Анализ текста: основная мысль и стиль.
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Проскурякова Лариса Владимировна

Данную работу можно использовать для уроков литературного чтения с 2-4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opredelit_osnovnuyu_mysl_teksta.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить основную мысль текста

Умение определять основную мысль текста относится к числу важных учебных умений. Ведь от него зависит скорость понимания и качество усвоения текста. Все возрастающий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Умение быстро выделить основную мысль позволит каждому снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следовательно, облегчит работу. Для этого понадобится совсем немного – запомнить несколько типовых вопросов, которыми нужно задаваться, читая текст по абзацам.

        1. Определите тему текста, отвечая на вопрос: «Что интересует автора текста?» Ответ на этот вопрос приходит легко, как само собой разумеющееся, особенно, если тема отражена в заголовке прямо. Когда же название использует метафору, определяйте тему, читая текст по абзацам. Исходите из того, что тема — это обозначение предмета речи (о чем говорится в тексте, о каких жизненных явлениях, вопросах), а основная мысль это отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого.

2. Определите, какую задачу ставит автор текста. Задайтесь вопросом, что хотел сказать автор по выбранной теме? Хотел ли он передать информацию, выразить свое отношение к проблеме или акцентировать внимание на злободневной проблеме.

3. Обратите внимание, в чем своеобразие авторского восприятия? Каким образом автор выражает оценку предметам или явлениям, привлекшим его внимание? Освещение круга проблем с авторской позиции и есть основная цель и идея текста.

4. Ответьте на вопрос, почему автор считает именно так? Какие аргументы приводит автор в обоснование своей позиции? Читая текст, обращайте внимание на главные слова в предложениях. Учитывая, что тексты пишут с использованием различных приемов убеждения, или художественных приемов создания яркости и образности текста, можно отделить второстепенные слова от главных, несущих смысловую нагрузку. Тем самым упрощается выделение основной мысли.

5. Наконец, определите какие выводы делает автор? Основная мысль в тексте может быть оформлена как некий авторский вывод, к которому автор подводит и читателя. При ответах на вопросы опирайтесь на те речевые средства, которые использует сам автор. Иначе говоря, цитируйте, если вы выполняете учебную или аналитическую работу, это позволит вам не быть голословными. И наоборот, формулируйте основную мысль своими словами – для себя, для ускорения собственного понимания и запоминания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Конспект урока риторики по теме: "Тема и заголовок текста. Основная мысль текста."

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект...

Тема текста. Основная мысль. Заголовок текста.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ.   УРОК ТВОРЧЕСТВА...

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Текст. Основная мысль текста.

Тема урока: Текст. Основная мысль текста. Цель урока: наблюдать за текстами, определять основную мысль текста...

Работа с текстом. Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.

Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном, важный элемент содержания обучения. В работе представлены различные приёмы работы с текстом. При выполнении заданий активизируются и разв...

Технологическая карта урока по русскому языку "Заголовок, тема, основная мысль текста; их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста на основе зрительного восприятия" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения определять тему и основную мысль повествовательного текста, его композицию.Задачи урока:Дидактические:1. Учить обучающихся верно определя...