Анализ литературных произведений (нач.школа)
методическая разработка по чтению по теме

Данный материал поможет сделать полный анализ литературных произведение различных жанров. Можно использовать в качестве индивидуальной или групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_literaturnykh_proizvedenii.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа басни.

1. Жанровая особенность (стихотворная форма, наличие сюжета, близка к жанру русской сказки, действующие лица: люди, птицы, животные, явления природы; присутствие афористически сформулированного вывода, морали, которая может и подразумеваться).

2. Тема, проблема, её актуальность сегодня (о лести, хитрости, коварстве, лицемерии, подлости, о труде и праздности и т. д.).

3. Композиция басни (наличие трёх частей: экспозиция, основная часть, мораль).

4.Сюжет, его основа (конфликт внутренний или внешний, главный, второстепенный), основные компоненты (завязка, кульминация, развязка), особенности развития: постепенное нагнетание и резкая, неожиданная развязка, а движет сюжет чаще всего речь героев.

5. Пространство реальное, ограниченное (сходство со сказкой о животных).

6. Время, в отличии от сказки, более конкретно и разнообразно (например, в басне «Ворона и лисица»: описание действия (экспозиция) дано в прошедшем времени; чем ближе к кульминации, тем больше ощущается реальность происходящего: рассказ переводится в план настоящего времени, сначала повествовательного, потом описательного; в конце опять прошедшее время).

7. Характеристика басенных персонажей (близки к образам русских народных сказок). Животные выступают как бы в двойной роли: представляют традиционные аллегории, олицетворяющие те или иные человеческие пороки и недостатки, и вместе с этим сохраняют свой звериный облик.

8. Анализ художественных изобразительно- выразительных средств. Учитывая, что слово в басне- средство выражения народной мудрости, национальной сомобытности русского народа; оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Доказательство: сотни строк из крыловских басен стали пословицами и поговорками, прочно вошли в русскую речь, сохранили и сегодня значение лёгких, красочных народных формул, помогающих ярко и образно выразить мысль. Поэтому работа над языком самая главная работа.

Обилие глаголов совершенного вида (взгромоздясь, позавтракать уж было собралась, призадумалась), создает определенное впечатление…; фразеологическое выражение «на ту беду», имеющее значение «к несчастью», указывает на случайное появление Лисы…; мотивировку сюжетной завязки. Наречием «близехонько» (с усилительным суффиксом) отмечена непременность столкновения. Диалогическая речь героев- это, как правило двигатель сюжета, а не только характеристика персонажа. Ритм, звуковая организация стиха, тафтологические сочетания (Ворона- воронье), эпитеты, сравнения, являются прекрасным выразительным средством создания образа.

9. Анализ и работа с детьми над опорными ключевыми словами: например, лесть, пленить, ангельский, вещуньина, взгромоздиться, Бог послал, все не впрок и т. д.

10. Главная мысль, смысл названия. Учесть в анализе последовательность мотивов поведения героев, раскрытии аллегории, выявление главной мысли и анализе морали (мораль выполняет несколько функций: формулирует истину, определяет ее существование в жизни общества, т. е. указывает на ее всеобщий характер и утверждает, что описываемый в аллегористической форме факт отличается конкретностью).

Схема анализа русской народной бытовой сказки.

  1. Жанровая особенность сказок, тема, проблема, ее актуальность сегодня (о мудрых советах, критике социального устройства, о мудром отгадывании загадок, об одурачивании чертей, о ленивых и нерадивых людях).
  2. Композиция сказки (элементы волшебной сказки- нет традиционных формул, повторов), очень часто присутствует последовательное сцепление однотемных мотивов (каждый элемент может служить для самостоятельной сказки).
  3. Сюжет сказки (очень краткий, лаконичная композиция), его движущая сила (конфликт главный, второстепенные, их характер, основные компоненты: (завязка, кульминация, развязка).Завязка кроется уже в начальной ситуации, в социальной обозначенности персонажей.
  4. Сказочное пространство реально, но условно (одна деревня, один дом, один лес или одна улица).
  5. Характеристика героев сказки (эта сказка прибегает к обобщенным типовым характеристикам и уже в самом названии персонажей: крестьянин, батрак, барин;определен будущий конфликт, ибо действующие силы представляют антогонистические стороны; гротескное изображение барина…позволяет представить в такой ситуации, которая невозможна в действительности, т. е. сказочная фантастика становится средством выявления сущности отрицательных персонажей).
  6. Сказочное время (более близко к реальному, но тоже условно).
  7. Анализ художественных изобразительных средств (т. к. сказка часто строится на сопоставлении поступков героев, то используется: 1)синтаксический параллелизм: (…Ерема схватил палку, а Фома косарь: как Ерема не докинул, так Фома через перекинул). 2) основными средствами раскрытия образов становится гипербола и антитеза (противопоставление, заключенное в начальных характеристиках, усиливается намеренным выделением в персонажах какой-то одной определяющей черты- на этом основано создание сатирических образов).3)скупо используется эпитет (богатый, бедный, скупой, злая ленивая), но прибавляется суффикс или приставка, чтобы придать большую выразительность герою.4)стиль разговорной речи, художественная отточенность языка проявляется хорошо в диалогах (речь характеризует персонажи).5)обороты, пословицы, поговорки, сказовый стих).
  8. Главная мысль сказки.
  9. Смысл названия.

Работа над стихотворением.

  1. Назови стихотворение и его автора.
  2. О ком или о чем рассказывает автор?
  3. Попробуй нарисовать картину к стихотворению.
  4. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под картинками?
  5. Какие слова и выражения применил автор, чтобы вы лучше представили природу?
  6. Какие слова и выражения применил автор, чтобы вы лучше представили героев произведения?
  7. Какова главная мысль произведения? Какие художественные средства помогают выразить

       главную мысль наиболее полно и емко?

  1. Над чем заставляет задуматься автор произведения?
  2. От чьего имени написано стихотворение?
  3. Какие чувства и желания вызывает у вас стихотворение?
  4. Какие слова и выражения позволяют читателю увидеть …?
  5. Какие строчки позволяют услышать…?
  6. Устно нарисуйте картину к четверостишию, или к стихотворному тексту.
  7. Прочитайте описание (леса), данное поэтом.
  8. С помощью каких слов и выражений он рисует (лес), …, ….?
  9. Подумайте, какое настроение рождает у поэта (осенний лес)?
  10. Какими нарисованы в стихотворении (лес, небо, солнце)? Прочитать.
  11. Какое настроение отражает стихотворение? Какие слова в стихотворении усиливают его?
  12. Объясните смысл названия стихотворения.
  13. Объясните, чем дорога поэту родная страна?
  14. Какие картины встают перед поэтом, когда он думает о Родине?
  15. Выучите наизусть стихотворения, которые наиболее близки вашим настроениям.
  16. Сравните стихотворения. Что их объединяет?
  17. Какую роль играет ритм в стихотворном тексте? Как ритм помогает поэту в создании образа?

Схема анализа литературной сказки.

  1. Жанровая особенность сказки (повесть- сказка, приключенческая повесть- сказка, сказка- рассказ, сказка- быль, сказка- притча, сказка- детектив, сказка- анекдот, научно_ художественная сказка, художественная сказка).Какие детали, элементы позволяют вам сделать этот вывод ?
  2. Тема, проблема, ее актуальность сегодня.
  3. Композиция сказки (например, присказка, зачин, концовка, другие элементы волшебной или бытовой сказки: повторы, формулы и т. д.).
  4. Сюжет сказки (народный или оригинальный), его стержневая основа, суть главного, второстепенных конфликтов, их характер (внешний или внутренний).Основные компоненты сюжетной линии. Что движет сюжетом кроме главного конфликта? Какие художественные изобразительные средства, приемы автора помогают этому?
  5. Сходство литературной сказки с народной волшебной сказкой в изображении:

                         а) начальных событий, путешествий героев, финала;

                         б) своего и чужого мира;

                         в) внешности, поведении и речи персонажей: помощников, вредителей, главных героев и т. д.;

                         г) целей и результатов путешествия главных героев.                          

6.Различие литературной сказки с народной:

                          а) какие предметы и явления своего и чужого мира изображены в литературной

                              сказке, но их нет в народной (примеры из текста);

                           б) преодоление препятствий, что помогает героям в отличии от народной;

                           в) как изменяются в результате путешествия герои и в чем отличие от народной

                              сказки;

  1. События и художественное пространство литературной сказки:

                           а) назовите места, части изображаемого пространства, где происходят важные

                              для сказки события;

                            б) какие места действия в сказке опасны для героев, а где они чувствуют себя в

                                безопасности?;

                            в) можно ли эти места назвать «своим» или «чужим» миром для героев? Дайте

                                   обоснование ответа;

                            г) особенность изображения границы, разделяющей «свой» и «чужой» мир.

                                Можно предложить детям составить географическую карту путешествия

                                   героев и отметить на ней основные события.

  1. Характеристика героев сказки, сказочных персонажей:

                             а) какие персонажи пытаются решить ту же задачу, что и главный герой?                                        Почему они терпят неудачу?

                            б) кто помогает главному герою преодолеть препятствия, и почему им это под  силу?

                             в) кто из героев (персонажей) выступает в роли вредителей или самозванцев

                                (ложных героев)?

                              г) имеет ли главный герой цель или его путешествие совершается независимо  от его воли и планов?

                              д) изменение главного героя в ходе путешествия (только внешнее или

                                  только внутреннее, или то и другое одновременно?)

  1. Кто и каким образом отмечает в сказке ход времени? Одинаково ли течет время в «своем» и «чужом» мире?
  2. Анализ художественных средств (постоянные эпитеты, сравнения, гипербола, просторечные слова, выражения, пословицы, поговорки, притчи, причитания и другие яркие выразительные средства народной речи, пришедшие из календарной, обрядовой и т. д. поэзии).

11. Главная мысль (обратить внимание на христианские, языческие мотивы поведения, их мораль; часто сказки носят философский характер…).

12.  смысл названия сказки (обязательно проследите взаимосвязь темы, главной мысли и смысла названия – это поможет вам не ошибиться и правильно определить точку зрения, позицию писателя).  

Схема анализа русской народной волшебной сказки.

  1. Тема, проблема сказки, ее актуальность сегодня.

2. Композиция сказки (присказка, зачин, концовка, наличие в основной части традиционных, типовых структурных элементов согласно теории профессора Петербургского Университета,  исследователя исторических корней волшебной сказки В.Я. Пронна ).

3. Сюжет сказки, основные его компоненты (завязка, кульминация, развязка), характеристика, суть главного и второстепенных конфликтов (внешних и внутренних), характерная особенность развития сюжета в отличии от литературной сказки.

4. Сказочное пространство (1-е-реальное, наше, где находится царский дворец и 2-е-ирреальное, потустороннее, чужое),  граница между двумя мирами, кем и чем она представлена, что символизирует.

5. Сказочное время, его неопределенность (давным-давно…. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).

6. Образы сказочных персонажей, их строгое деление на положительных и отрицательных, олицетворяющих добро и зло, что они символизируют? Характеристика, словесное рисование (с использованием текста), мотивы поведения героев (с учетом исторических корней волшебной сказки, языческих и христианских обрядов).

7. Анализ художественных изобразительных средств: формулы обращения, утешения, оповещения, роста, перехода от одного события к другому, повторы, постоянные эпитеты (красна девица, темный лес), метафоры, сравнения, уменьшительно- ласкательные суффиксы, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные выражения.

8. Волшебные предметы, их  роль в победе добра над злом; предметы быта, что они символизируют: символика чисел, цвета, растительного мира и т. д. (подчеркнуть, что в русской народной волшебной сказке нет ничего случайного).

9. Главная мысль (соотнести с мировоззрением народа, его обычаями, традициями, уходящими в языческие времена, христианской моралью).

10. Смысл названия.

Схема анализа русской народной сказки о животных.

1.Жанровая характеристика сказки, которая пишется специально для детей в иносказательной форме (в сатирической сказке - аллегористическое иносказание), ее отличие от бытовой и волшебной.

2.Тема, проблема, ее актуальность сегодня (как правило, они очень понятны детям: о дружбе, смелости и отваге, хитрости и коварстве, о знании и незнании, о создающей и разрушающей силе и т. д.).

3.Композиция сказки, отличающаяся ярко выраженной функциональностью(присказка, зачин, шутливая прибауточная концовка в тоне балагурной народной речи, которая говорит об отношении народа ко всякому рода ловкачеству…).Кумулятивная композиция – последовательное, цепочное соединение сюжетных элементов (каждый последующий значительнее предыдущего).

4.Сюжет сказки, который строится на основе взаимоотношений героев, какой в его основе конфликт (внутренний или внешний, какой из них главный), основные компоненты сюжета (завязка, кульминация, развязка с ее частой непредвиденностью) –обычно в простом сказочном сюжете раскрываются причинно – следственные связи, диалектика жизни. В основе многих сказок лежит мотив встречи, порядок появления животных (встреча) определен идейным замыслом сказок, последний, как правило, разрешает сюжетный конфликт.

5.Сказочное пространство ограничено обстановкой русской деревни, оно горизонтальное, плоскостное, все события разворачиваются на земле и мы наблюдаем земные потребности и интересы. Лес – это та сфера, где с наибольшей очевидностью проявляется власть сильного.

6.Сказочное время (реальное, но условное).

7.Характеристика сказочных персонажей (образы кота, петуха, зайца), мир зверей одухотворен и домыслен человеческим воображением, он предстает как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Например, охотники считают волка хитрым и опасным зверем, но в сказке он глуп, т. к. сильный и жестокий враг крестьянина должен быть осмеян (в сказке сильные звери противопоставлены как друг другу, так и домашним животным и человеку). Сказочные образы раскрываются в сюжетном действии, иногда юмористическое отношение к персонажам придает даже драматическим событиям характер веселой небылицы или своеобразной притчи. Перенесение свойств человека на животных, поэтому введение образа человека как одного из действующих лиц закономерно.

8.Анализ художественных изобразительно – выразительных средств (прием варьирования одного и того же мотива через просьбы, обращения, повторяющейся жалобы, которые служат лейтмотивом сказок, усиливает напряженность действия, подготавливают неожиданную концовку; величание зверей по имени и отчеству усиливает пародийность, прозвища зверей помогают запомнить саму сказку детям); традиционны в сказках эпитеты (медведь – толстопятый, толстокожий, косолапый; заяц – косой; волк - серый); особую роль играет речь персонажей, особую выразительность которой придают обращения, словесные и синтаксические повторы, восклицательно – вопросительные формы, суффиксация, прибаутки, диалоги.

Язык, как и композиция, отличается ярко выраженной функциональностью, что позволяет учителю инсценировать сказку с детьми.

9.Бытовые или пейзажные зарисовки, их роль в сказке, в раскрытии главной мысли.

10.Главная мысль, смысл названия сказки (будучи иносказаниями, сказки, их главная мысль может трактоваться по – разному в завмисимости от подготовленности аудитории (дружба, готовность помочь, помогают решить даже самую сложную задачу, роль послушания, знания или нелепость хвастовства, безнравственности, предательства и т. д.)).

Работа над рассказом.

1.Как называется рассказ?

2.Кто его написал?

3.Когда происходит действие, которое описывается?

4.Назовите действующих лиц. Что ты о них узнал?

5.Что случилось с героями?

6.Как они себя вели? Какие черты характера тебе нравятся?

7.Кто из действующих лиц тебе понравился и чем именно?

8.Какими словами автор передает…

9.Кому из вас приходилось наблюдать…(в жизни) эту ситуацию?

10.Что вам представляется, когда вы читаете вот такие предложения? (эпизод)

11.От чьего имени написан рассказ?

12.Устно нарисуй картину к этому тексту.

13.Перескажи понравившийся эпизод.

14.Это смешной рассказ или грустный? Почему?

15.Какое впечатление, чувства произвел на вас этот рассказ?

16.В чем основной смысл рассказа?

17.А как бы ты поступил на их месте?

18.Озаглавь каждую часть рассказа. Передай содержание рассказа по плану.

19.Кому из действующих лиц рассказа сочувствует автор? Почему? А вы сами?

20.Какое настроение отражает у тебя рассказ? Почему?

21.Какой урок народной мудрости можно извлечь из этого рассказа?

22.Какую пословицу можно употребить к этому рассказу?

23.Найдите в тексте слова и выражения, которые хочется запомнить?

24.Какой эпизод рассказа тебе запомнился? Почему?

25.Какие на ваш взгляд отрывки можно отобразить для чтения по ролям?

26.Какие отрывки из рассказа можно подписать под картинками?

27.Выбери наиболее точный заголовок.

28.Какая из пословиц больше других подходит к тексту? Почему?

29.Это произведение «народное» или «литературное»?

Задания  и вопросы при изучении литературных произведений.

Первая группа вопросов и заданий должна помочь детям воспринять тематический замысел автора, сюжетную, фактическую его сторону.

  1. О чем это произведение? Что означают слова…? Как ты понимаешь выражение…?

Что и почему произошло (случилось с героем)? Бывает ли такое в жизни?  К какому времени относятся описываемые события? Могло бы это произойти в наши дни?

О чем говорит, как характеризует героя событие (поступок)? Дай характеристику героя, подтверди ее отрывками из текста. Можно ли изменить конец, тот или иной эпизод произведения? (Скажем, адрес в письме к дедушке Ванька Жуков подписал правильно).

Разбей произведение на части, озаглавь их. Передай своими словами прочитанное. Опиши, какую картину представляешь. Какую картину (иллюстрацию) ты нарисовал бы к данному отрывку (произведению)?

Постижению второй стороны содержания – идеи, авторского отношения к изображаемым событиям будут способствовать такие вопросы и задания:

  1. Какова главная мысль произведения? Зачем написано произведение, что хотел им сказать автор?

С каким настроением писал автор? Как он относится к описываемому, к герою (одобряет ли, осуждает, любит, восхищается, гордится ли и т. п. )? Какие слова говорят об этом? Ты ничего не знал об авторе раньше? Каким человеком он представляется тебе?

Сравните, что общего (различного) в отношении данного и другого (ранее изучаемого) автора к одному и тому же явлению (например, к осени), событию, герою?

Какого характера музыка соответствует произведению (отрывку)?

Третья группа вопросов – о художественной форме произведения. Но художественные средства важны не сами по себе: мы наслаждаемся их совершенством благодаря содержательности, выразительности. Поэтому вопросы и задания должны быть не в форме «найдите в тексте сравнения, олицетворения», они должны нацеливать на понимание детьми единства содержания и формы. Например:

  1. Какие слова, выражения особенно помогают тебе представить описываемое автором?

Какими словами автор изображает…? Почему характеризует героя, описывает событие такими словами…? Почему автор употребил такие слова и выражения…?

О каком отношении (настроении) автора говорят такие слова и выражения (сравнения, эпитеты и метафоры, гиперболы, уменьшения, олицетворения)…?

Найди слова и выражения, где говорится об авторском отношении (что автор любит, осуждает, наслаждается картиной природы и т. п.)?

Четвертая группа вопросов касается того, как оценивают учащиеся изучаемое произведение. Эти вопросы активизируют, уточняют и углубляют эстетическое воспитание, помогают связать изучаемое с опытом детей, со сложившимися у них знаниями и представлениями.

  1. Нравится ли тебе произведение (отрывок), герой (поступок), чем (почему)? Что тебе кажется в нем красивым (смешным, трагическим)? Назови наиболее понравившиеся слова, выражения. Чем тебя удивило (поразило, порадовало, огорчило) произведение?

Что бы ты хотел перенять у героя? Встречался ли ты с подобным (явлением, поступком, фактом)? Переживал ли ты когда – нибудь то, о чем пишет автор?

Нравится ли тебе автор и чем? С каким известным тебе произведением сравнишь произведение этого автора?

Виды работы над текстом.

1.Чтение всего текста (по заданию  учителя).

2.Чтение, деление на части. Составление плана.

3.Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения пересказывание.

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова,  которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.Чтение цепочкой по предложению.

8.Чтение цепочкой по абзацу.

9.Чтение вполголоса.

10.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.Чтение, ответы на вопросы.

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).

15.Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает на 10-15 слов больше.)

16.Чтение отрывка, к которому подобрать пословицу.

17.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

18.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

19.Чтение и установление что правдиво,  а что вымышлено (для сказки).

20.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (для басни.)

21.Подборка звукового оформления отрывка.

22.Беседа с сопровождением выборочного текста.

23.Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

24.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

25.Установление путем чтения причинно – следственных связей.

26.Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать, почему?

27.Чтение по ролям.

28.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

29.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

30. «Живая картинка». (Один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

31.Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

32.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком многоточием и т. д.

33.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей предыдущего конкурса).

34.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

35.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

36.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

37.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

39.Кто быстрее найдет в тексте на заданное учителем или учеником правило.

40.Нахождение в рассказе самого длинного слова.

41.Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

42.Чтение и пометка непонятных слов.

43.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на слоги.

44.Нахождение и чтение в тексте слов близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

45.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

      а) существительное + прилагательное;

      б) существительное + глагол;

      в) местоимение + глагол (можно наоборот)

46.Чтение слов, к которым даны сноски.

47.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

48.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т. д.

49.чтение с попутным комментарием и беседой.

50.Составление плана из рисунков.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Анализ литературного произведения"

Данный материал содержит теоретический и практический материал по анализу литературного произведения в начальной школе....

Анализ литературных произведений.

Данный материал содержит памятки для работы с литературными произведениями различных жанров....

Презентация "Приемы анализа литературного произведения"

С первого класса ребенка необходимо учить читать и анализировать литературное произведение, формировать читательские умения и пробуждать интерес к чтению....

Анализ литературного произведения в начальной школе

Подходы к литературному чтению в начальной школе были определены уже давно профессоро...

«Анализ литературного произведения»

Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста.Цели:- способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми;- учить понимать авторскую позицию;- учить по...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...