Урок литературного чтения. Внеклассное чтение "В путь, друзья" (Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных) 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Юнак Оксана Станиславовна

Конспект урока по внеклассному чтению в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1111111111111111111.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по теме: «В Путь, друзья!»

(Книги о путешественниках и путешествиях, настоящих и вымышленных)

Цели: 

уточнить представления учащихся о роли вымысла в художественной литературе;

расширить знания детей об истории родного края – о жизни путешественника Г.И.Шелехова; формировать у учащихся читательский интерес, развивать любознательность, внимание, память; воспитывать любовь к чтению, смелость, доброту.

Оборудование:

  • Выставка книг: Б.Н. Путилов. «Н.Н.Миклухо-Маклай», О.П.Орлов. «К неведомым берегам», М.Гумилевская. «Как открывали мир», Н.Надеждина. «Моровизор» уходит в плавание»,
  • Л. Кэрролл. «Аня в стране чудес» (перевод В.Набокова), С Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и другие:
  • Портреты путешественников: В.Беринг, Ф.Магеллан, Н.Миклухо-Маклай, Х.Колумб;
  • Портрет Сельмы Лагерлеф;
  • Географический атлас «Мир и человек»»
  • Н.А.Римский-Корсаков. «Океан – море синее» (вступление к опере «Садко»);
  • Карта полушарий;
  • Детские рисунки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте тему урока. Скажите, о чем пойдет речь сегодня?

- Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие по книгам известных писателей. Обратите внимание на нашу выставку книг. На какие две группы можно разделить эти книги?  (1- о настоящих путешественниках, 2- о вымышленных).

- Кто такие путешественники? (Люди, которые отправляются в дальние страны для изучения новых земель).

- В толковом словаре о путешественниках говорится следующее: это странствователь, который находится в пути, в езде, в ходьбе или много ездит «по чужим местам», открывает их, делает открытие для себя и народов, населявших те страны)

- Каких великих путешественников вы знаете?

(Христофор Колумб открыл Америку, Ф.Магеллан совершил первое кругосветное путешествие, Афанасий Никитин – первый из россиян побывал в Индии и написал книгу «Хождение за три моря», Н.Миклухо-Маклай исследовал остров Новая Гвинея)

  1. Знакомство учащихся с жизнью путешественника Г.И.Шелехова.

– Все имена путешественников вы называли иностранные, а я хочу сейчас познакомить вас

С именем нашего земляка, отважного морехода – это Григорий Иванович Шелехов. Посмотрите на фотографию. Здесь вы видите памятник Г.И.Шелехову, который находится в городе Рыльске. Григорий Иванович родился в г.Рыльске в 1747 году в семье купца. Его имя прославлено исследованиями и открытиями на Тихом океане. В детстве помогал отцу в торговом деле. В 26 лет с сибирскими купцами уехал в Сибирь (Иркутск) и оттуда организовал экспедицию для промысла пушного зверя в Охотск, наметил исследование и присоединение вновь открытых земель берегов Аляски.

                 Было решено совершить плавание к берегам Америки, во главе экспедиции стал Г.И.Шелехов. 16 августа 1783 года три корабля вышли в море. В экспедиции участвовало 200 мореходов. Благополучно обогнув Камчатку, экспедиция зазимовала на острове Беринга, третье судно было потеряно во время шторма. На острове Кадьяк Шелехов организовал первое постоянное русское поселение.

                  Имя Г.И.Шелихова носит большой залив Охотского моря, пролив между побережьем Аляски и островом Кадьяк, ряд рек и озер Северной Америки. Свои путешествия и открытия он описал в книге «Российского купца именитого рыльского гражданина Г.И.Шелехова». Ему было присвоено такое звание, а царица наградила его золотой медалью, шпагой, осыпанной алмазами и похвальными грамотами. Умер Г.И.Шелихов 22 июля 1975 года в Иркутске.

- Ребята, какими же качествами характера обладали настоящие первооткрыватели?

- Что значит настоящие путешествия?

«…Много дней, меняя курс, корабли ходили по морю в тех местах, где следовало быть «Земле Гамы», и, конечно же, ничего не нашли.

       Тут и погода стала портиться. Туман окутал корабли. Паруса потемнели от сырости…»

                                                                  (О.Орлов «К неведомым берегам»)

- Что вы можете сказать об этой книге: кто автор, о чем рассказы?

(Рассказы о камчатских экспедициях под руководством В. Беринга)

- Еще одно имя путешественника. Что вы о нем знаете?

- Найдите и прочитайте, как была организована экспедиция В.Беринга.

- Сколько плаваний совершил В.Беринг?

- На каком корабле ходил в первое плаванье?

- У него получилось доплыть до Америки? Сколько длилась первая экспедиция?

- Сколько лет ушло на подготовку второго плавания?

- Какое название имели корабли в этой экспедиции? («Святой Петр», «Святой Павел»)

- Прочитайте, как началась эта экспедиция.

- Каковы были потери?

- Расскажите о трудностях, с которыми столкнулись члены экипажа «Св.Петр»

- После кораблекрушения на какой земле оказался «Святой Петр»?

- Какой остров был открыт и как его назвали?

(Один из Командорских островов, именем Беринга. Он умер 8 декабря 1742 года и был там похоронен.)

- Экспедиция В.Беринга называется Великой Северной экспедицией: открыт Берингов пролив, Берингово море, один из Командорских островов.

- Давайте посмотрим на ваши рисунки. Беседа.

- Это были настоящие или сказочные путешественники?

4. Физкультминутка.

5. Сказочные, придуманные путешествия.

- В какой книге главный герой отправляется в чудесное сказочное путешествие по настоящей стране?

- Краткую биографию С.Лагерлеф расскажет Ковалева Лена.

- В этом году Сельме Лагерлеф исполнится 150 лет со дня рождения.

- С.Лагерлеф предложили написать учебник географии родной страны для шведских ребят. Материалы для книги были собраны, но никак не удавалось объединить их общим сказочным сюжетом. И тут Сельма вспомнила давнюю историю о домашнем гусе. Осталось только придумать человечка – им стал Нильс.

- Расскажите кратко о путешествии Нильса.

- Сколько лет главному герою?

- Кто превратил Нильса в крохотного человечка? Как это случилось?

- Почему Нильс отправился в путешествие?

- Расскажите, как гусиная стая Акки Кнебекайзе приняла к себе в стаю Нильса и Мартина.

- Что удивительного случилось с Нильсом после колдовства над ни?

- С кем он познакомился во время путешествия? Прочитайте их имена и отметьте, кто друг, а кто недруг.

- Какие условия нужно было выполнить Нильсу, чтобы стать большим?

- Расскажите, каким Нильс был при нашей первой встрече, до путешествия?

- Какое приключение Нильса вам больше всего понравилось.

-Кто захотел стать маленьким? (гусенок Юкси)

- Докажите, что это сказочная повесть.

- Чему она вас научила?

6. Итог урока.

- Сравните настоящие и вымышленные путешествия. Чем они отличаются?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературное чтение ( внеклассное чтение, классный час) Н.Н.Носов

В этом году все детское общество отмечало юбилей любимого автора "Незнаки". В презентации представлены факты биографии автора и как он пришел в литературу. О "Незнайке" и других интере...

Духовно - нравственное воспитание на уроках литературного и внеклассного чтения Франк М.В.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника, прежде всего происходит в процессе обучения - главном виде деятельности в школе.Огромное знаяение имеет характер бесед по прочитанному материалу. Та...