урок по произведению Зощенко" Великие путешественники"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гончарова Нина Александровна

Третий урок по произведению Зощенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_puteshestvenniki.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Тема: Заметка к произведению М.М.Зощенко «Великие путешественники» (третий час).

Цель: формирование умения писать сочинение в жанре заметки по произведению через использование алгоритма.

Задачи: учиться писать сочинение в жанре заметки; учиться анализировать текст-повествование; выделять ключевые опорные слова; учиться давать оценку действиям героев; вырабатывать самостоятельность, ответственность, любовь к путешествиям.

Тип урока: Обобщение.

Жанр сочинения: оценочно-информационная заметка.

Стиль речи: художественный.

Тип текста: повествование.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: портрет писателя, карточки, эпиграф.

Ход урока:

Вводно-эмоциональный момент

-Сегодня на уроке мы будем писать заметку по произведению М.Зощенко «Великие путешественники»

-Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

Штормы и ветры нам не страшны.                                                                    Ждут  берега нас далекой страны.

-Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)

      2  Актуализация знаний

-Сегодня у нас заключительный урок по произведению   М.Зощенко Великие путешественники . Скажите, что вы знаете об этом писателе?( -Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.

В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном.  За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший - солдатский Георгиевский крест.

В 1920г. появились его рассказы. В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка. Первая книга писателя вышла в 1922 г   Публикация рассказов сразу сделала автора знаменитым.

Михаил Зощенко-русский писатель, автор юмористических произведений).

-Как вы думаете почему  М.Зощенко написал этот рассказ?(М.Зощенко хотел рассказать об юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники»).

Составление кластера -А знаете ли вы что такое путешествие?(ответы детей)

-Подберите ассоциации к слову «путешествие».

        приключения        открытия

        снаряжение

                  поход        ПУТЕШЕСТВИЕ        находки

             поиски        подготовка

-У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля.

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

-  Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?

-Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие с главными героями данного рассказа  в роли журналистов.

   3  Подготовительная работа    

А) Определение малого жанра

-Каждая группа  журналистов  должна  будет написать заметку в классную газету. Кто напомнит , что такое заметка. (Это краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека или проблемы. В ней не только описан факт (что, где, когда, почему, с кем и как произошло), но и дается оценка этого факта)

  Б) Работа над анализом (по алгоритму)

Чтобы написать заметку, вспомним алгоритм ее написания.

Что? Когда? Где? Почему? Как?

Что произошло с героями рассказа?

Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.

Когда это произошло?

Когда родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, ребята покинули деревню Пески.

Где происходило действие?

Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.

Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?

Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть  всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

Как закончилось путешествие?

Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.

-Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие  для ребят? Почему?

( все ваши ответы верны . Каждый из нас по разному может относиться к происходящим событиям в рассказе)

-Кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли)

-Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?

-Почему автор навал детей великими путешественниками?( - Он смеется, иронизирует над ним, но это не злой смех, а добродушный.)

-Давайте произнесем слова великие путешественники восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием.

   В) Орфографическая работа с ключевыми словами

-А теперь из выше сказанного, давайте выберем ключевые слова, которые помогут вам в написании заметки.

Кто является главными героями рассказа?

Главные герои: Степа, Леля, Минька

Куда отправились ребята?

Кругосветное путешествие

Что взяли с собой юные путешественники?

Тяжелый мешок

В чем заключается затея Лельки?

Интересная затея

Как закончилось путешествие?

Благополучное возвращение

Физминутка -А сейчас мы отдохнем и заодно вспомним содержание рассказа . Я буду читать сроки из произведения. Если я верно читаю -хлопни  2 раза в ладоши, а неверно- топни ногой.+Я подарил Стёпке перочинный ножик.

-Из моей копилки возьмём 7 рублей.

+Мы пойдем прямо, прямо, пересекая горы и пустыни.

-Стёпка принёс маленький мешок.

+Я свалился в канаву странным образом.

-Одна оса ужалила Лёлю.+Упавшая шишка с дерева напугала Миньку.

+Тузик бежал за телегой целый час.

 Г) Работа в группах

-А теперь поработаем в группах. Каждой группе необходимо составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

СТЕПА

Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках. Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца. он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие.

ЛЕЛЬКА

Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия. Она ведет себя рассуждает  как взрослая, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит.  Она жалеет об этой затее. 

МИНЬКА

Робкий, беззащитный  и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем затей своей сестры и друга  Степы. Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький. 

4  Самостоятельная творческая работа

-А сейчас каждая группа выберет название к заметкам , которые вы будете писать.

 ЖИВОЙ  КОМПАС

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ  ЗА  СУТКИ

ЮНЫЕ  МЕЧТАТЕЛИ

-Теперь можете приступать к написанию заметки  по произведению М.Зощенко «Великие путешественники».

ЗАМЕТКА

Живой компас

Однажды я был в компании с «великими путешественниками». Минька, Степка и Лелька отправились в кругосветное путешествие. Направление пути они определяли по положению ног Степки. К вечеру Миньке и Лельке надоело путешествовать. Рано утром ребята поменяли положение ног Степки. Юные путешественники вернулись к исходному месту спустя сутки. Я многому научился у «великих» путешественников. В моей памяти остались все прелести этого события.

5  Подведение итогов

 -Подводя итог нашему уроку,  подумаем , в каких строках произведения выражена главная мысль произведения?(чтение отрывка)

И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.

А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.

-Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

-Я работал , но мог бы лучше себя проявить.

-Я старался, но не все получилось на этом уроке.

Вы молодцы. Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

Конспект урока окружающего мира "Знаменитые путешественники"

Урок окружающего мира  по теме "Знаменитыепутешественники" во 2 классе УМК "Планета знаний". На уроке учащиеся знакомятся с важными географическими открытиями А. Никитина,...

Конспект урока по теме "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока по теме "Великие путешественники (2 час)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмори­стический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:Знать: содержание произве...

Разработка урока_В. Берестов “Знакомый”, “Путешественники”, “Кисточка”

Разработка урока содержит подробный конспект и презентацию к уроку литературного чтения.Класс: 2УМК: УМК "Школа России"Тема урока: "В.Берестов Знакомый. Путешественники. Кисточка"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...

Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л.Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий дл...