Интегрированный урок литературного чтения и изо. искусства. «М. М. Пришвин. Ёж. Рисование с натуры ежа».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Данный интегрированный урок знакомит учащихся с произведением М. М. Пришвина "Ёж", с жизнью ежей в природе, с произведениями анималистического жанра. с художниками-анималистами, которые изображают животных, птиц и насекомых, учит рисовать ежа с использованием новой техники рисования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 А

Дата проведения: 16.03.2011 г.

Учитель: Фадеева И. В.

Тема: «М. М. Пришвин. Ёж. Рисование с натуры ежа».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: интегрированный урок-практикум по предметам «литературное чтение», «изобразительное искусство» с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обучения: использование интерактивных упражнений и заданий  на изучение нового материала, работа с наглядным электронным материалом, здоровьесберегающих упражнений.

Программа: «Литературное чтение 2 класс», Смоленск, «Ассоциация 21 век»,2008 г.

Авторы: Кубасова О. В.

Учебник: «Литературное чтение 2 класс», Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2008 г.

Авторы: Кубасова О. В.

Программа: « Изобразительное искусство 2 класс».  «Дрофа», 2008 г.

Автор: Кузин В.С., Кубышкина В.И.

Открытый интегрированный урок

литературного чтения и изобразительного искусства во 2А классе

Тема: «М. М. Пришвин. Ёж. Рисование с натуры ежа».

Учитель: Фадеева И.В.

Вид урока: интегрированный по предметам «литературное чтение», «изобразительное искусство».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: учить правильному и выразительному чтению.

Задачи:

Образовательные:

познакомить уч-ся с произведением М. М. Пришвина «Ёж», с жизнью ежей в природе; с произведениями анималистического жанра, с художниками – анималистами, которые изображают животных, птиц и насекомых; закрепить знания детей о животных; научить детей рисовать ежа с использованием новой техники рисования.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление: умение активно воспринимать учебный материал (анализировать поступки героя, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора);

2) развивать чувства формы и цвета, умения создавать образ с помощью новой техники рисования;

3) упражнять в беглом, выразительном чтении;

4) прививать интерес к чтению.

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес и любовь к животным, чувство доброты, эмоциональной отзывчивости.

Здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Оборудование: учебник О. В. Кубасовой «Литературное чтение. 2 класс», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Notebook, презентация составленная с помощью средств интерактивной доски SMART Notebook, у учащихся: альбом, ластик, простой карандаш, художественные принадлежности для работы с гуашевыми красками.

Структура урока

Время

Вид деятель-ности (этапы урока)

(что?)

Инструкции

Формы работы (как?)

Цели

Результаты

1 мин

Организа-ционный момент

1) Девиз урока.

2) Объявление урока и его темы.

Включение учащихся в деятельность.

Возникновение положительной эмоциональной направленности.

5 мин

Актуализа

ция опорных  знаний

1) Конкурс на лучшего чтеца сказки Н.Сладкова «Бежал ёжик по дороге».

2) Ролевое чтение сказки.

Повторить изученный материал.

Выявить затруднения в деятельности учащихся.

Учащиеся повторили домашнее задание, выявили лучшего чтеца в классе.

1

мин

Постановка учебной цели.

Стадия «Вызова».

1) Приём «Прогнозирование». Загадка.

2) Постановка темы и цели урока.

Подвести к проговариванию учащимися цели урока.

Учащиеся самостоятельно назвали тему урока.

5 мин

Работа над новым материалом.

1) Подготовка к восприятию текста.

Приём «Верите ли вы, что…»

Стадия «Осмысление».

2) Приём «Концептуальная таблица».

3) Знакомство с текстом.

Приём «Инсерт» (чтение с пометками).

Приём «Дерево предсказаний».

Учить правильному и выразительному чтению.

1) Учащиеся знакомятся с произведением.

2) Учатся прогнозировать дальнейшее развитие содержания текста.


1 мин

Физкуль-турная минутка

Ритмичные движения под музыку.

Сохранение здоровья учащихся.

Снятие усталости.

5 мин

Работа над новым материалом.

5) Чтение рассказа до конца.

6) Словарная работа.

7) Обсуждение прочитанного.

8) Сообщение о жизни ежей. Презентация.

Приём «Концептуальная таблица».

Учить правильному и выразительному чтению.

1) Учащиеся знакомятся с жизнью ежей в природе.

2) Учатся сравнивать свои предположения с интересным материалом из жизни ежей.

2 мин

Закрепление изученного материала.

1) Приём «Ромашка вопросов».

2) Приём «Дерево предсказаний».

3) Рассказ учителя.

4) Выборочное чтение.

1) Учатся сравнивать свои предположения с замыслом автора.

2) Упражняются в беглом, выразительном чтении.

3) Учащиеся учатся любить и понимать животных.

1 мин

Физкуль-турная минутка

Ритмичные движения под музыку.

Сохранение здоровья учащихся.

Снятие усталости.

3 мин

Закрепление изученного материала.

6) Итоговая беседа о бережном отношении к природе.

7) Вопросы.

Учить правильному чтению.

Учащиеся учатся любить и бережно относиться к природе и её обитателям.

3 мин

Рисование ежа с натуры.

1) Художники-анималисты.

2) Вопрос.

3) Наброски художника.

4) Сообщение темы урока.

5)  Работа над рисунком. Анализ рисунка.

1) Учащиеся знакомятся с произведениями анималистического жанра, с художниками – анималистами.

2) Учатся рисовать ежа с использованием новой техники рисования.

1 мин

Физкуль-турная минутка

Ритмичные движения под музыку.

Сохранение здоровья учащихся.

Снятие усталости.

10 мин

Рисование ежа с натуры.

7) Педагогический рисунок.

8) Вопросы.

9) Самостоятельная работа учащихся.

10) Динамическая пауза. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Стадия «Рефлексия».

10) Приём «Синквейн».

Повторить правила аккуратного вырезания деталей и культуры труда.

1) Учащиеся смогли проявить фантазию при рисовании ежа.

2) Учащиеся показали результаты своей работы.

1 мин

Подведение итогов урока.

Диалог.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Самооценка результатов своей деятельности.

1 мин

Домашнее задание.

Инструктаж

Привести в порядок рабочее место.

Учащиеся готовы к следующему уроку.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

II. Объявление урока и его темы.

Сегодня у нас урок литературного чтения и рисования. Тема урока: «М. М. Пришвин. Ёж. Рисование с натуры ежа».

III. Актуализация опорных знаний. (Проверка домашнего задания.)

1) Конкурс на лучшего чтеца. Чтение сказки Н.Сладкова «Бежал ёжик по дороге».

Участвуют 4 человека, жюри - 3 человека (члены жюри следят за чтением учащихся; отмечают ошибки при чтении: т.е. оценивают прочитанный детьми отрывок).

2) Ролевое чтение сказки.

IV. Постановка учебной цели.

Стадия «Вызова».

Приём «Прогнозирование».

1) Загадка.

Сегодня прочитаем рассказ о животном. Отгадав загадку, вы узнаете, о каком животном идёт речь.

    Под соснами, под ёлками

    бежит мешок с иголками. (Ёж).

2) Постановка темы и цели урока.

Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сегодня мы будем читать рассказ М.М. Пришвин «Ёж». Пришвин - большой любитель природы, которому принадлежат такие прекрасные слова: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину" (портрет писателя).

V. Работа над новым материалом.

1) Подготовка к восприятию текста.

Приём «Верите ли вы, что…»

Рассмотри обложку книги.

- Книга называется "Золотой луг"?

- Это рассказы о растениях и животных?

- Произведение является рассказом?

1

2

3

+

+

+

Стадия «Осмысление».

2) Приём «Концептуальная таблица».

Заполним 1 столбик таблицы.

Что я знаю о ежах?

Что я узнал нового о ежах?

Колючие животные.

Серого цвета.

Охотятся ночью.

Питаются ягодами и грибами.

При опасности сворачивается в клубок.

Зимой спят.

Могут жить у людей.

3) Знакомство с текстом.

Приём «Инсерт».

Во время чтения текста делайте на полях пометки:

«V» - уже знал;  

«-» - думал иначе;                    

«+» - новое для меня;

«?» - не понял, есть вопрос.

Приём «Дерево предсказаний».

(Учитель читает рассказ, заканчивая предложением: «Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.»)

На доске – рисунок дерева с 3 веточками, на которых записаны вопросы:

1) Что будет дальше?; 2) Чем закончится рассказ?; 4) Как могут развиваться события после финала рассказа?

От 1 веточки предположения: 1) ёжик будет бегать по комнате и искать себе еду, 2) ёжик будет бегать по комнате и искать место, где ему спрятаться, 3) ёжик будет искать, как ему выбраться, 4) ёжик спрячется в угол, потому что боится шума, 5) ёжик дождётся ночи, чтобы убежать.

От 2 веточки предположения: 1) ёжик останется жить у хозяина, 2) ёжик убежит ночью.

От 3 веточки предположения: 1) ёжик подружится с хозяином, 2) ёжик убежит в лес.

4) Физминутка.

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

5) Чтение рассказа до конца.

6) Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете эти слова: поддал, спихнул, шелест.

7) Обсуждение прочитанного.

- Что вам из рассказа больше всего запомнилось?

8) Сообщение о жизни ежей. Презентация.

(По ходу чтения сообщения смотрим слайды презентации о жизни ежей в природе).

- Теперь вы узнали много интересного из жизни этого маленького зверька и закончим заполнение таблицы.

Приём «Концептуальная таблица».

Что я знаю о ежах?

Что я узнал нового о ежах?

Колючие животные.

Дина тела не больше 20-30 см.

Серого цвета.

Окрас меха от светло-жёлтого до тёмно-коричневого.

Охотятся ночью.

Ежи фырчат.

Питаются ягодами и грибами.

Хорошо плавают и лазают.

При опасности сворачивается в клубок.

У них острое обоняние и слух, зрение слабое.

Зимой спят.

Днём спят.

Могут жить у людей.

Поедает насекомых и их личинок, слизней, мышей,

птичьи яйца, птенцов и даже змей. Растительные корма (ягоды) играют второстепенную роль.

За лето рождается  1-2 выводка по 3-6 детёнышей.

VI. Закрепление.

1) Приём «Ромашка вопросов».

- От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора)

- Как вы это определили?

2) Приём «Дерево предсказаний».

- Что из того, что мы предположили в начале рассказа мы угадали.

3) Рассказ учителя.

М.М. Пришвин с детства любил охоту, но это была особенная охота:

чаще всего он охотился не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот так он вспоминал об этом: "Моя охота была и тогда теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть и никто ещё в своей жизни с этим не встречался".

Своими книгами М.Пришвин помогает почувствовать, что мир полон чудес и это «чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие».

4) Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте о том, как ёжик оказался у писателя?

- Прочитайте эпизод, зачем ежу понадобилась газета?

- Прочитать, как ёж подружился со своим новым хозяином?

5) Физминутка.

Мы сидели и читали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке

Быстро- быстро - топ, топ, топ

И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Мы друг другу улыбнулись,

Головой все мы вращаем

И урок наш продолжаем.

6) Итоговая беседа о бережном отношении к природе.

Ребята, вы должны не только любить природу, но и участвовать в практических делах по охране природы: сажать деревья и цветы, охранять их, вести борьбу с теми, кто уничтожает природу, загрязняет её; охранять гнездовья птиц и места, где живут животные.

М. Пришвин обратился к вам:

"Ребята! Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах водятся разные ценные животные - мы будем охранять наши леса, степи, горы:".

7) Вопросы.

- О ком читали рассказ?

- Что нового узнали?

VII. Рисование ежа с натуры.

1) Художники-анималисты.

Сегодня, мы попробуем себя в роли художника-анималиста.

Animal по-английски - животное.

Художника, который рисует животных, называют анималистом.

Жанр изобразительного искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим.

Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц и насекомых, иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают их повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

2) Вопрос.

- Как вы думаете, легко ли рисовать животное? Почему?

3) Наброски художника.

У художника В.А. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных и птиц. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись.

Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками.

В портретах зверей и птиц он старался передать блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

4) Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем рисовать ежа.

5)  Работа над рисунком. Анализ рисунка.

- Давайте внимательно рассмотрим ёжика, которого будем рисовать.

- Назовите части его тела. (Туловище, мордочка, ушки, глазик, рот, лапки).

- В какой последовательности будем рисовать ежа? (Туловище, мордочка, ушки, глазик, рот, лапки).

- Что можно сказать о форме туловища? (Полукруг)

- Что можно сказать о форме мордочки? (Треугольник)

- Как нужно расположить альбом? (Горизонтально).

6)  Физминутка. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Проведём друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем,

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили,

1, 2, 3, 4, 5 - можно глазки открывать.

7) Педагогический рисунок.

- Расположим лист горизонтально и определим место, где будет еж. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным.

- Легкими вспомогательными линиями проводим прямую, а над ней дугу. Получился полукруг.

- Мордочка у ежа треугольной формы, немного приподнята. Легкими линиями намечаем положение мордочки. И плавно соединим туловище и мордочку. Сотрем аккуратно все вспомогательные линии.

- Завершаем набросок, прорисовывая детали. Нарисуем глаз, рот, нос, лапки.

8) Вопросы.

- Какого цвета ежик?

- А что самое необычное у ежа? (Иголки)

- Как можно изобразить его колючую шубку?

- А сделать это можно рисуя жесткой полусухой кистью: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется та часть рисунка, где расположены колючки. Получается имитация колючей поверхности. И вот какой ежик у нас получился.

9) Самостоятельная работа учащихся.

10) Динамическая пауза. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Мы старались рисовать.

Трудно было не устать.

Мы немножко отдохнем,

Рисовать опять начнем.

Стадия «Рефлексия».

11)                                         Приём «Синквейн».

Ёжик.

Колючий, серый.

Ползает, собирает, спит.

Ёжик собирает ягоды летом.

Зверёк.

VIII. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Кто напомнит, как называется новый прием рисования?

- Что было трудно?

- Как с этим справились?

- Довольны  ли вы своими рисунками?

IX. Домашнее задание.

Принести произведения М.Пришвина, прочитать понравившийся рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства

проектная работа на уроках внеклассного чтения...

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.

Тема урока: Первое знакомство с Родиной.(К.Д.Ушинский « Наше  Отечество») Пейзаж в  акварели....

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"

Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ русского богатыря"

Интегрированный урок  литературного чтения и изобразительного искусства  "Образ русского богатыря" 4 класс по УМК  "Планета Знаний". На уроке проводится анализ картины В.Васнецова...


 

Комментарии

Прекрасно разработанный урок. Было очень интересно читать конспект. Обязательно воспользуюсь описанными приемами на своих уроках.

Елена Ивановна, спасибо за хорошие отзывы. Всегда рада, когда мои идеи кому-то могут пригодиться в работе.