Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зияева Виктория Рустамовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части.

Задачи урока

Дидактические:

  • знать о жизни и творчестве М. М. Зощенко;
  • знать содержание произведения «Ещё мама»;
  • уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие:

  • формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
  • развивать внимание при решении учебных заданий;
  • развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 13.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №116»

Класс: 3-15

Урок: 5

Время: 17:15-17:55               Кабинет: 308

Студент: Зияева Виктория

Группа: 46

Учитель: Бойко Светлана Ивановна

Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части.

Задачи урока

Дидактические:

  • знать о жизни и творчестве М. М. Зощенко;
  • знать содержание произведения «Ещё мама»;
  • уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие:

  • формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
  • развивать внимание при решении учебных заданий;
  • развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова) рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Учитель организует фронтальный опрос с целью актуализации знаний.

2. Ставит проблемную ситуацию.

- Сейчас мы с вами напишем небольшой тест по произведению, которое мы читали на прошлом уроке.

- Как оно называлось?

- Кто автор?

- Почему рассказ, который мы сейчас изучаем, называется «Еще мама». Что хотел автор показать нам в своем рассказе, какую главную мысль хотел донести до читателя?

- Сейчас мы напишем небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.

1. Укажи значение слова «оробел».

а) испугался; б) обрадовался;  в) иди осторожно.

2. Как мать отвела сына в школу?

а) Взяла за руку, чтобы он не вырвался, и отвела.

б) Сказала ему, что они идут в гости.

в) Уговорила его пойти.

3. Куда учительница посадила Артема?

а) За первую парту;

б) На стул рядом с собой;

в) К себе на колени.

4. О чем Артем думал во время урока?

а) Добрая ли учительница;

б) Скоро ли будет обед;

в) Не сгорел ли его дом;

г) Придется ли ему ходить в школу каждый день.

5. Почему, по словам учительницы, будет горевать мама?

а) Потому что у сына рана;

б) Потому что сын плохо себя вел;

в) Потому что сын ничего в школе не узнал;

г) Потому что сын не хочет ходить в школу.

6. Чему учился мальчик?

а) Писать слова «мама» и «Родина»;

б) Писать буквы «А» и «О»;

в) Считать до пяти;

г) Складывать два и два.

7. Что было на следующее утро?

а) Мальчик отказался идти в школу;

б) Мальчик проспал и опоздал на урок;

в) Мальчик побежал в школу раньше времени.

0 ошибок – «5»

1-2 ошибок – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 5 ошибок – «2»

- Этика, этикет. Что общего у этих слов?  

- В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

- Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

1. Выполняют задания.

2. Участвуют диалоге.

- «Еще мама».

- Андрей Платонович Платонов.

-  Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.

1 – а

2 – а

3 – в

4 – в

5 – в

6 – а

7 – в

- Однокоренные

- Воспитанный человек

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог;

Помогает ученикам сформулировать тему и цель урока.

-Посмотрите на слайд и сформулируйте тему нашего урока?

-Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Верно, молодцы.

Формулируют тему и цель урока.

-Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова».

-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

Чтение рассказа

- Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко.

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. М.Зощенко был писателем – сатириком. Давайте посмотрим в толковом словаре, значение слова сатирик.

- Особенно хорошо ему удавались детские рассказы. Когда он писал их, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

- Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

- С какими произведениями мы уже знакомы? Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.

Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.

Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее.

Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.

Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.

Абсурд — нелепость, бессмыслица.

Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.

«Чтение с остановками». 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

- Сатирик — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости.

Ответы детей.

- Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

- Волшебные, дорогие, ценные, нужные.

- Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

- От чего имени ведётся рассказ?

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? Свои ответы можно подтверждать словами из текста

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание.

1 ряд «Тараторила без конца».

2 ряд «Сидела как на иголках».

3 ряд «Желала загладить происшествие».

После обсуждения названные ученики дают ответы:

«Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки.

«Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

«Желала загладить происшествие» - исправить положение

П: уметь работать с открытым знанием;

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: самостоятельное чтение

Наглядный: проверка по эталону

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

- Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

- Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

Чтение до конца.

- Почему папа назвал поведение детей глупым?

- Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»?

- В чем заключается основная мысль рассказа?

-находят ответы в тексте рассказа.

-высказывают свои предположения.

- Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки

М: уметь проводить самоанализ;

П: уметь правильно объяснять основную мысль рассказа

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

- Произведение какого авторы мы начали читать?

- Что вы запомнили из биографии автора?

- Как называется рассказ?

- Какие впечатления о прочитанном? Кто является главным героем?

- М.М.Зощенко

- «Золотые слова»

П: уметь составлять диалог

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебник,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

- Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

- Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

- Закончите урок одним из предложений

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …

М: рефлексия способов и условий действия (П);

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"

Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...

Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...