Урок-проект для 1 класса. Сказка "Рукавичка"
проект по чтению (1 класс) на тему

Темерёва Татьяна Григорьевна

Дети знакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», учатся читать сказку по ролям, анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, учатся ценить её достояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Увалобитиинская СОШ»

ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Учитель: Темерёва Татьяна Григорьевна

2013 год

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

   - личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых                           знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

   - метапредметные результаты:

       а) Познавательные УУД:

           формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое                высказывание в устной форме.

       б) Коммуникативные УУД:

            формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

            числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

        в) Регулятивные УУД:

            принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

            учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:    - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,  

анализировать, сравнивать и воспроизводить  текст по опорным словам и картинному плану, узнают о    культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

                                       

4.Цель урока:   познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Технология:  системно-деятельностный метод обучения.

6. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг    «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

-Урок литературного чтения.

  Итак, друзья, внимание!

  Ведь прозвенел звонок.

  Садитесь поудобнее,

  Начнём скорей урок!

Контролировать свою готовность к уроку.

(слайд №1)

Готовность к учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний. Постановка учащимися  цели урока.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

На доске в хаотичном порядке расположены карточки:

научились     читать 

сказки          Мы


Составьте из данных слов предложение.



-Как вы думаете, стоит ли нам остаться с теми знаниями, которые у вас есть, или будем идти вперёд и добиваться лучших результатов в чтении?

Мы будем учиться чему?







Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки».






Дети формулируют цель урока:

«Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению».

(слайд №2)















Дети сформулировали цель урока.

3.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в урок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;      опора на выделенные учителем ориентиры действия.


Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация):

- Прочтите скороговорку      медленно, а затем быстро.


Мышь в углу прогрызла норку,  Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.


- В каких сказках действующее лицо – мышка?





Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.


Ответы детей:

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».





Самооценка.

  





4.

Мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.


Выставка детских рисунков.


Выразительное чтение отрывка из сказки  Е. Чарушина «Теремок».

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы помните об авторе сказки – Е. Чарушине?


- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки

 Е. Чарушина «Теремок».

(на доске выставлены иллюстрации главных героев)

- В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?

Ответ детей:

«Мы познакомились с авторской сказкой      Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3)


Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».


Дети ищут и исправляют ошибки.







Самооценка.

  

5.

Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели.

Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя.

 - Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали?

- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.


Название этой сказки вы прочтете по первым буквам  изображенных предметов.



- Итак, уточните тему сегодняшнего урока.

- Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой.

Ответы детей.








Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски.


Ответ детей:
«Р У К А В И Ч К А».


Ответ детей:

«Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка».

 (слайд №4)












6.

Постановка учебной задачи.

 Обсуждение затруднений.  Постановка проблемы урока.

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Как ещё можно сберечь руки от холода?

- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

- Тогда давайте прочитаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.


Ответы детей.











Ответ детей:

«Нет, не можем».





Чтение сказки вслух учителем и учащимися.













Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

7.

Решение учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений.

- Понравилась ли вам сказка?


- Кто обронил рукавичку?


- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?


- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?


- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».


Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»


- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».



- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».





Ответы детей.







Ответы детей.






Ответ детей: «Нет, не можем».







Ответы детей.


(слайд №5)








Ответ  детей: «Рукавицы».




Ответ детей: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться»,

то есть «виться вокруг руки».

(слайд №6)





































Поставленная проблема решена.

8.

Физминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.


Направлять.


Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Выполнять.


(слайд №7)



Снять усталость.



9.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.


  1. Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

- Как начинается сказка?

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.

3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются?





4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

«В тесноте, да не в обиде».

«Знает сорока, где зиму зимовать».

«Согласие крепче каменных стен».

- Чему нас учат данные сказки?



(слайд №8)



Ответы детей.


Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.


Дети пересказывают сказку.  



(слайд №9)

  1. Название;
  2. Главные герои;

(слайд №10)

  1. Содержание сказки;
  2. Конец сказки.


(слайд №11)



Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».







 





Самооценка.

  

10.

Введение знаний в систему.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.


- Вы знаете, в нашей библиотеке, к сожалению, не оказалось таких книжек, как сказки «Теремок» и «Рукавичка».


- Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?


- Я предлагаю первой группе изготовить обложку для книжки, которую назовём «Теремок», а второй группе обложку для книги под названием «Рукавичка».

Но будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть.

Эти книжки, в которых вы сделали обложки своими руками, помогут ребятам (будущим первоклассникам) познакомиться с этими интересными сказками.











Дети работают в группах. (дети вклеивают в заготовку обложки героев сказки)





Самоконтроль.

(слайд №12)















Самооценка.

  

11.














Итог урока.














Самооценка результатов деятельности.


 Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.





 - Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?


 

- Как мы решили эту проблему?



 

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.


Ответ детей:

«Почему сказка называется «Рукавичка»?


«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы».

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

12.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

-  Что вам больше всего понравилось на уроке?

 -  Какое задание было самым трудным?

 -  Какое – самым простым?

 -  Продолжите предложение:

   

  1. На уроке я узнал…
  2. Я запомнил…
  3. Мне понравилось…
  4. Похвалил бы себя за…
  5. После урока мне              захотелось…


 - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

 

 - У кого весёлые смайлики?


 - У кого серьёзные смайлики?

 

 - Спасибо всем за урок.


 -Урок окончен.  

Ответы детей.





(слайд №13)









(слайд №14)



(слайд №15)




(слайд №16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Берестяная грамота.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рукавицы Варежки

Слайд 2

Словарная работа. Рукавичка Рукавица Рука- вица

Слайд 3

Физкультминутка Стали мы учениками Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись, А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь!

Слайд 4

Сказка «РУКАВИЧКА»

Слайд 6

Сказка «Рукавичка» Мышка - поскребушка Лягушка - попрыгушка Зайчик - побегайчик Лисичка - сестричка Волчок - серый бочок Кабан - клыкан Медведюшка - батюшка Сказка «Теремок» Мышка - норушка Лягушка - квакушка Заяц - на горе увёртыш Лисичка - сестричка Волчок - из-за кустов хватыш Медведь - тяпыш-ляпыш- всех вас давишь! Главные герои:

Слайд 7

Какая пословица ? В тесноте , да не в обиде. Знает сорока , где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. Не учись разрушать, а учись строить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: На уроке я узнал… Я запомнил … Мне понравилось… Похвалил бы себя за… После урока мне захотелось…

Слайд 5

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект в 1 классе по окружающему миру

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме  "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"...

Разработка урока проекта в 3 классе "Новогоднее украшение"

Разработка урока(проекта) по  «английскому языку» по теме «ЕЛОЧНОЕ УКРАШЕНИЕ»  3 класс...

Открытый урок - проект в 1 классе "Дорога к звездам"

Урок-проект посвящен 50-летию полета Ю.Гагарина в космос. Дети на уроке обобщают полученные знания, выполняют творческие задания, учатся взаимодействовать в группе....

Урок-проект во 2 классе; А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»

Материалы урока на тему: «Какие бывают растения»Цели и задачи:·              Включить детей в процесс самопознания и самосове...

Конспект урока-проекта для 2 класса по теме:"Английская азбука"

Учащиеся выучили все буквы английского алфавита, научились писать некоторые слова. Урок -закрепление - это урок-проект. Учащимся будет интересно творчески работать в группах, они с гордостью представя...

Конспект итогового урока-проекта в 4 классе по ОРКСЭ

Изучение курса ОРКСЭ завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения. Так, например, в нашей шко...

Урок-проект во 2 классе тема: "Бывают ли буквы лишними?"

Здесь представлен конспект урока и презентация к уроку во 2 классе на тему:"Бывают ли буквы лишними?"...