Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Новикова Нина Николаевна

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

к учебнику «Литературное чтение» автора  Л. Ф. Климановой

3 класс

4 ч в неделю, всего 136 ч

№ уроков

по плану

Дата

Тема

Цели формирования умений

(УУД)

Использование учебного оборудования

Часть 1. Раздел «Книги – мои друзья» 5 ч

1.

Вводный урок. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Предметные: ориентироваться в учебнике по литературному чтению, объяснять условные обозначения, находить нужную главу в содержании учебника, предполагать на основе названия разделов учебника, какие произведения будут в них изучаться, знать автора и название книги. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.

Метапредметные: анализировать способы общения; расширять представление о функциях общения; на основе текста Б. Горбачевского описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Личностные: обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. Работать в паре, выслушивая мнение друг друга.

2.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

Проектор, мультимедийная презентация.

3.

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.

Проектор, мультимедийная презентация.

4.

Первая Азбука Ивана Федорова. Наставления Библии.

5.

Проект. Мы идем в музей книги.

Часть 1. Раздел «Жизнь дана на добрые дела» 17 ч

6.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Определять тему выставки книг, группировать книги по подтемам. Знать пословицы и поговорки из сборника. Писать отзыв на прочитанную книгу.

Метапредметные: читать тексты вслух и про себя; составлять рассказ по аналогии; составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Личностные: распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

7.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

8.

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Проектор, мультимедийная презентация.

9.

Н.Носов. Огурцы. Смысл поступка.

10.

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя.

11.

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро»

Проектор, мультимедийная презентация.

12.

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

13.

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

14.

Л.Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

15.

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

16.

М.Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

17.

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.

18.

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Трудная задача.

19.

Семейное чтение. Притчи.

Просмотр онлайн программ (интернет).

20.

Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование.

Набор кукол (пальчиковый театр).

21.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проектор, мультимедийная презентация.

22.

Проверочная работа.

Часть 1. Раздел «Волшебная сказка» 15 ч

23.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Предметные: понимать важность слова при названии предметов и явлений; формировать представление о богатстве народного языка; активизировать лексический запас; иметь представление о понятиях: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка.

 Метапредметные: развивать умение делить текст на части; сравнивать героев, события сказки; сравнивать произведение литературы и живописи.

Личностные: обсуждать в паре, группе, кто из героев сказки нравится и почему. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Проектор, мультимедийная презентация.

24.

Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Особенности волшебной сказки.

Видеопросмотр сказки.

25.

Русская сказка. Иван-царевич и серый волк. Характеристика героя.

26.

В. Васнецов. Иван-царевич на сером волке. Рассказ по картине.

Просмотр онлайн программ (интернет).

27.

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

Проектор, мультимедийная презентация.

28.

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

29.

Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

30.

Самостоятельное чтение.  Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки.

Проектор, мультимедийная презентация.

31.

Русская сказка. Морозко. Пересказ.

Просмотр онлайн программ (интернет).

32.

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

33.

Русская сказка. Белая уточка. Пересказ.

34.

Русская сказка. По щучьему веленью. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах.

Видеопросмотр сказки.

35.

Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

Набор кукол (пальчиковый театр).

36.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проектор, мультимедийная презентация.

37.

Проверочная работа.

Часть 1. Раздел «Люблю все живое» 20 ч

38.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.

Метапредметные: задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.

Личностные: обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Просмотр онлайн программ (интернет).

39.

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

Проектор, мультимедийная презентация.

40.

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

Видеопросмотр (отрывок).

41.

К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.

Просмотр онлайн программ (интернет).

42.

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

43.

Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи.

44.

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

45.

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

46.

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

47

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Проектор, мультимедийная презентация.

48.

Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.

49.

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

Просмотр онлайн программ (интернет).

50.

Самостоятельное чтение.  Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.

Видеопросмотр (отрывок).

51.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ.

Прослушивание аудиозаписи.

52.

Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героя.

53.

Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.

54.

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.

Набор кукол для театрализации.

55.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проектор, мультимедийная презентация.

56.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

Проектор, мультимедийная презентация.

Фото- и аудиозапись.

57.

Проверочная работа.

Часть 1. Раздел «Картины русской природы» 12 ч

58.

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Метапредметные: развивать связную речь, технику речи; овладеть навыками  чтения наизусть; уметь подбирать и классифицировать эпитеты, сравнения и олицетворения, сравнивать произведение литературы и живописи. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Личностные: понимать значение правильно звучащей речи; формировать потребность в использовании словарей и справочников; находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам; воспитывать чувства любви и гордости за традиции своего народа. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

59.

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

Просмотр онлайн программ (интернет).

60.

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

Прослушивание аудиозаписи.

61.

М. Пришвин. Осинкам холодно. Прием олицетворения как средство создания образа.

Просмотр онлайн программ (интернет).

62.

Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

Проектор, мультимедийная презентация.

63.

А. Фет. Осень. Настроение стихотворения.

64.

И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

65.

Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.

66.

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

Просмотр онлайн программ (интернет).

67.

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

68.

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима.

69.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проектор, мультимедийная презентация.

Часть 2. Раздел «Великие русские писатели» 30 ч

70.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст. Создавать сочинение по картине. Знать сказки А.С. Пушкина. Называть басни И. Крылова. Рассказывать  об особенностях структуры басни, объяснять их смысл.

Метапредметные: сравнивать произведение литературы и живописи. Определять нравственный смысл текста. Соотносить отрывки басен И. Крылова с книгами басен. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Личностные: анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Обсуждать в паре, когда используется прием звукописи;  обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

71.

Великие русские писатели. В. Берестов. А.С. Пушкин. Краткий пересказ.

Проектор, мультимедийная презентация.

72.

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

73.

И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

Проектор, мультимедийная презентация.

74.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

75.

Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

Просмотр онлайн программ (интернет).

76.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

Проектор, мультимедийная презентация.

77.

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

78.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой.

Просмотр видеозаписи сказки (отрывок).

79.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки.

80.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

81.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения.

82.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки.

Просмотр онлайн программ (интернет).

83.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Прием звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

Прослушивание аудиозаписи.

84.

Сказки А.С. Пушкина.

Набор кукол для театрализации.

85.

И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

86.

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова.

87.

И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

Прослушивание аудиозаписи.

88.

И.А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни.

89.

Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

Проектор, мультимедийная презентация.

90.

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

Просмотр онлайн программ (интернет).

91.

Л. Толстой. Лебеди. Составление плана.

92.

Л. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

93.

Мы идем в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. Пушкин, Л. Толстой, И. Крылов.

Просмотр онлайн программ (интернет).

94.

Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

95.

Л. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра.

96.

Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование.

Набор кукол для театрализации.

97.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

98.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Проектор, мультимедийная презентация.

99.

Контрольная работа.

Часть 2. Раздел «Литературная сказка» 19 ч

100.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературные сказки и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Сочинять возможный конец сказки. Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы.

Метапредметные: рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Личностные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

101.

В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой.

Проектор, мультимедийная презентация.

102.

В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки.

103.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

Просмотр видеозаписи сказки (отрывок).

104.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

105.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.

Проектор, мультимедийная презентация.

106.

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. Герои произведения.

107.

Переводная литература для детей.

Проектор, мультимедийная презентация.

108.

Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы.

109.

Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.

Просмотр онлайн программ (интернет).

110.

Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения.

111.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

112.

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

113.

Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

114.

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

115.

Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

Прослушивание аудиозаписи.

116.

Наш театр. С. Михалков. Упрямый козленок. Инсценирование.

Набор кукол для театрализации.

117.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Проектор, мультимедийная презентация.

118.

Контрольная работа.

Часть 2. Раздел «Картины родной природы» 18 ч

119.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Метапредметные: сравнивать произведения литературы и живописи; срвнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Личностные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

120.

Б. Заходер. Что такое стихи.

121.

И. Соколов-Микитов. Март в лесу.

122.

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса»

Прослушивание аудиозаписи.

123.

А. Майков. Весна. Е. Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

Проектор, мультимедийная презентация.

124.

С. Есенин. Сыплет черемуха… В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

Проектор, мультимедийная презентация.

125.

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

126.

Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Прием звукописи как средство создания образа.

Прослушивание аудиозаписи.

127.

А. Васнецов. После дождя. И. Шищкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

Проектор, мультимедийная презентация.

128.

О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

129.

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

130.

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.

131.

Саша Черный. Летом. А. Рылов. Зеленый шум. Сравнение произведений живописи и литературы.

Проектор, мультимедийная презентация.

132.

Ф. Тютчев. В небе тают облака… А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.

Просмотр онлайн программ (интернет).

133.

Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе.

134.

Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты.

135.

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

136.

Обобщающий урок по теме.

Проектор, мультимедийная презентация.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 1245 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива».

Цели и задачи курса

Основные  цели обучения литературному чтению:

– развитие интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников; формирование жизненно важных нравственно-эстетических представлений в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме;

– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

- помощь в восприятии изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; в понимании авторской позиции; в моделировании собственного поведения по законам этики;  

– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями своего народа и человечества, которые способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям ;

– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

-  помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-  воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

- воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений.

  1. Содержание обучения

В третьем классе продолжительность курса литературного чтения составляет 136 часов (34 учебные недели, 4 часа в неделю).

Обучение литературному чтению строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

Учебник «Литературное чтение. 3 класс» включает 8 разделов, которые выстроены по жанровому художественно-эстетическому и познавательному принципам.

Часть 1

Книги – мои друзья;

Жизнь дана на добрые дела;

Волшебная сказка;

Люби все живое;

Картины русской природы.

Часть 2

Великие русские писатели;

Литературная сказка;

Картины родной природы.

Каждый раздел имеет определенную структуру:

- введение в тему раздела; основные понятия; проблемная ситуация;

- художественные произведения для чтения в соответствии с темой урока;

- система вопросов и заданий, позволяющая сформировать аналитические  творческие умения на основе прочитанных произведений;

- рубрика «Мы идем в библиотеку»;

- рубрика «Самостоятельное чтение»;

- рубрика «Семейное чтение»;

- рубрика «Наш театр»;

- рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Раздел «Книги – мои друзья» продолжает развивать идеи аналогичного раздела учебников для 1 и 2 классов «Любите книгу». Он включает в себя произведения древнерусской литературы (наставления, поучения), изречения из Библии, справочный материал о первопечатнике Иване Федорове, а также познавательные иллюстрации о первых книгах и способах печати.

Основные осваиваемые понятия раздела: наставление, поучение, изречение, первопечатник Иван Федоров, печатный станок; печатная книга.  

Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: формирование интереса к произведениям древнерусской литературы; сравнение изучаемых произведений с современной действительностью; интерактивное изучение первой печатной книги с помощью Интернета.

Впервые учащимся предстоит проанализировать произведение монументального искусства (памятник). 

Раздел «Жизнь дана на добрые дела» включает произведения известных русских писателей Н. Носова, М. Зощенко, Л. Каминского, В. Драгунского о взаимоотношениях в семье, со сверстниками, взрослыми. Авторы произведений приглашают поразмышлять над такими нравственными понятиями, как честность, верность слову, благородный поступок.

Основные осваиваемые понятия раздела: нравственные понятия: поступок, честность, верность слову; литературоведческие понятия: юмор, юмористическое произведение.

Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование нравственных ценностей на основе чтения художественных текстов. Дети продолжают учиться самостоятельно определять главную мысль произведения или пословицы, озаглавливать текст, делить его на части, пересказывать в соответствии с планом. Впервые учащимся предлагается написать отзыв на прочитанное произведение.

В разделе «Волшебная сказка» основные осваиваемые понятия раздела: народная сказка, присказка, сказочные предметы, сюжет сказки, герои волшебной сказки.

Основная методическая задача уроков этого раздела – выявить специфические особенности русской народной волшебной сказки.

Раздел «Люби все живое» включает произведения русских писателей о жизни животных, о мире природы: В. Бианки, К. Паустовского, Д. Мамина-Сибиряка, а также произведения научно-популярной литературы О. Полонского, справочный материал из энциклопедии о животных.

Основные осваиваемые понятия раздела: художественный и познавательный рассказ, автор-рассказчик, периодическая литература.

Основная методическая задача уроков этого раздела – выявить особенности героя художественного рассказа; особенности юмористического произведения.

Раздел «Картины русской природы» направлен на понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображенных картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Основные осваиваемые понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

Основная методическая задача уроков этого раздела – наблюдать картины в художественном тексте, наблюдать за развитием настроения; сравнивать произведения литературы и живописи.

Раздел «Великие русские писатели» - это новый раздел в курсе литературного чтения. Он включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, И.А. Крылова.

Основные осваиваемые понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация, художник-иллюстратор.

Основной методической задачей  уроков этого раздела является знакомство с русской классической литературой. Учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся:

- определять специфические особенности жанра литературной сказки;

- сравнивать литературную сказку с народной;

- выявлять особенности жанра басни на примере произведений И.А. Крылова;

- определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Н. Толстого.

В разделе «Литературная сказка» основные осваиваемые понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Основная методическая задача  уроков этого раздела – сравнивать народную сказку и литературную сказку; определять отличительные особенности литературной сказки; определять, как построена сказка; определять нравственный смысл сказки.

Раздел «Картины родной природы» направлен на самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Основные осваиваемые понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Основная методическая задача  уроков этого раздела – называть особенности поэтического творчества; выявлять особенности текста-описания; находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки; находить средства художественной выразительности в художественном тексте. 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

- осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;

- осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.

Метапредметные результаты:

результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

- находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

- готовить самостоятельно проекты;

- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты:

результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться умения:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться умения:

- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

- самостоятельно составлять аннотацию;

- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться умения:

- сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности героя художественного рассказа;

- выявлять особенности юмористического произведения;

- находить в тексте сравнения, олицетворение;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину  сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

- определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться умения:

- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.

  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2012.

2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2012.

3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2012.

4. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам изобразительного искусства с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам изобразительного искусства  для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам русского языка по "Перспективе" для 3 класса....

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском языке» для 4 класса учителя начальных классов Андреевой Анны Ивановны УМК «Школа России» 2015-2016 учебный год

Изучение литературного  чтения  направлено на достижение следующих целей:-Развитие художественно-творческих и познавательныхспособностей, эмоциональной отзывчивости при  чтении художест...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1-4 класс

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читат...