Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: С. Есенин «Черёмуха».

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,

развитие внимания, творческого воображения;

  • воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Ребята, сегодня у нас не простой урок. У нас гости. Давайте

поприветствуем их.

 Проверка домашнего задания.

– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

– Какие произведения в нём помещены?

– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость, точность)

– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?

– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.

Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны».

IV. Изучение новой темы.

1. Беседа о поэте.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...

– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто  его автор? (Сергей Есенин.)

– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. 

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

-о жизни и творчестве С.А.Есенина нам расскажет Злата Хорпякова

Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.

2. Актуализация знаний. Постановка цели.  

Тема урока: Сергей Есенин „Черему

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха», научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его

душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.

3. Изучение нового материала

Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В  это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

– Что вам известно о черёмухе?

                   Одна из первых я цвету.     ( Настя Третьякова)

В садах стою я вся в цвету,

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.

                           И вся благоуханная,      (Арсений Тигунов)

Роняя лепестки,

Цветёт, цветёт черёмуха

В овраге у реки. (В. Жуковский)

Арсений Щеренко;

– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

4. Прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина

«Черемуха» в грамзаписи.

– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

5. Обмен впечатлениями о прочитанном. 

Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).

Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

7. Словарная работа

– Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)

VI. Продолжение изучения темы.

8. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».

Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.

Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)

– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.

10. Работа над иллюстрацией на с.55. 

Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение З. Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.

Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

             Легкая как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

(3.Александрова)

Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.

Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)

Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

Вывод: Такую красоту природы надо видеть и бере

Учитель: Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого. Стихи поэта очень музыкальны, напевны, всеми любимы, поэтому многие композиторы создавали произведения на стихи Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Черемуха”, давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)

– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.

VII. Домашнее задание

с. 55 учить наизусть.

с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)



–