Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России по теме: Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Спиридонова Любовь Николаевна

Использование технологических карт для организации и проведения учебных занятий в начальной школе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России

(Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

  Выполнила:      учитель начальных классов  Любовь Николаевна Спиридонова   ГБОУ СОШ с. Владимировка

                                                                                                                   

Тема урока: Произведение  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, , о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Тип урока: «открытие» нового знания (изучение нового материала).

Образовательная технология : технология продуктивного чтения.

Цель урока: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Задачи: 

- пробудить интерес к чтению художественных произведений;

- развивать умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

 - учить учащихся наблюдать, думать, выразительно и осмысленно  читать,  передавать мысль словом.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина; выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Список использованных источников: 

- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс

-Библиотека русского фольклора.// Москва. «Советская Россия» ,1989.

-Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 2012.

Этапы урока

Методы, реализуемые на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

- Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь.

              Прозвенел уже звонок.
              Начинается урок.
              В путешествие пойдём.
              В страну сказок попадём.
              Слушай, думай, наблюдай,
              Сказку нашу отгадай.
              Глазки дружно закрывайте.
              Сказку в душу пропускайте.

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

   -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение– правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные:Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Игра «Собери сказку»

 Задание по группам: Из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

- Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).

- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

- Назовите (прочитайте) повторы.

***

 Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

***

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчи

***

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

- Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.

- Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и что я ещё могу рассказать и показать вам.

- В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

- Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

- Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

- Кем был дядя А.С. Пушкина – Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы – гувернёры.)

- Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

-Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

 -Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседа (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.«Открытие» нового знания»

(10 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания;

Беседа с учащимися

- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

- Как они называются? (Устаревшие)

- На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

- В чём их различие? Приведите примеры слов.

- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

  - Слова из первого отрывка сказки.

*Молвить - (говорить)

 *Крещёный мир- (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

 *Позадь забора - (за забором)

 *К исходу сентября (к концу сентября)

 *Светлица (см. словарь Ожегова)

 *Сени (см. словарь Ожегова)

 *Красная девица (красивая)

- Почему слово “красный” обозначало “красивый”? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

  Слова из второго отрывка сказки.

 *Аршин (см. учебник)

 *Гонец (см. словарь Ожегова)

  Слова из третьего отрывка.

 *Сума (см. словарь устаревших слов)

 *Бояре (см. учебник)

- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

  Беседа по содержанию сказки

 - Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

 -  Что заставило Гвидона превратиться в комары?

  - Как наказал свою тетку Гвидон?

  - Осуждает ли автор своего героя?

 - Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

 - В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

 - О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

 - Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

- О каком чуде рассказала повариха?

- О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами.

Работа со словарями.

Чтение первого отрывка.

Чтение второго отрывка.

Чтение третьего отрывка.

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

       Тихо играет музыка. Под музыку спокойным голосом учитель говорит:

                              Корабли по морю плыли,
                             К чудо- острову спешили.
                             Ждали там давно гостей
                             Распрекрасных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к острову сказок.

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

- организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

    Характеристика основных героев сказки

 * Царь Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

* Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице.

    - Как относится автор к царю?

* Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

 *Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

*Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(9 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  Игра «Сказки перепутались»

Задание: Найти строчки к подходящей сказке.

  А.  Князь Гвидон ей отвечает:

 1) «Грусть-тоска меня съедает…»

 2) «Пуще прежнего старуха вздурилась,

     Не дает старику мне покою»

 3) Князю Лебедь отвечает:«Не печалься, ступай себе с богом…»

     Б.  В ноги он к старухе поклонился, молвил:..

 1) «Государыня родная!Выбрал я жену себе»

 2) Старуха сидит под окошком ,

  На чем свет стоит мужа ругает:

 3) «Распроклятая ты, мошка!»

    В.  Видит: весь сияя в злате,

  1) Царь Салтан сидит в палате

  2) В дорогой собольей душегрейке,

  Жемчуги огрузили шею,

 На руках золотне перстни,

 На ногах красные сапожки,

 3)На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

   Г.   Князь Гвидон тогда вскочил,

     Громогласно возопил:

  «Что ты, баба, белены объелась?

   Ни ступить, ни молвить не умеешь,

 Насмешишь ты целое царство»

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

9.Домашнее задание:

(1 мин)

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?

(Дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Вспомни сказку А.С. Пушкина:

- Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

 - Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

 - Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

- Чему учит сказка?

- Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

- За работу на уроке оценки получают:

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

– Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

Организация фиксирования нового знания

Выставление оценок.

Продолжают фразы:

•  Я почувствовал, что…

•  Было интересно…

•  Меня удивило…

•  Своей работой на уроке я…

•  Материал урока мне был…

•  Мне захотелось…

•  Мне больше всего удалось…

•  Мое настроение…

•  Заставил задуматься…

•  Навел на размышления…

•  Могу похвалить своих одноклассников…

Запись домашнего задания

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...

Конспект коррекционного занятия в 3 классе по закреплению изученной темы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...