Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок)

 

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Дать характеристику главного героя, найти  его положительные черты, отрицательные  и причины их повлекшие.

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

 

Оборудование:  учебник, карандаш, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_3kl.doc260.5 КБ
Office presentation icon kot-voryuga.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Беляева Людмила Николаевна                МОУ СОШ №27

Литературное чтение

Раздел №2. Летние приключения и путешествия.

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок)

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Дать характеристику главного героя, найти  его положительные черты, отрицательные  и причины их повлекшие.

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

Оборудование:  учебник, карандаш, раздаточный материал.

Ход  урока.

I этап – самоопределение   деятельности  ( организационный момент).

Как называется наш урок?

Чему учимся на этих уроках?

II этап  -  актуализация знаний.

Слайд 1

Произведение, какого автора мы начали изучать?

Какое это произведение по жанру? Докажите.

Как называется рассказ?

Сколько слов в заглавии?

Какое слово первое?

Кот  и  в сказках, и в колыбельных, и  в стихах. Кот является одним из  важных животных в жизни человека. С ним связано много пословиц, поговорок, примет.

Слайд 2

Игра « Договори »

- Кошка умывается -                                        гостей намывает.

- Кошка помогает человеку избавиться от        многих болезней.

- Доброе слово                                                и кошке приятно.

- Не всё коту                                                масленица.

- Чёрная кошка перешла дорогу                        ожидай неприятностей

Слайд 3

2 слово- Ворюга

Какие это слова?

Какой оттенок у слов?

Итак: К. Г. Паустовский в своём произведении поведал нам о коте.

Слайд 4

III этап - Наша задача сегодня: (постановка проблемы)

  1. Проследить, как меняется кот на протяжении всего рассказа. Почему?
  2. Определить главную мысль этого произведения.

IV этап - Проверка домашнего задания

Вы все любите играть. Вот и сейчас мы немного поиграем.

Нам надо выбрать 3 человек: кота, автора, художника.

  1. Кот- пересказ произведения от 1 лица
  2. Автор -  краткий пересказ  произведения от 3 лица
  3. Художник работает с рисунками, которые вы приготовили дома. Его задача: разделить рисунки, которые вы делали дома на 2группы: кот  в начале произведения  и  в  конце.

Остальные слушают и пытаются определить, чей рассказ был убедительнее.

У троих карточки с индивидуальной работой и 3 работают с тестом на компьютере по проверке знания текста (Тест в папке к презентации)

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Ты внимательно читал? (Вставь пропущенные слова)

Фоторобот.

( Сколько здесь героев? Найди  и напиши)

Найди эпитеты и олицетворения

Дом был -------. Он стоял в _-------- саду.

Каждую ночь нас будил стук----------

 яблок. Чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать----------тропинки в--------- ------------- травах.

Ухо рваное, объевшийся рыжий, бесстрашный, ловкий, порванный хвост, растянулся и захрапел, лежал в припадке, голенастый

Эпитеты олицетворение


----------             ------------------


--------      ----------

Кот

--------        ---------

--------        ----------

---------       -----------

Vэтап - решение проблемы

Мы выслушали обе стороны, выслушали мнение друг друга по поводу того, кто был убедительнее. И сейчас  попробуем ответить на 1 вопрос, который мы поставили в начале урока.

Прочитайте его.

Открыли учебники на странице 74.

Вам предстоит поработать самостоятельно по вариантам.

1вариант - подчёркивает слова, которые рисуют портрет кота в начале произведения : глаза, хвост, внешний вид, уши  и т д )

2 вариант - подчёркивает слова, которые  показывают поведение кота (его действия).

Слайд 5

Проверка с/р

Как думаете, благодаря каким приёмам Паустовскому удалось так точно зрительно описать кота?

( Благодаря эпитетам, олицетворению автор рисует образ нахального  кота)

Проверка по карточке №3

Итак: на первый взгляд наш герой отрицательный, его надо наказать, осудить, принять меры.

А как автор к нему относится?

 У него сначала изумление, удивление, а в конце восхищение. Ведь кот, от которого не ждали  ничего хорошего, совершит благородный поступок.

А что же побудило кота на столь внезапное  проявление благородства?

 Прежде чем мы ответим на этот вопрос, немного отдохнём

Слайд 6-7

Физминутка

Продолжаем. Вспомним вопрос:

Что же побудило кота на столь внезапное  благородство?

( платит добром за добро, его накормили, пытались перевоспитать.)

Кто же из всех героев произведения оказался мудрым? (мальчик)

Почему?

(Он понимает, что наказание- кота не исправит и предлагает путь добра)

Давайте посмотрим, что же из этого вышло.

Работаем с текстом по вариантам с карандашом.

2 вариант - подчеркнуть слова, которые рисуют портрет кота в конце  произведения

1 вариант - слова, которые рисуют  поведение кота в конце произведения

 Проверка.                                        Слайд 8

Вспомним поведение кота вначале произведения и посмотрим на поведение кота в конце.

Слайд 9

Вспомним внешний вид кота вначале и в конце рассказа.

Слайд 10

Почему в тексте не показано как изменился кот внешне?

(Это - неважно. Важно другое – поведение. Теперь он не только сам соблюдает правила поведения, но и требует этого от других. Оставшись котом, он всю силу воли направил на добрые дела. И в рассказе кот не сказочный, а самый обыкновенный)

Вспомним наши задачи урока.

На первый вопрос, поставленный перед нами вначале урока, мы ответили.

Теперь вспомним 2 вопрос и попытаемся на него ответить.

Какая главная мысль писателя скрыта в чудесном превращении кота - ворюги?

Слайд 11

Для этого поработаем в группах. Вы получите карточки, на которых написано 3 высказывания. Вам надо выбрать то, в котором главная мысль и доказать.

1

Человек должен любить животных и заботиться о них

2

« Собака бывает кусачей только от жизни собачей»

3

« Ты  всегда в ответе за тех, кого приручил» Экзюпири

Слайд 12

Проверим следующим образом:

1 группа: защитилась, открывает любые 3 слова.

2 группа: защитилась, открывает любые 3 слова.

3 группа: защитилась, открывает любые 3 слова.

Вы все правильно отвечали , но всё таки – какая группа дала верный ответ?

Молодцы.                                                                        

Вернёмся к нашим задачам.          

Мы ответили на поставленные вопросы?

Проверка работы художника и по карточкам №1 и № 2

V этап - рефлексия

Чему учились сегодня на уроке?

С какими трудностями встретились?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем надо поработать?                        

                                                               Слайд   13                            

Как вы оцениваете свою работу в классе?

Чьи ответы вам сегодня на уроке помогали?

Оцените себя                              слайд

VI этап - Домашнее задание.

Слайд 14

Рекомендуете ли вы своим друзьям прочитать это произведение?

Попробуйте дома сделать рекламу этого произведения.

Слайд 15


Литературное чтение

Раздел №2. Летние приключения и путешествия.

Тема: Какие они - настоящие изыскатели?

(С. Голицын «Сорок изыскателей», глава четвертая)

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Продолжить работу по формированию читательских способностей, умению вести диалог с автором, расширять словарный запас детей;

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

Оборудование:  учебник, карандаш.

Ход урока

1 этап- этап самоопределение деятельности (организационный момент)

- Как называется урок?

- Чему мы учимся на наших уроках?

- Какое из прочитанных произведений вам понравилось больше всего? Почему?

- О чём вы бы хотели ещё прочитать?

2 этап - Проверка домашнего задания.

Как называется 1 раздел? ( Прощание с летом)

Посмотрите на предметы и скажите, кому и для чего они необходимы?

Слайд 1 - 2

О каком времени года они напоминают? Почему?

Вспомните тему нашего сегодняшнего раздела. ( Летние приключения)

Кто из вас любит приключения, путешествия?

Вспомним, что такое путешествия и приключения.


Слайд 3

Путешествовать

Быть в пути, в дороге, идти или ехать в даль

Путешествие

Странствование, ходьба или езда по чужим местам

Путешественник

Тот, кто находится в пути, много ездит или ходит.

С какой целью люди отправляются в путешествия?

Каким может быть путешествие?

А как вы думаете кто самый большой любитель путешествия?

Какое произведение о путешествиях мы начали изучать?

Чем привлекло ваше внимание это произведение?

Прочитайте понравившиеся фрагменты. Объясните, почему выбрали именно этот фрагмент.

Работа с текстом до чтения.

Слайд 4

Послушайте песню

Люди идут по свету.        Но с дымом сливается песня,

Им вроде немного надо:        Ребята отводят взгляды.

Была бы прочна палатка        И шепчет во сне бродяга

Да был бы нескучен путь.        Кому-то: «Не позабудь!».

  • Мы прослушали одну из любимых песен путешественников, туристов, которых манят дороги, которые бродят по свету в поисках открытий.
  • Всегда ли путешествие, поход - только приятное, увлекательное занятие? (Нет, очень часто оно опасное, на пути встречаются преграды, нужно преодолевать трудности.)
  • Тогда какие качества человека особенно ценятся в походе? (Знания, смелость, трудолюбие, взаимовыручка, смекалка и т.д.)
  • Вы дочитывали дома главу 4-ю. Какие же первые трудности и неприятности поджидали наших героев? (Доктор расстроен: ему придется рассказывать о своих «путешествиях»; надо самим готовить обед; Соня и Галя забыли ложки; гроза ночью в лесу.)

        Работа с текстом во время чтения.

1.          Выборочное   перечитывание  главы 4-й.

Цель работы: понаблюдать за героями, за тем, как они себя ведут в разных ситуациях, и решить, кого из них можно назвать настоящими изыскателями.

2.        Комментарии к  части 2й
1-й абзац

-        Как видим, мальчики, невзирая на все «не», уже что-то задумали. Что же? Читаем дальше.

2-й абзац

  • Что такое тактика? (Средства и приемы достижения цели.)
  • Почему бы им просто не говорить обо всем этом на ходу? (Нет, в этом вся прелесть, весь секрет  вести мужские разговоры обстоятельно, важно, без девчонок и взрослых.)

Обратите внимание: ребята обсуждают книги  об изыскателях.

3.        Чтение учителем 3-й части.

Обратите внимание на ситуацию: растерянность доктора, снисходительность Магдалины Харитоновны.  Почему?

4.        Чтение 4-й части. Мотивация к чтению:

-        Вот и первая остановка на отдых. Вы помните, как ребята распределяли обязанности между собой. Теперь настало время проявить свои способности и показать свои знания. Важной особенностью приключенческого жанра является познавательность, любое дело - даже кашу сварить - нужно делать с умом. Поэтому я попрошу вас быть внимательными при чтении. Понаблюдаем за изыскателями и попробуем найти практические советы тем, кто отправляется в поход.

Прочитайте текст  про себя, не забывайте при этом следить за героями, за их поведением, отношением друг к другу, за их речью.

  Работа с текстом после чтения.

1.        Беседа.

  • Какие же секреты походной жизни вы обнаружили? (Располагаться нужно только возле источника воды. Для костра необходимы сухие ветки. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке. Кашу можно варить аргентинским способом. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев. Червей лучше запасти еще дома...)
  • А как вы думаете, откуда у наших героев такие познания? (Вычитывают в книгах, как Витя Большой, общаются со взрослыми, смотрят передачи и т.д.)
  • О ком из ребят вам хочется сказать, что в них вас порадовало или огорчило? (Появилась Люся - она, наверное, вожатая отряда, потому что всегда командует. Но ее уважают, хотя Витю она обидела. Могла бы по-другому объяснить. Близнецы просто молодцы, настоящие специалисты, и умеют дружить. А Витя Большой - настоящий Знайка! Вот только обиделся зря: в походе лучше не экспериментировать... Огорчил Индюшонок, он снова без дела, гуляет руки в брюки, всем недоволен, критикует. Критиковать - осуждать, указывать на недостатки.)

2.         Самостоятельная  работа по вариантам:

 1-й вариант перечитывает части  5-6,

 2-й  вариант перечитывает части 6-7.

Задание: проследить за поведением и характерами героев и найти
советы туристам.

Проверка самостоятельной работы

3.        Герои повести, портреты и характеры.

-        На протяжении всей работы с текстом мы вели вместе с доктором наблюдения за ребятами, присматривались к ним, давали оценку поступкам.

Проведем небольшую игру «Узнай героя». Я буду называть некоторые детали портрета героя или черты его характера, а вы назовете его имя.

                                                                  Слайд 5

Игра «Узнай героя»

а) У нее голубые глаза, крошечный чуть вздернутый носик, учится на четверки, любит покушать. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык. Она одна была одета не по-походному. Она общительна и весела. Умеет хранить секреты и хочет стать настоящим изыскателем. Напрасно кое-кто записывал ее в тюфяки. (Соня.)

б)        Этот любопытный высокий мальчик воодушевил ребят на поиски
портрета, он серьезный и важный, любит читать, его каша по-аргентински наверняка была бы вкусной, но девчонки всему помехой, потому-то
он их недолюбливает. (
Витя Большой.)

в)        Ее сравнивают с гордой красавицей. Она хрупкая, с огромными задумчивыми глазами и большим белым капроновым бантом на затылке.
(Галя.)

г)        Это юркий, с облупившимся носом, костлявый, самый маленький
турист. Он очень любит задавать невероятные вопросы, но, к счастью,
не требует на них ответа. Ему разрешили понести настоящий геологический рюкзак, но даже это не мешало ему мчаться за бабочкой или
лезть в болото.
(Перец.)

д)        Об этих парнях нельзя говорить отдельно, они самые ловкие, самые
быстроногие, черноволосые и черноглазые. Они легко могут разжечь
костер и покажут себя настоящими рыцарями. А что до ссоры - то это
ненадолго.
(Женя и Гена - близнецы.)

4.        Обобщающая беседа.

а)        Кого из ребят и взрослых, героев повести, вы бы назвали настоя-
щими изыскателями? Почему?

б)        Может ли быть изыскателем человек, если профессия у него -
самая обычная (например, детский врач)?

в)        Как вы думаете, для чего С. Голицын написал свою повесть?
Только ли она для детей? Какие главные мысли вы можете выделить?
(Каждый, если постараться, может стать изыскателем. Взрослые
должны дружить с детьми, доверять им, уважать. Люди должны
помогать друг другу. Призывает детей сохранять прекрасное, учит
жизни, самостоятельности. Показывает, как много можно взять из книг...)

5. Подведение итогов.

  • Мы прочитали начало повести.
  •  Хочется ли читать дальше? Почему?
  • Можно ли предположить, как закончится повесть?

 Рефлексия

Чему учились сегодня на уроке?

С какими трудностями встретились?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем надо поработать?

Как вы оцениваете свою работу в классе?

Чьи ответы вам сегодня на уроке помогали?

Кто почувствовал себя на уроке исследователем?

6 Домашнее задание.

Задание 3 (с. 4) в «Тетради по литературному чтению» (письменно).


Литературное чтение

Раздел №2. Летние приключения и путешествия.

 Тема: Обобщение по разделу 2 «Летние приключения и путешествия».      Проверочная работа.

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Проверить знания, умения и навыки по пройденному разделу

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

Оборудование:  учебник, карандаш.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Обобщающая беседа.

  • Как называется раздел, произведения из которого мы читали?
  • Что объединяет все произведения этого раздела?

-        Какие по жанру произведения собраны в разделе? Все ли произведения даны целиком?

  • Все ли произведения написаны нашими соотечественниками?
  • Какое произведение особенно заинтересовало? Почему именно оно?

-        Какую книгу читаете сейчас? Оправдались ли ваши предположения, связанные с ней?

3. Отгадывание кроссворда.

Презентация

  1. Первоначальная кличка кота Милиционера. (Ворюга)
  2. Имя мальчика, который создал свою команду и тайный штаб на чердаке сарая в глухом саду. (Тимур)
  3. Название реки, где изобилие рыбы и ловятся «жирные окуни», которых стащил «кот - бродяга и бандит». (Прорва)
  4. Морская «профессия» - опасная и романтическая, в представлении Насти, и «великолепное поприще», способное прославить имя, в представлении Тома Сойера. (Пират)
  5. Таинственный мастер далекой северной страны Шотландии, чей хриплый кашель раздается иногда в старом доме. (Гальвестон)
  6. Благородный разбойник, герой старинных английских баллад, обитатель Шервудского леса. (Робин Гуд)
  7. Герой Даниэля Дефо, властелин необитаемого острова, чье умение запекать рыбу в глине пригодилось участникам похода за неизвестным портретом. (Робинзон)
  8. Автор повести о детях и взрослых, история которой началась с непродуманной подмазки сковороды. (Голицын)
  9. Писатель, благодаря которому происходят маленькие чудеса в старом доме. (Паустовский)
  10. Название реки, куда так рвались из душной Москвы мальчишки.
    На ее берегах можно было провести и «блаженные минуты» дня, и «волшебную ночь».
    (Ока)



  1. Писатель, придумавший игру в «хороших людей». (Гайдар)
  2. Черный Мститель Испанских Морей. (Том Сойер)
  3. Писатель, настоящее имя которого Сэмьюэл Лэнхорн Клеменс. (Марк Твен)
  4. Автор строчек: «Не знаю, что я встречу, но я ношу с собой один патрон - с картечью, другой патрон - с мечтой». (Юлий Ким)
  5. Он пригласил нас в «дебри «Кара-Бумбы», раскрыл тайну женьшеня и помог замечательно отдохнуть на берегу Оки вместе с героями своей повести. (Иосиф Дик)

  • Клеточки все заполнены, кроссворд разгадан. Прочитайте приветствие, которое получилось по горизонтали. (Виват, изыскатели)
  • Виват - латинское слово, которое употребляли для приветствия, для прославления подвигов... (Да здравствуют изыскатели! Ура, изыскатели!)
  • Кто же такие изыскатели?
  • В какой повести мы впервые встретились с этим словом?
  • Кого из героев книг этого раздела вы бы назвали изыскателями?

4. Проверочная работа по разделам 1 и 2 (работа выполняется на листах из «Тетради по литературному чтению»).

Задание 1 проверяет знание писателей и их произведений, умение соотнести имя писателя и название его произведения.

Задание 2 проверяет знание авторов книг и героев их произведений.

Англичанин Павля

Мальчик

В. Драгунский

Степан

Кот

К. Паустовский

Том Сойер

Мальчик

М. Твен

Горлач

Петух

К. Паустовский

Милиционер

Кот

К. Паустовский

Фунтик

Собака (такса)

Э. Успенский

Матроскин

Кот

К. Паустовский

Задание 3 проверяет умение определять жанр произведения.

 «Сорок изыскателей»                                        

Повесть

«Отважный охотник»

Стихотворение

«Приключения Тома Сойера»

Роман

«Англичанин Павля»

Рассказ

«Дядя Федор, пес и кот»

Повесть

Задание 4 проверяет знание текста произведений 2-го раздела.

а)        С. Голицын «Сорок изыскателей».

б)        Б. Емельянов «Игра».

в)        И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы».

г)        К. Паустовский «Жильцы старого дома».

Задание 5 проверяет общее понимание темы разделов 1 и 2 (лето, летние путешествия и приключения).

Варианты продолжения могут быть разными, например: лето, изыскатели, друзья, природа, приключения, открытия и т.д.

Задание 6 проверяет умения связной письменной речи.

Рефлексия

Какое задание было самым интересным?

Какое задание вызвало трудности?

О чём бы вы ещё хотели прочитать в данном разделе?

Домашнее задание на данном уроке не предусмотрено в соответствии с САНПИНОМ

Город  Озёрск      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок с использованием ИКТ "Сравнение богатырской сказки и былины"

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и...

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу С. Голицына «Сорок изыскателей»

Тема: Какие они - настоящие изыскатели?(С. Голицын «Сорок изыскателей», глава четвертая)Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Продолжить работу по формированию...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., учебн...

Урок с использованием интерактивных средств обучения. Приложение. Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ» (2 класс) УМК "Школа России"

Тема  урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ»   УМКШкола РоссииПредметЛитературное чтениеУчебно-методическое обеспечениеКлимановаЛ.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.,...

Урок в первом классе. Предмет "Обучение грамоте". (Комбинированный урок.) Тема: "Письмо букв, слогов,слов с изученными буквами. Закрепление."

Закрепление каллиграфических навыков написания букв А, О, У, Ы, В. Выделение звуков, обозначаемых этими буквами, из написанных слов. Применены различные методические приёмы развитя речи, усвоения прав...

Конспект урока по логопедии "Составление описательного рассказа с использованием сенсорно-графического плана"

Конспект урока согласно ФГОС для детей первого класса коррекционной школы...

1 класс. Урок обучения грамоте. Упражнения в чтении слов и предложений с буквами Р,р (комбинированный урок).

Комбинированный урок обучения грамоте и письма при реализации АООП 2.2 (слабослышащие дети)...