Моделирование современного урока.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Кирпинева Елена Александровна

Урок литературного чтения в 1 классе по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_sovremennogo_uroka.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                         Моделирование   современного   урока.

Урок литературного чтения в 1 классе по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»

Тема урока: Настоящие друзья детства.

Цели урока:-создать условия для развития навыков осознанного чтения целыми словами, определения главной мысли произведения, умения озаглавливать части рассказа, находить в тексте ответы на вопросы;

-воспитание бережного отношения к игрушкам.

Оборудование: рассказ В. Драгунского «Друг детства», выставка книг В. Драгунского, портрет писателя, рисунки учащихся «Моя любимая игрушка»

Задачи урока:-познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Друг детства»;

-развивать умения активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;

-формировать коммуникативные навыки работы в группе;

-воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; осмысленно правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

обучающиеся получат возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства; определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: принимают  и сохраняют учебную задачу;  анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую  для решения учебной задачи;  логические- сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.

Коммуникативные УУД: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект, передают его внешние характеристики; умеют в коммуникации строить понятные высказывания.  

Тип урока: работа с художественным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и  письмо.

Приёмы: чтение с остановками, прогнозирование, обращение к личному опыту учащихся, кластер, использование «тонких» и «толстых» вопросов.                                  

                                                          Ход урока.

Этапы урока

       Деятельность учителя

(указать содержание заданий и методические приёмы)

   Деятельность обучающихся

(вид деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

Вызов

1-Ребята, расскажите о своих любимых игрушках.

-Проходит время, на смену одной игрушке приходит другая. А где вы храните свои игрушки? Что с ними происходит, когда вы перестаёте с ними играть?

2 Активизация деятельности учащихся. Мотивация к дальнейшей работе.

Методический приём: рассказ предположение по ключевым словам.

-Прочитайте ключевые слова текста. Попробуйте предположить по заглавию, иллюстрации и ключевым словам, о чём будет текст. боксёрская груша, плюшевый мишка, не буду боксёром.

1 Краткие рассказы учеников о любимых игрушках.

Предполагаемые ответы: (игрушки хранятся в шкафу, на полке, живут в детской комнате; свои игрушки дети дарят младшим братьям, друзьям).

2. Предполагаемые ответы:

(Рассказ про мальчика, который увлекается боксом.

Рассказ про мальчика-боксёра и его игрушку плюшевого мишку.)

Ответы фиксируются на доске.

Методический приём «Бортовой журнал»: предположения по теме; новая информация- по ходу чтения текста.

Осмысление

1 Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией.

-Сегодня мы прочитаем рассказ В. Драгунского «Друг детства» и узнаем, что произошло с мальчиком и его любимой игрушкой.

Методический приём: чтение с остановками.

Фрагмент 1.

-Нашему герою 6 или 6 с половиной лет. Что вы можете сказать о нём?

-Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят?

-Почему именно «приспичило» , а не захотелось стать?

Фрагмент 2.

-Понял ли папа Дениску сначала? Можно ли кожаную   боксёрскую грушу считать обыкновенной? А вы её видели?

-Ты, спятил, братец,- сказал папа. Почему именно так ответил папа? Серьёзно он отнёсся к просьбе сына?

-Стой-ка, я кажется, что-то придумала,-сказала мама. А вы догадались. что придумала мама?

-Мама стала копаться в корзинке. А копаться- это как?

-Что же там можно увидеть?

-Что такое «утиль»?

Фрагмент 3.

Мама бросила мишку на диван. Почему именно бросила? Что он для неё? Почему мама называет его хорошим, отличным?

Фрагмент 4.

-Отчего мишка облезлый?

-Действительно с ним когда-то много играли. А относились к нему как?

-Я его  любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.

-А сейчас?

-Вот он сидит, смеётся разными глазами. Отчего он смеётся?

Фрагмент 4.

-Что произошло с Дениской, почему он задрал глаза к потолку?

-Какое чувство возникло у Дениски, когда он посмотрел на медвежонка?

-Почему он назвал его настоящим другом детства?

1 Читают, слушают текст используя предложенный учителем активный метод чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации.

Продолжается работа по методическому приёму «Бортовой журнал».

П.О.- Он наш ровесник.

«То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром»

-Очень захотелось, внезапно захотелось.

-Папа не понял о чём его просит сын и решил, что он просит грушу-фрукт.

Папа решил, что Дениска шутит.

-Мама придумала из чего можно сделать боксёрскую грушу (из подушки, из мишки)

-Долго , перебирая.

Ученики перечитывают строчки из рассказа, где перечисляются игрушки.

-Вещи очень старые негодные к употреблению.

-Мама видит в мишке не любимую игрушку детства, а замену боксёрской груши.

-С ним когда –то много играли.

-Заботились, он глаз потерял- пуговицу пришили.

-Мальчик растерялся, но чувствуется, что друг ему дорог как прежде.

-Может быть от радости встречи, что его вспомнили.

-Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна  помощь мамы, хочется, чтобы она слёз не увидела.

-Дениске стало жалко медвежонка.

Медвежонок и Дениска были неразлучны в раннем детстве, вместе играли, спали, слушали сказки-были настоящими друзьями.

Физминутка

Рефлексия

1 Помочь ученикам выработать собственное отношение к изученному материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»)

Методический приём: возврат к ключевым словам.

-Какие предположения вы выдвигали в начале урока? О чём этот рассказ?

-Почему же Дениска не смог  использовать игрушечного мишку вместо боксёрской груши?

2 Методический приём: заполнение кластера.

-Ребята, давайте составим портрет-описание Дениски и его медвежонка.

3 Практическое задание на закрепление и осмысление текста.

-В каком порядке происходили события в рассказе? Пронумеруй предложения.

Мама достала старого плюшевого мишку.

Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.

Дениска вспомнил своё детство.

Мальчик никогда не будет боксёром.

4 Методический приём: ответы на вопросы.

-Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке? Выбери и подчеркни наиболее точное слово.

Мальчик почувствовал любовь, жалость, заботу, печаль.

.

1Подведение итога приём «Бортовой журнал». Соотнести «новую» информацию со «старой» используя новые знания.

-Этот рассказ о настоящем друге.

-Медвежонок был его настоящим другом детства и он не смог его превратить в боксёрскую грушу.

2 На доске составляется кластер. Дениска: мальчик, 6 лет, любит метать, ищет себе профессию, добрый, ценит настоящую дружбу, любит свои игрушки.

Медвежонок: плюшевая игрушка, облезлый, старый, потёртый, с разными глазами, любимый, настоящий друг.

3 Работа ведётся в парах.

1 Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.

2 Мама достала старого плюшевого мишку.

3 Дениска вспомнил своё детство.

4 Мальчик никогда не будет боксёром.

4 Индивидуальная работа.

(Мальчик почувствовал любовь)

Домашнее задание: нарисуй плюшевого мишку таким, каким его описал В. Драгунский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование современного урока в начальной школе.

Моделирование современного урока в начальной школе. Материалы для доклада на конференции. Презентация в разделе " Презентации"...

Презентация "Моделирование современного урока в начальной школе"

Презентация " Моделирование современного урока в начальной школе"...

Статья на тему "Моделирование современного урока"

В статье содержатся рекомендации по моделированию современного урока в начальной школе в свете стандартов II поколения и сособенности структуры уроков в начальной школе в соответствии с ФГОС. Дан...

Презентация "Моделирование современного урока в начальной школе"

Презентация была подготовлена для выступления на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...