Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Цель:

Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

 Развивать критическое мышление учащихся:

а) внимание к авторскому слову;

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

                                                                  Ход

 

 Орг. момент.

 

Ребята,    улыбнитесь друг другу.  Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы.  Я желаю всем нам хорошего урока.

 

 Постановка цели урока.

1)Загадка о черемухе.

-Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

(спросить 1 ученика прочитать текст)  Слайд 1

 

Что за время! Есть ли лучше! –
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым.

Что это такое?

 

Так называется стихотворение  С.Есенина , которое мы будем сегодня читать.

(Слайд 2)

-Чтобы вы хотели узнать на уроке и чему научиться? (научиться выразительно читать, познакомиться с поэзией С.Есенина)

-Для чего это вам нужно? (Уметь красиво говорить, понимать поэзию)

 Объяснение нового материала.

-Как будем работать над стихотворением?

(Составляем алгоритм работы над стихотворением)

А Л Г О Р И Т М

    автор, название, рисунок, жанр

     слушаем

     о чем оно? (настроение,  чувства)

     читаемimage  (средства образной речи: эпитет, сравнение,  олицетворение)

     работаем над выразительностью

     художественное исполнение (что удалось при чтении, что посоветуете?...)

     о чем заставило меня задуматься это стихотворение?

    
 

Работаем по учебнику стр.55

Автор С Есенин  (Слайд 3 )

Какие стихи этого поэта мы изучали?

 Биография С. Есенина.

Родина  Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью, где он родился  21 сентября 1895 года, на берегу красивой русской реки Оки. Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Постараемся  увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный им.

 

-Можно ли по названию и  иллюстрации к стихотворению рассказать о чем пойдет речь в этом произведении?

_ Определите жанр произведения. (лирическое стихотворение, потому что отражает настроение поэта)

 

Работа над стихотворением.

Чтение учителем.

- Послушайте  стихотворение. Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал Есенин. (Слайд 4)

(словарь настроений)

- Какое настроение автора вы почувствовали:

Подчеркните нужные слова

  • ликующее;
  • восторженное;
  • шутливое;
  • печальное;
  • веселое;
  • праздничное;
  • радостное;
  • спокойное;
  • мечтательное;
  • грустное?

- Обоснуйте свой выбор.

 

- Какие чувства возникли в вашем сердце:

  • изумление;
  • радость;
  • восторг;
  • восхищение;
  • грусть;
  • спокойствие;
  • сожаление;
  • печаль;
  • ликование.

 

 

. Вывод: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее

настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха.

 

Лингвистическое комментирование.

 

В тексте встречаются такие слова,  значение которых нужно уточнить

 

(медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд вполголоса)

чтение стихотворение  учащимися.

Обозначить слова про черемуху и ручей буквами Ч.-Р.

IV. Анализ текста.

(1). Почему о дереве говорится, как о цветке?(цветок распускается и черемуха тоже распустилась вся)

 Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?

, весна набирает силу, расцветает и именно с нею расцветает и набирает силу черемуха)

(3). Почему у поэта роса медвянаа? (- Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? (Мед)
- Какой мед? (Липкий, тягучий). Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая.
- Какое еще слово подтверждает это? (Сползает).
- Как вы понимаете слово “сползает”? (Медленно тянется).
- Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? (Когда лопаются почки, весной).
- Какие бывают листочки, когда они только-только появляются, вылупляются из почки? (Нежные, маленькие, сочные, мягкие).

 (5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе? (Пряный - это горьковатый, ароматный по запаху и вкусу. Листва молоденькая, ароматная, горьковатая на вкус).

Вычитайте при помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (ответ детей)

- Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая? (эпитеты)

-Для чего поэт использовал эти слова? (Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.)

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет?

(цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему).
- Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? (Кудри завила).
- А какой внешний вид имеет черемуха в другом четверостишии? (Развесившись, стоит).
- Какая теперь зелень? (Золотистая, на солнышке горит).
Наша черемуха изменилась!)

Почему же С. Есенин дважды обращается к описанию черемухи? (Черемуха меняется, набирает силу вместе с весной: 1 - пробуждающаяся черемуха, 2 - черемуха в полном цвету).

Итак, черемуха изменилась

 А изменилось ли отношение к ней С. Есенина? (Нет, он только еще больше продолжает восхищаться этим удивительным творением природы, этим расцветом жизни)

- С кем можно сравнить черемуху, которая принарядилась к празднику, кудри завила? (с девушкой)

  Какой прием использовал поэт здесь?(олицетворение)

. С какой интонацией будем читать это четверостишие? (Восхищенно)

Каким эпитетом наградил автор ручей?

 Серебряный ручей”, то есть какой? Как вы понимаете? ( со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)

 

(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет в начале?

Каким он стал? Почему?

 

– Кто здесь представляется юношей? (Ручей “вкрадчиво поёт” для черемухи песню, чтобы понравиться ей)

Какой это прием ?(олицетворение)

Какую роль в нашей речи играют эпитеты, сравнения , олицетворение?

( Употребление образных языковых средств делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной).

 Чтение учащимися в парах (расставляем паузы, логическое ударение).

Прочитаем стихотворение соседу

- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

 

Что удалось…?  Что не удалось? Чтобы вы посоветовали…?

. Подчеркните нужное

Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:

  • чтобы передать радость общения с природой;
  • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
  • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
  • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

 

5. Рассматривание картин о черемухе.

(Я приглашаю вас  на экскурсию по картинам известных художников)

Что объединяет  эти картины между собой? Почему поэт и художники изобразили картины о черемухе?

1. Рисование.

 Ребята, я предлагаю вам создать художественную студию .  Изобразим мелками ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение. (На партах учеников картон зеленого цвета и мелки.)
Просмотр рисунков.

 

 

Рефлексия

О чем заставило задуматься меня это стихотворение? 

(о красоте родной природы, о том, что я очень рад тому, что живу в таком красивом месте)  

 

7. Д/з – выучить наизусть

 

8. Выставление оценок.

 

-Оцените себя на уроке  (сигнальные карточки)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Интегрированный урок по литературному чтению 2 класс

учить анализировать лирическое произведение...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...