Сочинение по картине В.Д.Поленова "Московский дворик"
план-конспект урока по чтению по теме

Мамонтова Елена Евгеньевна

Работа с картиной служит одним из  эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность . Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у младших школьников глубокого восприятия произведений искусства.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine.docx602.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине
Василия Дмитриевича Поленова

"Московский дворик".

Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника
В.Д. Поленова "Московский дворик"

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) - один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы "Московский дворик", "Бабушкин сад", "Осень в Абрамцеве", "Золотая осень", "Ранний снег" принесли ему широкую известность и всеобщее признание.

"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит," - писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.

Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.

В конце своего творческого пути он стал педагогом.

С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.

О его картине "Московский дворик" известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: "Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано." Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.

Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.

Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь "переписал" в ней воздух, сделав его более естественным.

II. Работа над картиной

- Что вы видите?

- Что можно сказать о жизни за двориком?

- Что можно сказать о жизни во дворе?

- А можно ли путешествовать внутри картины?

- Предлагает ли нам это  сделать автор?

(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)

- Кто из вас может нас провести по этому дворику?

- Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?

(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)

- А есть ли в этом дворике какие-то запахи?

- Если есть представьте эти летние запахи.

(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)

- А что же делает дворик таким уютным?

(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

- Чем вас привлекает эта картина?

(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).

III. Устное составление описания картины.

Попробуйте устно составить свой рассказ.

IV. Написание сочинения учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Сочинение по картине

Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".

Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Материалы для составления текста описания по картине В. Поленова "Московский дворик" 4 класс

Матераилы для составление текста описания по картине Поленова "Московский дворик" 4 класс. Биография автора, план, слова для справок, примерные сочинения....