Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Киселева Ирина Алексеевна

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию учащихся, умению давать нравственную оценку поступкам, воспитывает милосердие.

Применяются такие формы обучения как рассказ, беседа, исследование. Ведется целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности, формированием грамматического строя речи учащихся.

Цель урока: обучать составления словесного рисования картин. краткому пересказу; на основе развития творческого воображения помочь представить обстановку и поведение героев, воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Конспект урока по литературному чтению

«Л.Н.Толстой.  Акула.»

УМК «Школа России», автор Л.Ф.Климанова и др.

       Выполнил: Киселева И.А.,

       учитель начальных классов

       высшей квалификационной

       категории

Владимир 2013

Тема: Л.Н.Толстой.   Акула.

Цель: 1) Познакомить детей с новым рассказом Л.Н.Толстого;

2) обучать составлению словесного рисования картин; краткому пересказу;

3) на основе развития творческого воображения помочь учащимся представить обстановку и поведение героев рассказа;

4) воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет писателя, две картинки для работы по составлению словесного рисования.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

- Перед вами портрет Л.Н.Толстого, известного писателя, необыкновенного человека, который создал всемирно известные книги для взрослых и для детей. Когда читаешь его рассказы, как будто вживую представляешь то, о чем он пишет.

Лев Николаевич – интересный и глубокий рассказчик. Многие его рассказы автобиографичны (рассказывает о том, что происходило с ним самим).

Вспомните, какие рассказы Л.Н.Толстого вы читали раньше.

Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом, который называется «Акула».

  1. Первичное восприятие текста.

Текст читают 3 ученика, подготовленные заранее.

  1. Беседа после первичного восприятия.

- Удалось ли вам представить, что переживали участники этой истории?

- Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Когда вы волновались, переживали?

- Что можно сказать о писателе, который заставил вас пережить все эти чувства вместе с героями? (Толсто – мастер своего дела, ему удалось достоверно передать эту историю).

- Кто является главным героем рассказа?

- Поясните значение слова «артиллерист».

V. Вторичное восприятие рассказа.

- Перечитайте рассказ самостоятельно и представьте себя на месте артиллериста, про чувствуйте  его состояние в разные моменты действия, отметьте карандашом предложения, передающие состояние героя. Дети делают пометки в тексте.

VI. Беседа по содержанию прочитанного.

- Чьими глазами мы смотрим на страшную трагедию, разыгравшуюся в море?

- Почему  Л.Н.Толстой выбрал именно этого героя? (Отец переживает за сына)

- С чего начинается действие в рассказе?

- Кто кроме взрослых был на корабле?

- Прочитайте отрывок из  рассказа, в котором говорится о том, как плавали мальчики.

- Как вел себя артиллерист, пока никакая опасность не угрожала детям?

- Что он испытывал при этом? Докажите словами из текста.

- Прочитайте слова о появлении акулы.

- Кто первым ее увидел?

- Как автор называет акулу? Почему?

- Как изменилось настроение и состояние артиллериста, когда он увидел это морское чудовище?

- Прочитайте, как пишет об этом автор?

- Что же вывело его из такого состояния? (Визг мальчиков)

- Когда люди визжат?

- Проследите за поведением отца в этот момент. Каковы его действия?

- Прочитайте, как об этом говорится в рассказе?

- Поясните значение слова «фитиль».

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

- Каким вы представили себе артиллериста, когда он подбежал к пушке? (Решительный, быстрый, но сосредоточен, собран).

- Как повел себя артиллерист, выполнив свой отцовский долг?

- Как об этом пишет автор?

- Почему он так себя повел?

- Когда же артиллерист встал и открыл свое лицо? Что он увидел?

- Что творилось на душе героя в этот момент?

- Понравился ли вам рассказ?

В ходе беседы дети делали пометки в тексте, которые помогут им в составлении краткого пересказа.

VII. Словесное рисование картин.

- Давайте представим себя на несколько минут художниками и составим словесные картинки по содержанию рассказа. Вспомните, как изменялось настроение, состояние главного героя, сколько раз?

- Сколько картин вы представляете по содержанию рассказа? (3)

1) Давайте вместе подумаем, какой может быть первая картинка?

- Где происходит действие рассказа?

- Какая была погода?

- Какое природное явление можно изобразить на ней?

- Что  изобразим в центре картины?

- Какие цвета красок вы выберете для первой картинки?

Далее  учитель открывает на доске картину.

- Соответствует ли картина вашему словесному рисованию?

2)  Какой момент в рассказе самый напряженный, трагический? Прочитайте.

- Как изменилось состояние героя?

- Что изменится на картине?

Учитель открывает на доске вторую картину.

- Великий график и живописец В. Фаворский тоже проиллюстрировал этот момент. В учебнике помещены его гравюры. Давайте посмотрим (стр.130).

- Что  здесь изображено?

- Чем отличаются от нашей картинки?

- Почему работа выполнена в черно-белом отражении?

3) Каков конец рассказа?

- Как изменилось настроение героя в конце рассказа?

- Подумайте, чем будет отличаться третья картинка от первой? (Слезы на глазах артиллериста)

Дома дети должны нарисовать третью картинку, как они ее представляют.

VIII. Домашнее задание.

  1. Нарисовать третью картинку к тексту;
  2. Составить краткий пересказ, используя пометки в тексте.

IX. Итог урока. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось?

- Оцените свою деятельность. Кто доволен своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой "Акула"" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Акула"" + презентация

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Акула», выделение смысловых частей, составление плана произведения.Планируемые результаты:Предметные:знать свед...

Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)-Вот звенит для нас звонок –начинается урок, ровно встали,подтянулись и друг другу улыбнулись. II. Психологический настрой....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс - Лев Николаевич Толстой «Акула»

Конспект урока по литературному чтениюЛев Николаевич Толстой «Акула»Учебник 3 класс,часть 1 ,стр 152-156.Программа «Школа России»....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по рассказу Л.Н. Толстого "Акула"

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.2. Развивать речь, наб...