Анализ литературного произведения в начальной школе
статья по чтению

Калинина Татьяна Гаврииловна

 

                   Подходы к литературному чтению в начальной школе были определены уже давно профессором М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились.

Литературное чтение предполагает:

1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);

2) введение литературного произведения в литературно-исторический контекст (знакомство с автором до чтения, самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради, путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного, знакомство с историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии – портреты);

3) установление связей с жизненным опытом ребёнка;

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_literaturnogo_proizvedeniya_v_sisteme.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ литературного произведения в начальной школе

 

                   Подходы к литературному чтению в начальной школе были определены уже давно профессором М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились.

Литературное чтение предполагает:

1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);

2) введение литературного произведения в литературно-исторический контекст (знакомство с автором до чтения, самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради, путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного, знакомство с историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии – портреты);

3) установление связей с жизненным опытом ребёнка;

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

                Цель анализа текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и корректировка её объективным авторским смыслом. Таким образом, основная задача учителя – помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно только в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного»)  чтения.

               Существует несколько путей анализа текста: пообразный, проблемно – тематический, «композиционный»… Но в начальной школе оптимальным является путь анализа «вслед за автором».

               Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приёмы работы:

  1. выделение ключевых слов;
  2.   беседа;
  3.   составление плана;
  4.  наблюдение за системой образов (без введения понятия в начальной школе)
  5.  построение структурной модели текста;
  6. комментированное чтение;
  7. диалог с автором через текст и т.д.

                В системе «Школа 2100» используется технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная проф. Н.Н.Светловской. Эта технология предполагает использование в качестве основных приёмов комментированного чтения и диалога с автором через текст.  

                Первый  этап работы с текстом в системе «2100» - просмотровой, работа с текстом до чтения:

а) читаем название текста, дополнительную информацию, данную в скобках (Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот (главы);

б) выясняем, знакомо ли нам имя автора,  вспоминаем темы произведений, уже прочитанных нами;

в)  рассматриваем иллюстрацию к тексту;

г) читаем опорные слова (в тетради или на доске);

д) высказываем предположения, о чём будет текст (то, что ранее мы называли антиципацией).            

                Первый этап завершается постановкой цели, мотивацией: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

                Второй этап работы с текстом  - собственно чтение, диалог с автором.

Третий этап – рефлексия, возвращение  к поставленной проблеме, формулирование темы урока.

                     

                          Что такое диалог с автором?

             С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время чтения

( достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

             Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и косвенные авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

             В ходе чтения текстов  надо учить детей вычитывать фактуальную (о чём текст?), подтекстовую (чтение «между строк») и концептуальную (идея, тема) информацию.

             К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства читателей её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – всё зависит от особенностей текста.

            Методисты системы «2100» советуют соблюдать такую последовательность действий:

а) научить детей видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, самим задавать их:  

 К. Паустовский: «Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания». (Здесь нужно поставить вопрос, который в конце урока выведет нас на тему: « …заслуживает описания…Интересно, почему?)

б) включать творческое воображение учащихся  (Вопрос учителя: « Представили?»);

3) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Для этого в ряд текстов по литературному чтению введены соответствующие сигналы: В – вопрос (найди, задай),

О (ответь на этот вопрос),  П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),  З – зеркало ( включи воображение, не торопись читать дальше, загляни в волшебное зеркало).

             Не всякий поставленный вопрос можно назвать вопросом к автору. Так  к предложению Паустовского можно поставить несколько вопросов:

- Какой дом?

- Кто в нём живёт?

- Где находится дом?

- Почему дом заслуживает описания?

              Только последний вопрос можно назвать вопросом к автору, он мотивирует детей на чтение текста и выводит на тему урока (Тема: Что заслуживает описания?)

             Таким образом, вопросы к автору чаще всего носят концептуальный, а не фактуальный характер, они направлены на анализ текста и могут быть различными:

- на выяснение причинно – следственных связей (!!!!!);

- на обоснование, аргументацию, доказательство (!!!)

- оценочные ( Что значит «сухая душа?», «Как думаете, какая душа у самого Паустовского? Почему так решили?»)

- формирующие внимание к языку и художественным особенностям текста (задание в тетради: Выбери из слов в скобках и подчеркни то слово, которое ты считаешь авторским. Проверь себя по книге:

      «Впереди – (длинный, скучный, пустынный) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, (тихих, затишливых,  спокойных) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как (радость, праздник, счастье)».

Что такое комментированное чтение?

         На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.

          Что надо сделать, чтобы получилось именно комментированное чтение?

  1. Озвучивают текст дети, а учитель его комментирует, выступая в роли квалифицированного читателя.
  2. Если дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их надо всячески поощрять.
  3. Комментарий должен быть кратким и динамичным, не превращаться в беседу.
  4.  Текст комментируется не тогда, когда предложение или абзац дочитан до конца, а когда это действительно необходимо, прерывая чтение.
  5. Для прерывания чтения рекомендуется использовать следующие приёмы:

- рефрен (повторяем слово или словосочетание за читающим ребёнком, затем следует комментарий или вопрос: « … заслуживает описания.  Интересно, почему?   «…обшитая серым тёсом.» - То есть  досками);

- включение воображения ( « Потом какой–нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу.»  Представили?);

- сам вопрос максимально сжат («…берут дом в осаду»  – то есть окружают со всех сторон. Вы поняли, почему?);

- учить детей догадываться о значении незнакомых слов из контекста, не обращаясь сразу к словарю, что может нарушить целостность восприятия текста;

- иметь чувство меры, т.к. далеко не каждый текст требует подробного комментария.

                     Третий этап работы с текстом предполагает следующие шаги:

  1. Формулирование основного смыслового вопроса (часто как проблемного) и ответ на него.
  2. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям.
  3. Беседа об авторе (дети рассказывают, что узнали о нём из прочитанного текста). Рассказ  учителя об авторе (один или несколько эмоционально окрашенных эпизодов их биографии).
  4. Выполнение творческих заданий.

Виды творческих заданий направлены на развитие четырех сфер читательской деятельности:

эмоциональной, воображения, осмысления содержания, реакции на художественную форму.

            Задания, направленные на осмысление содержания:

-рассказ о герое, событии;

- выборочный и краткий пересказ;

- составление плана;

-постановка вопросов, ответ на вопросы учителя.

             Задания, направленные на развитие реакции на художественную форму:

-подробный художественный пересказ;

-стилистический эксперимент;

-стилизация;

-наблюдение над языком, художественными особенностями;

- сопоставление литературного произведения с    его художественной основой (сказки Пушкина и сказки Арины Родионовны).

           

            Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:

-выразительное чтение;

-оживление личных представлений в связи с текстом  ( ком из героев вы видите собственные черты?);

- сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.

 

           Задания, направленные на развитие сферы воображения:

-составление диафильма; комикса, сценария;

-творческий пересказ;

-иллюстрирование;

-изготовление карт, схем, макетов;

-чтение по ролям, инсценирование;

            Творческие задания на третьем этапе работы с текстом выбираются с учётом:

-художественной задачи текста;

-особенностей класса;

-учебными задачами.

            Так, например, после чтения рассказа К.Паустовского «Мой дом»  дети получают творческое задание на выбор авторских слов из предложенных в контексте, выписывание понравившихся цитат на страницу «Осень».            

Список использованной литературы:

  • Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008  (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3 классе. Методические рекомендации для учителя.  - М.: Баласс, 2011.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение. 3-й класс. («Маленькая дверь в большой мир»). М.: Баласс, 2012.

      ▪     Ресурсы сайта school2100.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Анализ литературного произведения"

Данный материал содержит теоретический и практический материал по анализу литературного произведения в начальной школе....

Анализ литературных произведений (нач.школа)

Данный материал поможет сделать полный анализ литературных произведение различных жанров. Можно использовать в качестве индивидуальной или групповой работы....

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"

Консультация "Анализ музыкального произведения в начальной школе"...

Список литературных произведений для начальной школы на лето

Перечень литературных произведений по классам для чтения летом...

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

Приемы и методы анализа стихотворных произведений в начальных классах на уроках литературного чтения

Статья по литературному творчеству о приемах и методах анализа стихотворений в начальной школе (звукопись, цветопись и др.)...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...