Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части.
Задачи урока
Дидактические:
- знать о жизни и творчестве М. М. Зощенко;
- знать содержание произведения «Ещё мама»;
- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Развивающие:
- формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
- развивать внимание при решении учебных заданий;
- развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
- воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 13.04.2022 Школа: МБОУ «СОШ №116» Класс: 3-15 Урок: 5 Время: 17:15-17:55 Кабинет: 308 | Студент: Зияева Виктория Группа: 46 Учитель: Бойко Светлана Ивановна |
Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части.
Задачи урока
Дидактические:
- знать о жизни и творчестве М. М. Зощенко;
- знать содержание произведения «Ещё мама»;
- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Развивающие:
- формирование навыков беглого чтения и правильной речи;
- развивать внимание при решении учебных заданий;
- развивать грамотную речь учащихся при анализе произведения.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать умение слушать товарищей при работе в парах, в группах.
- воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова) рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивноеоборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку; | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала | 1. Учитель организует фронтальный опрос с целью актуализации знаний. 2. Ставит проблемную ситуацию. - Сейчас мы с вами напишем небольшой тест по произведению, которое мы читали на прошлом уроке. - Как оно называлось? - Кто автор? - Почему рассказ, который мы сейчас изучаем, называется «Еще мама». Что хотел автор показать нам в своем рассказе, какую главную мысль хотел донести до читателя? - Сейчас мы напишем небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. 1. Укажи значение слова «оробел». а) испугался; б) обрадовался; в) иди осторожно. 2. Как мать отвела сына в школу? а) Взяла за руку, чтобы он не вырвался, и отвела. б) Сказала ему, что они идут в гости. в) Уговорила его пойти. 3. Куда учительница посадила Артема? а) За первую парту; б) На стул рядом с собой; в) К себе на колени. 4. О чем Артем думал во время урока? а) Добрая ли учительница; б) Скоро ли будет обед; в) Не сгорел ли его дом; г) Придется ли ему ходить в школу каждый день. 5. Почему, по словам учительницы, будет горевать мама? а) Потому что у сына рана; б) Потому что сын плохо себя вел; в) Потому что сын ничего в школе не узнал; г) Потому что сын не хочет ходить в школу. 6. Чему учился мальчик? а) Писать слова «мама» и «Родина»; б) Писать буквы «А» и «О»; в) Считать до пяти; г) Складывать два и два. 7. Что было на следующее утро? а) Мальчик отказался идти в школу; б) Мальчик проспал и опоздал на урок; в) Мальчик побежал в школу раньше времени. 0 ошибок – «5» 1-2 ошибок – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 5 ошибок – «2» - Этика, этикет. Что общего у этих слов? - В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. - Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? | 1. Выполняют задания. 2. Участвуют диалоге. - «Еще мама». - Андрей Платонович Платонов. - Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы. 1 – а 2 – а 3 – в 4 – в 5 – в 6 – а 7 – в - Однокоренные - Воспитанный человек | М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог; | Помогает ученикам сформулировать тему и цель урока. -Посмотрите на слайд и сформулируйте тему нашего урока? -Ребята попробуйте предположить, о чем будем говорить сегодня на уроке? -Верно, молодцы. | Формулируют тему и цель урока. -Михаил Михайлович Зощенко «Золотые слова». -Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение «Золотые слова», в котором будет говориться, о воспитанности. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); | |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: учебный диалог; Словесный: беседа; Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос. Практический: упражнение Чтение рассказа | - Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко. Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. М.Зощенко был писателем – сатириком. Давайте посмотрим в толковом словаре, значение слова сатирик. - Особенно хорошо ему удавались детские рассказы. Когда он писал их, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. - Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». - С какими произведениями мы уже знакомы? Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно? - Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Ребята, а вы употребляете в своей речи «волшебные слова»? Какие? -Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной. Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее. Угореть — отравиться угаром; потерять соображение. Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими. Абсурд — нелепость, бессмыслица. Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом. «Чтение с остановками». 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) | - Сатирик — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости. Ответы детей. - Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. - Волшебные, дорогие, ценные, нужные. - Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д. | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; | Учебная презентация |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, Практический: упражнение | - От чего имени ведётся рассказ? - Почему дети любили ужинать со взрослыми? Свои ответы можно подтверждать словами из текста - Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? - Как наказал отец Миньку и Лёлю? - Постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание. 1 ряд «Тараторила без конца». 2 ряд «Сидела как на иголках». 3 ряд «Желала загладить происшествие». После обсуждения названные ученики дают ответы: | «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки. «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. «Желала загладить происшествие» - исправить положение | П: уметь работать с открытым знанием;
| |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практические: самостоятельное чтение Наглядный: проверка по эталону | 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) - Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. - Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло? Чтение до конца. - Почему папа назвал поведение детей глупым? - Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? - В чем заключается основная мысль рассказа? | -находят ответы в тексте рассказа. -высказывают свои предположения. - Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки | М: уметь проводить самоанализ; П: уметь правильно объяснять основную мысль рассказа | |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог Практический: упражнение | - Произведение какого авторы мы начали читать? - Что вы запомнили из биографии автора? - Как называется рассказ? - Какие впечатления о прочитанном? Кто является главным героем? | - М.М.Зощенко - «Золотые слова» | П: уметь составлять диалог М: контроль, коррекция, оценка (Р) | Учебник, Рабочая тетрадь |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа, анализ | - Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? - Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. - Закончите урок одним из предложений -Урок привлек меня тем … - Я задумался о … - Хотелось бы поблагодарить … | М: рефлексия способов и условий действия (П); | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Тема:«В. Осеева «Волшебное слово»
Технологическая карта урока «В. Осеева «Волшебное слово»...
технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"
Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс УМК "Школа России" Тема: "И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А"
Знакомство с отрывком из сказки И. Токмаковой....
Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...
Технологическая карта урока Литературное чтение 2 класс (УМК Школа России) "Волшебное слово"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Валентины Осеевой «Волшебное слово» Задачи урока:Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми свед...