Главные вкладки

    технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Школа России", тема: Стихи о детях. С. Михалков "Если"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России" 3 класс. Тема: Стихи о детях. С.В. Михалков "Если"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет, класс

    Литературное чтение, 3 класс

    Учитель

    Пятунина Зинаида Евгеньевна

    Тема урока

    Стихи о детях. С.В. Михалков «Если», УМК «Школа России»

    Тип урока: решение частных задач

    Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством С. В. Михалкова, его биографией; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; находить средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, воображения, мышления; содействовать воспитанию любви к книге

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомятся с произведением
    С. В. Михалкова «Если»;

    научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

    Метапредметные:

    познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

    регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

    коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

    Личностные:

    осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения

    Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: портрет С. В. Михалков; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений, учебник Климанова Л.Ф. «Литературное чтение» в 2х частях, ч.2,М., Просвещение, 2015 г.

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

    Формируемые способы деятельности

    I. Организация начала урока

    Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

    Мы урок начнем с разминки,

    Выпрямляем свои спинки.

    На носочках потянулись,

    Вправо-влево повернулись

    И друг другу улыбнулись.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Урок пора нам начинать

    Сообщают о готовности
    к уроку (наличие

    учебника, рабочей тетради, школьных принадлежностей).

    Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

    Умеют слушать в соот-

    ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Речевая разминка

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

    – Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово (см. ресурсный материал).

    Ключевое слово: Маршак.

    Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

    Проводит чтение-слалом (см. ресурсный материал)

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
    о выполненной работе дома. Читают на оценку.

    Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

    Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу

    и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой

    III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

    Проводит игру-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова.

    – Назовите, из какого произведения отрывок (см. ресурсный материал).

    – С творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня? (С творчеством Сергея Михалкова.)

    – Прочитайте тему урока.

    – Определите цели урока, используя опорные слова:

    Мы познакомимся с…

    Мы узнаем…

    Мы вспомним…

    Мы будем уметь…

    Мы сможем поразмышлять…

    – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

    – Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 116–117.

    – Прочитайте название стихотворения и подумайте, о чем оно может быть?

    – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
    С. В. Михалкова

    Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

    Принимают

    и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказы-

    вание в уст-ной форме

    IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биогра-
    фией автора

    Рассказывает о творчестве С. В. Михалкова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

    Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

    Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

    V. Работа над содержанием текста.

    Первичное чтение произведения

    Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

    – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

    Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

    – Понравилось ли вам произведение?

    – Выразите свое мнение о произведении одним словом.

     Прочитайте стихотворение самостоятельно.

    – Совпало ли его содержание с вашими предположениями?

    – Что помогло детям скоротать скучный дождливый день? (Детские фантазии.)

    – Прочитайте, во что они превратили лужу.

    – Прочитайте, что они хотели бы сделать с тучей.

    – Прочитайте, как у них получилась каплища

    Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

    Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

    Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое
    мнение

    VI. Повторное чтение и анализ произведения

    Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

    – Это стихотворение о природе? (Нет.)

    – А о чем?

    – Что за фантазии возникли у ребят?

    – Как вы считаете, это стихотворение наполнено грустью и скукой?

    – Надо ли стараться передать эти чувства?

    – А потом? С какой интонацией и настроением надо читать?

    Проводит игру «Артисты».

    – Представьте, что это разговор двух мальчиков. Первый говорит задумчиво, но с хитрецой, будто готов похулиганить, повеселиться. Второй – с восторгом и удивлением, как будто он увидел решение задачи.

    – Какие чувства вы продемонстрировали при чтении стихотворения?

    Читают произведение

    по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе-

    мого во фронтальном

    режиме.

    Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

    Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

    Читают про себя.

    Соревнуются в лучшем чтении

    Выразительно читают. Понимают на слух ответы обуча-

    ющихся.

    Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

    Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

    VII. Домашнее задание

    Объясняет домашнее задание.

    •  Выучить наизусть стихотворение.

    •  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

    •  Подготовить сообщение про кукушку

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведения итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит  беседу по вопросам.

    – Что особенно заинтересовало вас во время урока?

    – Что нового узнали на уроке?

    – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

    – А вы бы хотели оказаться на месте героев стихотворения «Если» и испытать такие же чувства? Почему?

    – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

    – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

    Проводит упражнение «На какой я ступеньке?» (см. ресурсный материал)

    Отвечают на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

    Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


    Ресурсный материал к уроку

    КРОССВОРД

    1. А теперь без… (грамоты)

    Пропадешь,

    Далеко без… (грамоты)

    Не уйдешь.

    2. Жил человек рассеянный

    На улице… (Бассейной).

    3. Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой на… (ремне)?

    4. Побежали котятки,

    Отыскали перчатки

    И, смеясь, прибежали домой.

    Потому что… (нашлись)

    Потому что… (нашлись)

    Перчатки!

    5. Дама сдавала в багаж

        Диван,

        Чемодан, … (саквояж).

    6. Против дома, у ворот,

        Жил в сторожке старый… (кот).


    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

    ИГРА-КОНКУРС

    Мы с приятелем вдвоем

    Замечательно живем. 

    Мы такие с ним друзья –

    Куда он, туда и я!

              («Мы с приятелем».)

    – На прививку! Первый класс!

    – Вы слыхали? Это нас!..

    Я прививки не боюсь:

    Если надо – уколюсь!

                                      («Прививка».)

    В доме восемь дробь один

    У заставы Ильича

    Жил высокий гражданин,

    По прозванью «Каланча».

    По фамилии Степанов

    И по имени Степан,

    Из районных великанов

    Самый главный великан.

                                 («Дядя Степа».)

    Что стряслось у тети Вали?

    У нее очки пропали!

                          («Где очки».)

    В одном переулке стояли дома.

    В одном из домов жил упрямый Фома.

                                         («Фома».)

    Красной цифрой не отмечен

    Этот день в календаре

    И флажками не расцвечен

    Возле дома, на дворе.

                             («Важный день».)


    РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О С. В. МИХАЛКОВЕ

    Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.

    Когда писатель встречается со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно назовет его не настоящим именем, а именем его героя – дядя Степа. Почему? Оказывается, произошла вот такая история.

    Журнал «Пионер» в 1935 году опубликовал поэму С. Михалкова «Дядя Степа».

    Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем номере. Но нужны были иллюстрации к поэме. За короткий срок до выпуска журнала художник не успел бы приготовить необходимые рисунки. Тогда редактор, внимательно измерив взглядом с ног до головы долговязую фигуру стоящего перед ним поэта, неожиданно произнес:

    – Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать Вас. Вы – самый настоящий дядя Степа! 

    И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. Поэма в журнале была проиллюстрирована не рисунками, а фотографиями Михалкова.

    Первые свои стихи – обыкновенные «взрослые» – напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».

    Первое стихотворение для детей – оно называлось «Три гражданина» – Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, «проснулся знаменитым».

    Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, но не забывал и взрослых. В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) работал военным корреспондентом в действующей армии; по окончании войны уволился в запас в звании подполковника. В послевоенный период начал писать басни, занялся драматургией; в 1962 г. стал организатором и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль»; автор текстов Государственного гимна Советского Союза (совместно с Габриэлем Эль-Регистаном) первой редакции – 1944 г. и второй редакции – 1977 г., Государственного гимна Российской Федерации – 2000 г.

    УПРАЖНЕНИЕ «НА КАКОЙ СТУПЕНЬКЕ?»

    Цель упражнения: помочь выстраивать адекватную самооценку. Учащимся раздаются бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». После того как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:

    – ступенька 1–4– самооценка занижена;

    – ступенька 5–7 – самооценка адекватна;

    – ступенька 8–10 – самооценка завышена.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

    Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Е.Благинина «Кукушка», «Котенок»". УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: расширение знаний детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления.Планируемые результаты: Предметные: з...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова; познакомить с рассказом Н.Н. Носова «Телефон»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения....

    Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс Тема: Э. Успенский «Чебурашка» УМК "Школа России"

                         Цели деятельности учителя: представление о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; разви...

    Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...

    Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование умений анализировать текст, делить его на части; формирование навыков беглого чтения и правильн...