Урок-конференция по литературному чтению "Земля - наш дом родной" 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 Потапова Инна Николаевна

Урок построен в форме конференции, деловой игры. Дети играют роль журналистов, представляющие отделы газеты. Использутся технология групповой работы, работа с лидерами. Очень буду рада, если мой урок заинтересует коллег и они воспользуются моим материалом. Урок проводится после завершения темы "Люби живое" (обощение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Обобщающий урок

по литературному чтению

по теме «Люби живое»

Урок-конференция

«Земля - наш дом родной»

3 класс

Конспект составила:

учитель нач. классов

                                                                                                                I кв. категории

                                                                                                                 Потапова И.Н.

20.02.2013 г.

Цель:

  1. Обобщить знания по теме «Люби живое»
  2. Прививать  любовь и бережное отношение к природе.
  3. Развивать умение выступать перед аудиторией
  4. Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.

Оборудование:

  1. Название отделов (карточки)
  2. Бейджики для корреспондентов.
  3. Карточки с характеристикой зайца.
  4. Карточки с текстом
  5. Книги: В.Бианки «Лесная газета»,  В.Л.Дуров «Мои звери»
  6. Презентация  «Земля – наш дом родной»

Ход урока

  1. Орг. момент.

   Звучит мелодия.

    Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная  планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

Ученица читает стихотворение:

                Есть просто храм,

         Есть храм науки.

         А есть ещё природы храм –

         С лесами, тянущими руки

         Навстречу солнцу и ветрам.

         Он свят в любое время суток,

         Открыт для нас в жару и стынь,

         Входи сюда,

         Будь сердцем чуток,

         Не оскверняй её святынь.

- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

- Что такое конференция?

- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.

  1. Открытие конференции.

- Мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной». Этот урок будет обобщением  по разделу «Люби живое».

- Как вы думаете, а кто считает Землю своим домом?

- Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями  нашими меньшими»

- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

- Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.

- А кто такие корреспонденты?

- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.

3. Отдел  «Вести из леса»

- Зимой  трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года? Слово нашему корреспонденту «Вести из леса» Князеву Семёну.  Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».                           

( Корреспондент читает рассказ В.В.Бианки)

«Стая птиц под снегом»

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

- Что нового  из этого сообщения узнали для себя  о жизни белых куропаток?

- Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

- А каким увидел зайца корреспондент?

- Кто хочет дополнить о зайце?

Дополнение.

Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

(Рысева Надя)

- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

«О глухарях»

  В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его глухарем.

- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?

- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»

- Почему автор так назвал своё произведение?

- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

- Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

  1. Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
  2. Легкомысленный  - побежал, не подумав о последствиях.
  3. Боязливый -  в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
  4. Решительный – решился научится плавать
  5. Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал  никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….

4.Отел «Рыбацкий узел».

- Слово предоставляется Луцик Сергею   корреспонденту отдела «Рыбацкий узел»

А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ  жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связано с водой. Бобр прекрасно плавает  и ныряет, имеет ряд особенностей связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

- Что   ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?

  1. У бобров хатка в 2 этажа
  2. Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
  3. Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
  4. Едят мягкие ивовые прутья
  5. Любят чистоту и порядок.

Дополнение

У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.

Работа в группах.

Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям

« Первыми заметили пика большие…………………….         …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

 А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

(Ответ: белые чайки, щука, чайки)

Проверка: зачитывает один из группы.

- Откуда этот отрывок?

- «Мышонок Пик» В.Бианки.

- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки»  в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу   «Лесная газета»)

- Но вернёмся к главному герою  мышонку Пику.

- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться  за мышонка:

Чуть не убил мальчик

Чуть не склевали чайки

Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.

Чему научился мышонок во время своего путешествия?

Научился находить себе пищу, лазить отлично.

- Мышь является основным кормом для хищного  животного – лисицы.

5.  Отдел «Почта»

- Но  не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут.  А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород

Жалоба 2

Ох, и не любят меня люди! Голос мой, видите ли, им не нравится. И глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это?

- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

- Как она проявляла свой материнский инстинкт?

-  Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом

- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных?  ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).

А  я хотела  бы выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. (Шевякова Лиза)

- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?                                                             - Всякой матери свое дитя мило.                                                                                                                – Материнское сердце не знает покоя.                                                                                                  - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.                                                                – При  солнышке светло, при матери добро.

6. Отдел «Городские новости»

Слово предоставляется Бочкину Андрею корреспонденту   отдела «Городские новости»

Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

7.  Отдел «Сельские новости»

Слово предоставляется Леснёву Илье стрелецкой Александре корреспондентам   отдела «Сельские новости»

Мальчик:

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

- Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне кто этот мальчик и откуда?

- Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

- А кто знает почему светится светлячок?

Сообщение Алексеева Сергея

- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?

8. Подведение итогов конференции.

- Наша конференция подходит к концу.

- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

Они на учили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах,  степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(слова Пришвина прочитать по группам)

9. Рефлексия

Ресурсный круг

- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?

- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:

- Не рвите полевые цветы, …

Перова Варя:

Берегите землю! Берегите!                                                                                              Жаворонка в голубом зените,                                                                                                   Бабочку на листьях повилики,                                                                                                                                 На тропинках солнечные блики,                                                                                                                     На камнях играющего краба,                                                                                                                                       Над пустыней тень от баобаба,                                                                                                                 Ястреба, парящего  над полем,                                                                                                                       Ясный месяц над речным покоем.                                                                                                   Ласточку, мелькающую в жите.                                                                                                                            Берегите землю! Берегите!                                                                                                                                          

Конференция заканчивается песней «Просьба»

Текст песни Просьба (Пахмутова Александра):

Раненая птица

В руки не давалась,

Раненая птица

Птицей оставалась...

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится:

На траве кровавой

Вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

Не земля!

Не земля!

Люди-исполины,

Люди-великаны,

Есть у вас винтовки,

Сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье,

Сила есть навечно -

И должно быть сердце,

Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,

Страны и народы!

Мы теперь навечно

Должники природы.

Надо с этим долгом

Как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья

Раненая птица!

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

Не земля!

Не земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  при...

Урок-конференции по окружающему миру "Экология Волгоградской области", 4 класс.

Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля.  Наша планета, единственная на которой есть жизнь. Она очень хрупкая и в то же время очень красивая. Всё на нашей планете: от мельч...

Презентация к уроку - конференции по окружающему миру "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ !" (2 класс)

Данная презентация  содержит большой объём демонстрационного материала. В ней используются элементы анимации, звуковое оформление слайдов. В ходе работы учащиеся расширяют знания о животных и рас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов (Школа России)

В результате изучения предмета "Литературное чтение" при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,регулятивные, познавательные и коммуникативные уч...