Главные вкладки

    урок по произведению Зощенко" Великие путешественники"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Гончарова Нина Александровна

    Третий урок по произведению Зощенко

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл velikie_puteshestvenniki.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение.

    Класс: 3.

    Тема: Заметка к произведению М.М.Зощенко «Великие путешественники» (третий час).

    Цель: формирование умения писать сочинение в жанре заметки по произведению через использование алгоритма.

    Задачи: учиться писать сочинение в жанре заметки; учиться анализировать текст-повествование; выделять ключевые опорные слова; учиться давать оценку действиям героев; вырабатывать самостоятельность, ответственность, любовь к путешествиям.

    Тип урока: Обобщение.

    Жанр сочинения: оценочно-информационная заметка.

    Стиль речи: художественный.

    Тип текста: повествование.

    Методы: словесный, наглядный, практический.

    Оборудование: портрет писателя, карточки, эпиграф.

    Ход урока:

    Вводно-эмоциональный момент

    -Сегодня на уроке мы будем писать заметку по произведению М.Зощенко «Великие путешественники»

    -Эпиграфом к нашему уроку будут слова:

    Штормы и ветры нам не страшны.                                                                    Ждут  берега нас далекой страны.

    -Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)

          2  Актуализация знаний

    -Сегодня у нас заключительный урок по произведению   М.Зощенко Великие путешественники . Скажите, что вы знаете об этом писателе?( -Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника.

    В 1913 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. добровольцем ушёл на фронт, командовал батальоном.  За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший - солдатский Георгиевский крест.

    В 1920г. появились его рассказы. В 1921 г. Зощенко стал членом литературного кружка. Первая книга писателя вышла в 1922 г   Публикация рассказов сразу сделала автора знаменитым.

    Михаил Зощенко-русский писатель, автор юмористических произведений).

    -Как вы думаете почему  М.Зощенко написал этот рассказ?(М.Зощенко хотел рассказать об юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники»).

    Составление кластера -А знаете ли вы что такое путешествие?(ответы детей)

    -Подберите ассоциации к слову «путешествие».

            приключения        открытия

            снаряжение

                      поход        ПУТЕШЕСТВИЕ        находки

                 поиски        подготовка

    -У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается в словаре Даля.

    Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

    -  Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?

    -Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие с главными героями данного рассказа  в роли журналистов.

       3  Подготовительная работа    

    А) Определение малого жанра

    -Каждая группа  журналистов  должна  будет написать заметку в классную газету. Кто напомнит , что такое заметка. (Это краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека или проблемы. В ней не только описан факт (что, где, когда, почему, с кем и как произошло), но и дается оценка этого факта)

      Б) Работа над анализом (по алгоритму)

    Чтобы написать заметку, вспомним алгоритм ее написания.

    Что? Когда? Где? Почему? Как?

    Что произошло с героями рассказа?

    Степка, Лелька и Минька решили отправиться в путешествие.

    Когда это произошло?

    Когда родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, ребята покинули деревню Пески.

    Где происходило действие?

    Путешественники шли по дороге через лес с громадным мешком.

    Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?

    Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть  всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

    Как закончилось путешествие?

    Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.

    -Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие  для ребят? Почему?

    ( все ваши ответы верны . Каждый из нас по разному может относиться к происходящим событиям в рассказе)

    -Кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли)

    -Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников «великими»?

    -Почему автор навал детей великими путешественниками?( - Он смеется, иронизирует над ним, но это не злой смех, а добродушный.)

    -Давайте произнесем слова великие путешественники восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием.

       В) Орфографическая работа с ключевыми словами

    -А теперь из выше сказанного, давайте выберем ключевые слова, которые помогут вам в написании заметки.

    Кто является главными героями рассказа?

    Главные герои: Степа, Леля, Минька

    Куда отправились ребята?

    Кругосветное путешествие

    Что взяли с собой юные путешественники?

    Тяжелый мешок

    В чем заключается затея Лельки?

    Интересная затея

    Как закончилось путешествие?

    Благополучное возвращение

    Физминутка -А сейчас мы отдохнем и заодно вспомним содержание рассказа . Я буду читать сроки из произведения. Если я верно читаю -хлопни  2 раза в ладоши, а неверно- топни ногой.+Я подарил Стёпке перочинный ножик.

    -Из моей копилки возьмём 7 рублей.

    +Мы пойдем прямо, прямо, пересекая горы и пустыни.

    -Стёпка принёс маленький мешок.

    +Я свалился в канаву странным образом.

    -Одна оса ужалила Лёлю.+Упавшая шишка с дерева напугала Миньку.

    +Тузик бежал за телегой целый час.

     Г) Работа в группах

    -А теперь поработаем в группах. Каждой группе необходимо составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

    СТЕПА

    Инициатор и организатор путешествия. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг. Степа-мечтатель, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках. Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца. он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие.

    ЛЕЛЬКА

    Боязливая и любопытная девочка. В силу своего большого желания вернуться домой, она проявила сообразительность, что повлияло на положительный исход путешествия. Она ведет себя рассуждает  как взрослая, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит.  Она жалеет об этой затее. 

    МИНЬКА

    Робкий, беззащитный  и нерешительный мальчик. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем затей своей сестры и друга  Степы. Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький. 

    4  Самостоятельная творческая работа

    -А сейчас каждая группа выберет название к заметкам , которые вы будете писать.

     ЖИВОЙ  КОМПАС

    КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ  ЗА  СУТКИ

    ЮНЫЕ  МЕЧТАТЕЛИ

    -Теперь можете приступать к написанию заметки  по произведению М.Зощенко «Великие путешественники».

    ЗАМЕТКА

    Живой компас

    Однажды я был в компании с «великими путешественниками». Минька, Степка и Лелька отправились в кругосветное путешествие. Направление пути они определяли по положению ног Степки. К вечеру Миньке и Лельке надоело путешествовать. Рано утром ребята поменяли положение ног Степки. Юные путешественники вернулись к исходному месту спустя сутки. Я многому научился у «великих» путешественников. В моей памяти остались все прелести этого события.

    5  Подведение итогов

     -Подводя итог нашему уроку,  подумаем , в каких строках произведения выражена главная мысль произведения?(чтение отрывка)

    И еще: маленькие дети не должны одни уходить из дому без взрослых.

    А сейчас оцените себя, как вы работали на уроке.

    -Я был активным на всех этапах урока и доволен своей работой.

    -Я работал , но мог бы лучше себя проявить.

    -Я старался, но не все получилось на этом уроке.

    Вы молодцы. Мне было очень приятно с вами сегодня работать. Благодарю всех за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по произведениям К.И.Чуковского

    Презентация к обобщающему уроку по произведениям К.И.Чуковского...

    Литературное путешествие по стране невыученных уроков (по произведению Лии Гераскиной)

    Цели:1. Обобщить знания учеников по данному произведению;2. Расширить кругозор учеников в области художественной   литературы;3. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику зн...

    Методическая разработка урока по произведению И.Истомина

    Урок литературного краеведения в 3 классе по творчеству Ивана Истомина...

    Конспект урока по произведениям Соколова - Микитова.

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе....

    презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

    Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

    Конспект урока окружающего мира "Знаменитые путешественники"

    Урок окружающего мира  по теме "Знаменитыепутешественники" во 2 классе УМК "Планета знаний". На уроке учащиеся знакомятся с важными географическими открытиями А. Никитина,...