Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гридина Светлана Ивановна

Цели:

ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;

ü познакомить учащихся с содержанием сказки,

ü работать над выразительностью и правильностью чтения,

ü воспитывать сознательную дисциплину и ак­тивность на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

 Тема: «МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ»  Русская народная сказка

Цели:

  • развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
  • познакомить учащихся с содержанием сказки,
  • работать над выразительностью и правильностью чтения,
  • воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Объясните пословицу «Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» Слайд 2

И. Проверка домашнего задания.

1.        Беседа по вопросам.

-        Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?

-        Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.

-        К какому виду относится эта сказка?

-        В каком порядке происходили действия?

-        На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?

-        Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4

2.        Словесное рисование.

-        Словами нарисуйте картину под названием «Логово разбойников».

-        Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?

III. Работа по теме урока.

  1. Целевая установка.

Слайд 5,6

-Какие бывают сказки?

- На какие группы можно разделить сказки?

-        Следующая сказка, сложенная, как и предыдущие, народом, называется «Марья и ведьмы». Можно ли предположить, о чем будет эта сказка?

2.        Подготовка к чтению.

Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.

3.        Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

4.        Работа по вопросам учебника (с. 15).

5.        Чтение сказки учащимися «по цепочке».

6.        Работа над содержанием сказки.

-        По каким признакам можно догадаться, что данное произведение - это сказка?

-        Кто главные герои сказки?

-        Какой день, по народным поверьям, назывался «колдунным»? Почему?

-        Объясните смысл слова «традиция».

-        Что же было традицией на Ивана Купалу?

-        Почему именно в этот день собирали травы?

-        Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?

-        С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?

-        Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.

-        На сколько частей можно разделить эту сказку? Как озаглавили бы каждую часть? (3 части: 1. «Колдунный» день. 2. Встреча Марьи с ведьмами. 3. Девушки победили Чуровницу.)

7.        И г р а «Я - художник».

-        Представьте себя в роли художника учебника «Литературное чтение». Каким бы рисунком вы дополнили данный учебник?

8. Инсценировка 

IV. Подведение итогов урока.

-        Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка - волшебная.)

-        Какие еще волшебные сказки вы читали?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.