Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Василюк Яна Геннадьевна

Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._n._tolstoy_lev_i_sobachka.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю                                 

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения 

в 3 классе

29.12.2017г.

дата

Консультация учителя__________________

  Консультация методиста _______________

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.

Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч., ч. 1)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Цель: создание  благоприятных условий  для воспитания нравственных качеств: дружелюбия, преданности, сострадания, сопереживания, любовь к животным через содержание произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной  деятельности по совершенствованию умения определять жанровые особенности рассказа, характеризовать героев произведения, пересказывать художественный текст произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с рассказом;  развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умения анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, умению самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия способствовать воспитанию интереса к детской книге, литературе; бережное отношение к родному слову, чувство прекрасного  через поэтическое слово,  нравственные качества: дружелюбия, преданности, сострадания, сопереживания, любовь к животным.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; развитие связной речи детей, обогащение словарного запаса; развитию навыка чтения; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, умению самостоятельно делать выводы.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами;  участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Геннадьевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

3) Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

С усердием трудитесь!

У: Зачем быть внимательными?

О: Для того, чтобы все получилось на уроке.

 У: Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация   умений и знаний.

1) Фронтальная работа.

У: Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ»

Л.Н. Толстой

У: Как вы понимаете эти слова?

О: Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение.

У: Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг.

Добрые дела – добром. Помните об этом!

У: Кто автор этих строк? (Л.Н.Толстой)

У: Что вы уже знаете об этом писателе?

О: Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

У: С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем  уроке?  («Прыжок»)

2) Индивидуальная работа.

У: У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком  правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в)   «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца

У: Проверьте себя по "ключу" и оцените себя.

1

В

2

Б

3

Б

4

В

5

В

6

А

7

А

8

А

Ключ:

У: Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

3) Анализ учебной деятельности обучающихся на данном этапе (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий).

III. Открытие новой темы. Целеполагание.  

У: Экзюпери сказал: «Мы в ответе, за тех, кого приручили». Человек должен нести ответственность. Помните это!

У: Как вы понимаете это высказывание, кому оно адресовано (ответы детей)

У: Во многих городах нашей страны  созданы «Общества защиты животных». Также, существует Всемирное общество защиты животных, центр которого находится в городе Лондон. Именно в этом городе произошла история, которую услышал Лев Николаевич от одного из моряков. Писатель не остался к ней равнодушным и написал об этом рассказ «Лев и собачка».

У: О чем говорит название? О ком будет идти речь?

У: Прочитайте слово под заголовком.

У: Что означает слово «быль»?

У: Из какого источника  сможем узнать точное лексическое значение этого слова?

  1. Работа в парах.

У: Ребята, найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слова «быль».

О: Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

У: С помощью «слов - помощников» определим наши задачи.

«Слова – помощники»:

- познакомимся: с былью Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

- узнаем: позицию какого героя поддерживает автор.

- будем учиться: выражать личное отношение к прочитанному и услышанному.

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Работа в парах (с текстом о льве)

У: Кто из вас был в зоопарке и видел льва? Что вы о нём можете рассказать?

  1. Словарная работа.

У: Перед тем как мы прочтем рассказ, поработаем над малознакомыми словами и раскроем их значение.

  • зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
  • барин – богатый человек, который имеет прислугу.
  • ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
  • бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
  • метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
  • засовы – большие дверные задвижки.
  • издохла – умерла.
  1. Первичное чтение сказки («цепочкой»),  анализ первичного восприятия содержания.

У: Какие чувства у вас возникли, при чтении этой «были»? В какие моменты?

  1. Работа в парах. Выберите из списка и подчеркните.

Горечь Тоска

Печаль Грусть

Радость Восхищение

Удивление Разочарование

Гнев Злость

У:  Какой эпизод показался вам самым напряженным?

У: Назовите главных героев были.

У: Где происходило событие, описанное в тексте?

V. Физминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение). Вторичное чтение рассказа и  анализ содержания рассказа.

У: Прочитайте начало рассказа?

У: Что автор хотел нам показать?

О: Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.

У: Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?

О: Чтобы такого никогда не было.  Он хочет  научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, жестоки, а лев и собачка добрые.

У: Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? (злость, гнев)

У: Что чувствует собачка в этот момент? ТРЕВОГА

У: Почему же лев  не растерзал её? Что  его удивило?

(Она понравилась ему. Ему стало её жаль. Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

У: В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?

У: О каком же  чувстве мы говорим? ЗАБОТА

У: Чему учит нас этот момент в рассказе?

У: Как можно одним словом сказать, когда кто–то полагается на кого–то? ДОВЕРИЕ.

У: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какому моменту рассказа  она относится?

О: Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку.

У: Как выглядят животные?

О: Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится,  лев её защитит.

У: Какой бы заголовок вы подписали под этой иллюстрацией?

Дружба животных. Нам вместе очень весело.

У: В какое чувство переросли взаимоотношения собачки и льва? ДРУЖБА

У: Что произошло дальше?

У: Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? ТОСКА, ПЕЧАЛЬ.

У: Как вёл себя лев, когда понял, что собачка умерла.

У: Почему он стал себя так вести?  

О: Он  почувствовал безысходность, не знает, как вернуть друга, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается  вырваться на свободу, но не может.

У: Какие действия предпринимает хозяин?

О: Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку.

У: Почему лев не принял другую собачку?

О: Чувствует боль утраты, потери друга, остался верен своему другу!

У: О каком качестве говориться в этом эпизоде? ПРЕДАННОСТЬ

О: Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.

У: Чему учит нас этот момент?

О: Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

  1. Работа в группах.

У: Одной группе предстоит составить синквейн  про льва, а другой про собачку.

Синквейн (собачка)

Название (1сущ.) собачка

Описание (3 прил.) маленькая, ласковая, беззащитная

Действия (3 глагола) прижалась, вскочила, заболела

Чувства (фраза из 3-х слов) Собачка понравилась льву.

Суть (существ.) дружба

Синквейн (лев)

Название (1сущ.ное) лев

Описание (3 прил.) сильный, верный, заботливый

Действия (3 глагола) понюхал, играл, тосковал

Чувства (фраза из 3-х слов). Лев полюбил собачку.

Суть (существ.) верность

Чтение составленных синквейнов

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

У: На примере рассказа «Лев и собачка» хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И в поведение - льва это урок людям.

У: Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? (активно, дружно)

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Новыми знаниями я смогу поделиться…

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Подготовить  выразительное  чтение  были Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (с. 160–161, часть 1-я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...

Рабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс ФГОС 2 УМК "Школа России"Л.Ф.Климановой , В.Г.Горецкого.

Планируемые результаты освоения ООП  на предметном содержании курса « Литературное чтение»,  календарно-тематическое  планирование уроков, пояснительная записка....

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие русские писатели. А. С. Пушкин", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...