Урок игра по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бухарина Нина Анатольевна
Игра «Литературные тайны» Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; развивать память, мышление и творческие способности учащихся. Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 группы. Назваеие капитана каманды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок.

Игра «Литературные тайны»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе;

развивать память, мышление и творческие способности учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 группы. Назваеие капитана каманды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни учебников, ни книг.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, которых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.

Тайны животных                 10        20       30        40         50

Богатыри                              10        20       30        40         50

Писатели                              10        20       30        40         50

Поэты                                   10        20       30        40         50                      

Сказки                                  10        20       30        40         50

Детская                                10        20       30        40         50

Объяснялки                         10        20       30        40         50  

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята вот и подошел к концу учебный год. Наш последний урок литературы мы посвятим книгам и их авторам. Игра называется «Литературные тайны» Вы разделились на  команды , выберите капитанов, придумайте название и девиз.

- Напоминаю правило игры. Вы выбираете страницу, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет правоответить другая команда. Итак, желаю успехов.

II. Проведение игры.

1. Тайны животных.

Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше…

10 «Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя ручей…»

- Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети и птичка» А. Плещеев)

20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. ( «Лебедушка», С. Есенин.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане» Б. Слуцкий.)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все таки он ушел. («Приемыш» Д.Н.мамин-Сибиряк»

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А.И.Куприн.)

2. Богатыри.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою он богатырь!

10 « И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на них корабль. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это испугались и сказали, послав послов к немк: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».

- О ком идет речь? ( Об Олеге, его называли Вещим. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царь – града»

20 Он основал монастырь, посвященный Святой Троице, - Свято – Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? ( Сергий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камни

Придорожном надписочка

Четко – ясно повысечена:

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быть!

Все судьбой сие предписано!»

- Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был илья Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как указано на камне.)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

 Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому…

Но лишь крикнул царь

Свой народ на брань-

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин «Русь»)

50 записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние они не сохранились. Узнать о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду…. О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них? (Речь идет о летописях. Записывали их монахи – летописцы. Одним из первых был монах Киево – Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге

Минута – и стихи свободно потекут.

(А.С.Пушкин)

10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен)

20 «Точен и скуп на слова  был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него  резко: сам говорил он прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А.Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.)

40 Учитель, участник Октябрьской революции, гражданской войны, писатель; ему была присуждена Государственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его легенды и предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)

50 так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Крылов. Антоним – псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)

4. Поэты.

И долго буду те любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

(А.С.Пушкин)

10 Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что – то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

- Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весенний дождь». А.А.Фет.)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

- Кто это говорит? Кто автор? («Бабочка» А.А.Фет».)

30 Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджигает подруг!

- Кто и кому так говорят? («Дети и птичка». А.Н.Плещеев.)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б.Кедрин.)

50 Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворении.

5 Сказки.

Нам сказали про Ивана-то – хитер,

Нам сказали про Андреича – хитер,

Он хитер – мудер – прохитрился,

Он прохитрился – промудрился.

10 Его перо сверкает так,

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

В тех сказках, где живет ….

(Жар – птица. Сказка «Конек – Горбунок», П.П.Ершов.)

20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, В городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золото, но дороже золота была ему единственная дочь….» («Ашик – Кериб, Турецкая сказка.)

30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь», «Историю, которую поведал высушенный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его? («Сказка о жабе и розе». В.М.Гаршин.)

40 Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

- Что это? (Это зеркало)

В какой сказке оно играло не мало важную роль? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин.)

50  «Время не дремлет, часы не стоят. Какая сказка раскроет смысл этой  пословицы? («Сказка о потерянном времени». Е.Л.Шварц.)

6. Детская.

Приходите, шалунишки,

По дороге долгой, трудной.

Вы обычные ребята,

Книжки мы про вас читали.

И всегда мы с вами лично

Познакомиться мечтали.

10 «Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень… потом Томск…потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей» Кто собирался в такое путешествие? («Мальчики». А.П.Чехов.)

20 Какое произведение начинается так: «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все – таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо»? («Главные реки»В.Ю.Драгунский.)

30 Еда главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. 9»Что любит Мишка». В.Ю.Драгунский.)

40 Какое произведение закончилось так: «Я думал, он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел разговаривать со мной больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?» («Никакой я горчицы не ел» В.В.Голявкин.)

50 Он знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую – нибудь неприятность. О ком идет речь? («Том Сойер». М. Твен.)

7. Объяснялки.

- Понятием «крылатые слова» обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие крылатые выражения?

10 «Сказка про белого бычка». (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала.)

20 «Бить баклуши» (Праздно проводить время, бездельничать).

30 «Делу время, а потехе час»

40 «Ждать у моря погоды»

50 «Знать назубок»

III. Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"

Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Урок-игра по литературному чтению "Слабое звено"

1. Игра состоит из  б раундов.2. Если кто-то не сможет ответить, знающий ответ, поднимает сигнальную карточку и отвечает.3. Подсказывать и выкрикивать нельзя.4. Исключаем  из игры тех,...

Комбинированный урок-игра по литературному чтению и изобразительному искусству

Урок-игра разработан в виде викторины по сказкам А.С. Пушкина, Ш. Перро и другим сказкам на основе ТРИЗ технологии. ...

Урок- игра по литературному чтению в 3 классе на тему: "Сказка о царе Салтане..."- А С Пушкин"- "Начальная школа XXI века" ФГОС

Если в вашей школе есть мобильная тележка- сейф МТК с ноутбуками или компьютерный класс, то это урок для вас. Все дети любят компьютерные игры. На моём уроке у ребят появилась возможность проверить св...

Интеллектуальный урок-игра по литературному чтению

Повторение малых жанров устного народного творчества в необычной форме....