик.

Назовите слова, которые уже не употребляются в речи. Какое из них можно понять по смыслу?

В каком случае без словаря не обойтись?

Какой стала Снегурочка?

Какой стала жизнь у стариков? В прямом или переносном смысле?

Мы познакомились с основными действующими лицами. Давайте подумаем, какие отношения сложились между ними. Как старшие относятся к младшим? Как  младшие относятся к старшим?

А вы также уважительно относитесь к своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам?
Сбылась мечта стариков, и на этом можно было бы закончить сказку, но очень часто бывает, что героев подстерегают неприятности.

Скажите, за что была наказана Жучка? Как старик наказал её? Кому было жаль собачку? А вам?

Как случилось, что обе Снегурочки оказались в лесу?

Выполнили подружки своё обещание? Какой бы вы дали им совет?

Прочитайте подходящие пословицы.

7. Самостоятельная работа в тетради, подготовка к пересказу.

8. Инсценировка отрывка из сказки.

Давайте интересно перескажем третью часть.

9. Физкультминутка музыкальная.

10. Слово об авторе.

Мы познакомились с замечательными сказками. Одну из них написал человек необыкновенный: моряк, врач, натуралист, языковед и, конечно, сказочник. Назовите его.

Очень много о своей жизни Владимир Иванович Даль ездил по России, менял профессии, изучал ремёсла. И всё время прислушивался к речи разных людей. И было у него главное дело – собирать слова. Но пока слова прятались у него в тетрадке, бесценное сокровище принадлежало только ему. А он хотел сберечь для нас живой язык народа. Так появился «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором, как в заповедном  пруду живут не слова, а рыбки золотые. Послушайте, что писали о словаре:  «Пруды заповедные, да охота в них всякому поощряется. Потому как обитатели их свойство  удивительное имеют: чем чаще их ловят, тем дольше их жизнь».

11. Словарная работа.

Работая несколько уроков со сказками, мы узнали много новых слов, которые и записаны в толковом словаре. Давайте их вспомним.

(Дети объясняют значение слов: ветошка, пестовать, умаливать, заплуталась, хлевушек, кокурочка, лобызать, рядить, сафьяновые)

А теперь подарок: новые слова НЕВРЯ, НЕДАХА.

(Дети находят значение слов в словаре Даля)

12. Составление сравнительной таблицы.

Давайте подведем итоги нашей работы: что общего и различного  между народной и авторской сказкой. (Коллективное заполнение таблицы)

Народная сказка

Авторская сказка

1.Автор…                                   НАРОД

1. Автор…                          КОНКРЕТНОЕ ЛИЦО

2.Создаётся…                           В УСТНОЙ ФОРМЕ

2. Создаётся…                  В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ

3.Количество вариантов…    НЕСКОЛЬКО   

3. Количество вариантов…       ОДИН

4. Сюжет…                       БЫВАЮТ СОВПАДЕНИЯ

4. Сюжет…                        БЫВАЮТ СОПАДЕНИЯ

5.Время создания…                НЕИЗВЕСТНО

5.Время создания…       ИЗВЕСТНО

13.Итог урока.

А есть ли у сказки будущее? Будете ли вы читать и рассказывать сказки своим внучатам?

Чтение сказки не просто интересно, но и поучительно. Великим сказочником был и Пушкин, говоривший: «Сказка  ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок». Какой урок вы получили?

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по произведению А.П. Платонова "Цветок на земле". 3 класс.

Открытый урок по литературному чтению по произведению А.П. Платонова «Цветок на земле». Цель урока: способствовать становлению, развитию и воспитанию ребенка путем раскрытия его личностных ...

Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".

Конспект   урока  Литературного  чтения  во  2  классе  по  ОС "Гармония"...

Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.

Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...

Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"

Урок подходит к любому УМК. Целью  урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы....

Открытый урок литературного чтения по произведению В. Осеевой "Почему?"

Цель: формирование правильной читательской деятельности через  знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”Задачи: -познакомить детей с произведением В.Осеевой «Почему»...