Главные вкладки

    Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»
    методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

    Цель:

    Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

    Задачи:

     Развивать критическое мышление учащихся:

    а) внимание к авторскому слову;

    б) образный язык стихотворной речи;

    в) эмоции, чувства детей.

    Воспитывать:

    а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

    б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

                                                                      Ход

     

     Орг. момент.

     

    Ребята,    улыбнитесь друг другу.  Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.  Я желаю всем нам хорошего урока.

     

     Постановка цели урока.

    1)Загадка о черемухе.

    -Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

    (спросить 1 ученика прочитать текст)  Слайд 1

     

    Что за время! Есть ли лучше! –
    По окраинам лесным
    Привлекающе-пахучий
    Заклубился белый дым.

    Что это такое?

     

    Так называется стихотворение  С.Есенина , которое мы будем сегодня читать.

    (Слайд 2)

    -Чтобы вы хотели узнать на уроке и чему научиться? (научиться выразительно читать, познакомиться с поэзией С.Есенина)

    -Для чего это вам нужно? (Уметь красиво говорить, понимать поэзию)

     Объяснение нового материала.

    -Как будем работать над стихотворением?

    (Составляем алгоритм работы над стихотворением)

    А Л Г О Р И Т М

        автор, название, рисунок, жанр

         слушаем

         о чем оно? (настроение,  чувства)

         читаемimage  (средства образной речи: эпитет, сравнение,  олицетворение)

         работаем над выразительностью

         художественное исполнение (что удалось при чтении, что посоветуете?...)

         о чем заставило меня задуматься это стихотворение?

        
     

    Работаем по учебнику стр.55

    Автор С Есенин  (Слайд 3 )

    Какие стихи этого поэта мы изучали?

     Биография С. Есенина.

    Родина  Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью, где он родился  21 сентября 1895 года, на берегу красивой русской реки Оки. Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Постараемся  увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный им.

     

    -Можно ли по названию и  иллюстрации к стихотворению рассказать о чем пойдет речь в этом произведении?

    _ Определите жанр произведения. (лирическое стихотворение, потому что отражает настроение поэта)

     

    Работа над стихотворением.

    Чтение учителем.

    - Послушайте  стихотворение. Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал Есенин. (Слайд 4)

    (словарь настроений)

    - Какое настроение автора вы почувствовали:

    Подчеркните нужные слова

    • ликующее;
    • восторженное;
    • шутливое;
    • печальное;
    • веселое;
    • праздничное;
    • радостное;
    • спокойное;
    • мечтательное;
    • грустное?

    - Обоснуйте свой выбор.

     

    - Какие чувства возникли в вашем сердце:

    • изумление;
    • радость;
    • восторг;
    • восхищение;
    • грусть;
    • спокойствие;
    • сожаление;
    • печаль;
    • ликование.

     

     

    . Вывод: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее

    настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха.

     

    Лингвистическое комментирование.

     

    В тексте встречаются такие слова,  значение которых нужно уточнить

     

    (медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

    проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

    под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

    зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

    волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд вполголоса)

    чтение стихотворение  учащимися.

    Обозначить слова про черемуху и ручей буквами Ч.-Р.

    IV. Анализ текста.

    (1). Почему о дереве говорится, как о цветке?(цветок распускается и черемуха тоже распустилась вся)

     Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?

    , весна набирает силу, расцветает и именно с нею расцветает и набирает силу черемуха)

    (3). Почему у поэта роса медвянаа? (- Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед)
    - Какой мед? (Липкий, тягучий). Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая.
    - Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).
    - Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно тянется).
    - Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки, весной).
    - Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие).

     (5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе? (Пряный - это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу. Листва молоденькая, ароматная, горьковатая на вкус).

    Вычитайте при помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (ответ детей)

    - Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая? (эпитеты)

    -Для чего поэт использовал эти слова? (Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.)

    – “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет?

    (цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему).
    - Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила).
    - А какой внешний вид имеет черемуха в другом четверостишии? (Развесившись, стоит).
    - Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит).
    Наша черемуха изменилась!)

    Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной: 1 - пробуждающаяся черемуха, 2 - черемуха в полном цвету).

    Итак, черемуха изменилась

     А изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он только еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни)

    - С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила? (с девушкой)

      Какой прием использовал поэт здесь?(олицетворение)

    . С какой интонацией будем читать это четверостишие? (Восхищенно)

    Каким эпитетом наградил автор ручей?

     Серебряный ручей”, то есть какой? Как вы понимаете? ( со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)

     

    (6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет в начале?

    Каким он стал? Почему?

     

    – Кто здесь представляется юношей? (Ручей “вкрадчиво поёт” для черемухи песню, чтобы понравиться ей)

    Какой это прием ?(олицетворение)

    Какую роль в нашей речи играют эпитеты, сравнения , олицетворение?

    ( Употребление образных языковых средств делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной).

     Чтение учащимися в парах (расставляем паузы, логическое ударение).

    Прочитаем стихотворение соседу

    - Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

     

    Что удалось…?  Что не удалось? Чтобы вы посоветовали…?

    . Подчеркните нужное

    Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:

    • чтобы передать радость общения с природой;
    • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
    • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
    • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

     

    5. Рассматривание картин о черемухе.

    (Я приглашаю вас  на экскурсию по картинам известных художников)

    Что объединяет  эти картины между собой? Почему поэт и художники изобразили картины о черемухе?

    1. Рисование.

     Ребята, я предлагаю вам создать художественную студию .  Изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах учеников картон зеленого цвета и мелки.)
    Просмотр рисунков.

     

     

    Рефлексия

    О чем заставило задуматься меня это стихотворение? 

    (о красоте родной природы, о том, что я очень рад тому, что живу в таком красивом месте)  

     

    7. Д/з – выучить наизусть

     

    8. Выставление оценок.

     

    -Оцените себя на уроке  (сигнальные карточки)

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературному чтению. «Зимние картины природы. С. Есенин « Берёза»»

    Урок разработан по требованием Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. На уроке осуществляется системно-деятельностный подход, применяются различные формы групповой р...

    Урок по литературному чтению 3 класс Тема:"В гостях у А.С. Пушкина"

    Конспект урока по литературному чтению в третьем классе, по теме творчество А.С.Пушкина. На уроке используется интерактивная доска....

    Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

    Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

    Интегрированный урок по литературному чтению 2 класс

    учить анализировать лирическое произведение...