Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс УМК "Школа России" Тема: "И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква А"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Знакомство с отрывком из сказки И. Токмаковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_1_klass.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 А классе

Учитель: Фадеева И. В.

Тема

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

Педагогическая цель

Учить правильному и выразительному чтению.

Задачи

Образовательные:

1) познакомить с литературной сказкой И. Токмаковой;

2) ввести понятия «действующие лица», «герои»;

3) научить делить текст на части и составлять картинный план произведения;

4) обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста;

5) создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;

воспитывать интерес к творчеству писателя.

Развивающие:

1) упражнять в чтении слогов, слов и предложений с изученными буквами;

2) развивать навыки осознанного чтения текста целыми словами;

3) развивать речевые умения, творческие способности, воображение и память.

Воспитательные:

воспитывать читательский интерес.

Здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной; составлять план пересказа прочитанного; пересказывать текст, самостоятельно придумывая его продолжение.

Личностные результаты

Наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Универсальные

учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

общеучебные – извлекают из художественного текста необходимую информацию, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, в том числе творческого  характера;

логические -  анализируют произведение, устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев, делят текст на части и составляют картинный план.

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы

Портрет И. Токмаковой, книга «Аля, Кляксич и буква «А», презентация, ребусы; иллюстрации к произведениям: рисунки для картинного плана; карточки с играми; словари по русскому языку.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I Орг. момент.

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Девиз нашего урока: «Прежде чем за парту сесть, посмотрели, всё ли есть».

1 слайд

- Проверим, что лежит у вас на парте: учебник «Литературное чтение» на подставке, пенал.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

Показывают готовность к началу учебной деятельности.

Фронтальный

Наблюдение учителя.

II Проверка домашнего задания.

Цель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Индивидуаль-ная.

Словесный.

Чтение наизусть.

Дома вы пробовали себя в роли поэтов.

- У кого получились стихи о буквах?

Дети читают свои двустишия.

Воспроизводят по памяти придуманные дома стихи о буквах.

Индивидуальный

Творческая работа.

III Актуализация опорных знаний.

Цель: обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Фронтальная. Словесный.

Беседа,  рассказ учителя

2 слайд

1. Ребус.

- По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово, и вы узнаете, что мы будем читать сегодня на уроке.
28-03-02.jpg

2. Беседа по вопросам.

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вы читали сами?

3 слайд

Сказка - фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль).

- Что происходит в сказках?

4  - 5 слайды

Наиболее распространённые виды сказок - волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.

6 слайд

Персонаж (лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.

- Какие действующие лица обычно бывают в сказках?

- Назовите героев, действующие лица стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».

Называют изображённые слова.

- Сказка.

- Да.

Перечисляют прочитанные сказки.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

- Буквы.

Извлекают необходимую информацию из рисунков.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимают учебную задачу.

Грамотно формулируют ответы на вопросы.

Принимают учебную задачу.

Принимают учебную задачу.

Грамотно формулируют ответы на вопросы.

Индивидуальный

Устные ответы, отгадывание ребуса.

Индивидуальный

Устные ответы.

Фронтальный

Индивидуальный.

Устные ответы.

Фронтальный

Фронтальный

Индивидуальный

IV Сообщение темы и целей урока.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, в которой действующими лицами тоже являются буквы.

7 слайд

Вы должны:

знать, что такое «действующие лица», «герои»; познакомиться с писательницей И. Токмаковой и её произведением.

Уметь: читать плавно по слогам; делить текст на части и составлять картинный план; формулировать своё мнение

Слушают учителя.

Принимают учебную задачу.

Фронтальный

Физкультми-нутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Коллективная.

Практический.

Коллективная декламация.

Декламация стихотворения,

выполнение движений под руководством учителя.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

Как пружинки, мы присели

И тихонько разом встали

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.        

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны

Прогнулись

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

Выпрямляются.

Ходят на месте.

Прогнулись назад, руки положили за голову.

Присели.

Выпрямились и встали.

Вращение головой.

Повороты вправо и влево.

Потягивания вверх и в стороны.

Дети садятся за парты.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Осуществляют профилактику утомления.

Коллектив-ный.

Правильное выполнение движений

V Изучение нового материала.

Цель: познакомить с новым произведением; ввести понятия «действующие лица», «герои»; научить делить текст на части и составлять картинный план произведения.

1. Речевая минутка.

Фронтальный.

Словесный.

Коллективная декламация.

9 слайд

Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.

Читают чистоговорку

Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

Колективный.

Правильное произноше-

ние звуков.

2. Подготовка к чтению сказки.

Фронтальный.

Словесный, наглядный, творческий.

Работа с иллюстрация-

ми учебника, рассказ.

Откройте учебник на странице 9.

Прочитайте, кто написал это произведение и его название.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 9.

10 слайд

Иллюстрация (лат. прояснять) - передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.

- Как вы думаете, о ком это произведение?

- Что помогло вам ответить на этот вопрос?

Открывают учебник, читают название и рассматривают иллюстрации.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

- Название произведения и иллюстрация.

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы.

Принимают учебную задачу.

Высказывают своё мнение, аргументируют его.

Фронтальный

Устные ответы.

Фронтальный

Индивидуальный

3. Знакомство с жизнью и творчеством И. Токмаковой.

Фронтальный.

Словесный.

Рассказ учителя.

Рассказ о жизни и творчестве И. Токмаковой с опорой на портрет и выставку книг.

11 слайд

Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.).
Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.

«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш,  у  другого – выдающиеся  способности, – пишет о своем детстве Токмакова. – Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».

В 1958 г. в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.

Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчелы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.

В 1962г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, березе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине.

С яблонькой хочется подружиться («Я  надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, значит, закаленный»).
В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».
Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – таков жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой.

Слушают рассказ, рассматривают портрет и выставку книг.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес и задают вопросы.

Фронтальный

Наблюдение учителя.

4. Подготовка к чтению сказки.

Фронтальный.

Словесный.

Хоровое чтение.

12 слайд

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

ста-ра-лась - старалась

не слу-ша-лись - не слушались

пе-ре-ссо-ри-лись - перессорились

раз-ма-хи-ва-ла - размахивала

и-зу-ми-лась - изумилась

вы-го-во-ри-ла - выговорила

вос-клик-ну-ла - воскликнула

пле-мян-ни-ца - племянница

Читают слова по слогам, затем целыми словами.

Выразительно правильно читают слова.

Фронтальный

Хоровое чтение.

5. Словарная работа.

Индивидуаль-ный..

Словесный.

Объяснение слов.

13 слайд

Объясните значение слов:

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

Объясняют значение слов.

Высказывают своё мнение.

Учатся правильно объяснять значение слов.

Индивидуальный.

Устные ответы.

6. Первичное чтение сказки учителем.

Индивидуаль-ный.

Словесный.

Чтение.

Чтение учителем произведения.

Слушают учителя.

Слушают текст в чтении учителя.

Фронтальный

7. Анализ произведения.

Индивидуаль-ный.

Словесный.

Беседа по вопросам.

Ответы на вопросы.

– Понравилось ли вам произведение?
– Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?
– Назовите главных героев сказки.
– Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?
– Какой вы представили себе Алю?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Индивидуальный.

Устные ответы.

Физкультми-нутка для глаз.

Цель: обеспечить активный отдых глазам, сохранение зрения, снятие усталости с глаз.

Коллективная.

Практический.

Коллективная декламация.

Декламация стихотворения,

выполнение движений под руководством учителя.

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно,

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем,

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём,

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз,

Жмурься сильно, но держись.

Моргают глазами.

Смотрят влево-вправо.

Смотрят вверх.

Закрывают глаза ладошками.

Смотрят по дуге вверх, вправо и вверх – влево.

Смотрят вниз.

Зажмуривают глаза, открывают и моргают ими.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Коллектив-

ный.

Правильное выполнение движений.

VI Закрепление нового материала.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний.

Фронтальный.

Словесный.

1. Чтение фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква "А"» учениками «цепочкой».

2. Выборочное чтение.

– Легко ли давалось письмо Але? Почему?
– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.

– Почему буква «А» была взволнована?
– Кто поссорил буквы?
– Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.
                                 14 слайд

– Отгадайте слово:
                              Мой первый слог
                              В начале алфавита вы найдете.
                              Второй мой слог
                              Шестою нотой пропоете.
                                            

– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?
– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.
                                      15 слайд

Разгадайте ребус.
28-03-03.jpg
                                     16 слайд

Вопросы.

– Какая буква была героем этой сказки?
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

– О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?
– Каким вы представляете себе Кляксича?
– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

3. Составление картинного плана сказки.
                                     17 слайд

– С  чего  начинается  сказка? 


                                     18 слайд

а) Как Аля писала письмо.
– Прочтите первую часть сказки.


– Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?
– Что происходит дальше?


                               
19 слайд

б) Диалог девочки с буквой.
– Прочтите вторую часть сказки.
– Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?
                             

                                 20 слайд
в) Злой Кляксич.
– Кто рассорил буквы? Почему?


– Прочтите следующую часть сказки.


– Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.

28-03-04.jpg
                                 Вопросы.
– Какие  приключения  могли  бы  произойти  с героями этой сказки дальше?
– Будет ли побежден Кляксич?
– Кто поможет его победить?
– Чем закончится эта сказка?

21-25 слайды

Групповая работа.

Викторина по сказке.

1. Аля писала письмо маме, но у неё ничего не выходило. Почему7

А) Аля не умела писать.

Б) Кляксич пробрался в букварь и перессорил все буквы.

В) Буквы разбежались из азбуки

2. Кто выбежал на середину страницы?

А) Буква Я.

Б) Буква У.

В) Буква А.

3. Что выговорила буква А, когда уселась на строчку?

А) Кляксич!

Б) Старайся!

В) Молодец!

4. Кто такой Кляксич?

А) Тот, кто играет с другими буквами в игры.

Б) Тот, кто ссорит буквы друг с другом.

В) Тот, кто ходит к другим буквам в гости.

Вывод.

Сегодня на уроке мы научились делить текст на части и составлять картинный план произведения, читать выразительно сказку, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Читают сказку «цепочкой».

Читают сказку, ищут ответы на вопросы, зачитывают отрывки.

Отгадывают слово.

Аля.

Читают сказку, ищут ответы на вопросы, зачитывают отрывки.

Отгадывают ребус.

Буква.

Отвечают на вопросы.

- Буква «А».

Читают сказку, ищут ответы на вопросы, зачитывают отрывки.

- Аля  писала  письмо, но буквы ее не слушались.

Выразительно читают.

Отвечают на вопросы.

Выразительно читают.

Отвечают на вопросы.

- Выбежала взволнованная буква «А».

Отвечают на вопросы.

- Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.

Располагают иллюстрации в порядке изложения сказки.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы викторины.

Слушают учителя.

Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Учатся разгадывать шарады.

Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Учатся разгадывать ребусы.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Выразительно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Выразительно читают сказку.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Формулируют ответы на вопросы по содержанию сказки.

Внимательно слушают вопросы, улавливают смысл, подбирают правильный ответ.

Учатся работать коллективно.

Оказывают взаимопомощь в совместной работе.

Принимают задачу.

Фронтальный

Чтение.

Индивидуаль-

ный.

Чтение.

Индивидуаль-

ный.

Игра.

Индивидуаль-ный.

Чтение.

Индивидуаль-

ный.

Игра.

Индивидуаль-

ный.

Устные ответы.

Индивидуаль-

ный.

Чтение.

Индивидуаль-

ный.

Устные ответы.

Фронтальный

Чтение.

Устные ответы.

Фронтальный

Чтение.

Устные ответы.

Фронтальный

Устные ответы.

Чтение.

Фронтальный

Творческое задание.

Фронтальный

Устные ответы.

Коллектив-ный.

Игра.

Фронтальный

Наблюдения учителя.

VII

Рефлексия

Цель: мобилизация на рефлексию своего поведения.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Фронтальный.

Словесный.

- Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко?

- А что не получалось? Почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный

Устные ответы.

VIII

Итог урока.

Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.

Фронтальный.

Словесный.

– С каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Отвечают на итоговые  вопросы урока.

Фронтальный

Устные ответы.

IX

Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

26 слайд

1) пересказ сказки по составленному картинному плану;
2) придумайте, чем могла бы закончиться эта сказка.

Слушаю учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Индивидуаль-

ный.

Творческая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Конспект урока литературного чтения по произведению И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»

Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема:«Плим», «В чудной стране» Токмакова И.П. УМК "Школа России"

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: ознакомление с жизнью и творчеством Токмаковой И.П; обогащение словарного запаса; развитие речи, мышления, памяти, чувства юмора; формир...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Берестов «Кисточка»; И. Токмакова «Плим»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства со стихотворениями «Кисточка» и «Плим», развитие навыка осознанного и выразительного чтения, анализа сти...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи И.Токмаковой» - 2 класс

Тема урока: «Стихи И.Токмаковой» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений И. Т...