Комбинированный урок с использованием ИКТ "Сравнение богатырской сказки и былины"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и отличие.

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы.

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chtenie_3kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Людмила Николаевна                МОУ СОШ №27

Литературное чтение

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

Обучающая:

  • Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и отличие.

Развивающие:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Находить ответы на поставленные нестандартные вопросы.

Воспитывающая:

  • Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение
  • Приобретать навыки корпоративной работы

1 слайд

Ход урока:

2 слайд

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

3 слайд

Прочитайте поговорку.

Славна земля богатырями русскими.

Определите, какое слово главное. (Богатыри).

О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Верно.

                    Широко ты, Русь, по лицу Земли

                    В красе царственной развернулася

                    У тебя ли нет богатырских сил,

                    Старины святой, громких подвигов?

                    Уж и есть за что, Русь могучая,

                    Полюбить тебя, назвать матерью,

                    Стать за честь твою против недруга,

                    За тебя в нужде сложить голову!

- Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?

- О какой Руси говорится в стихотворении?

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на  ее защиту. В стихах, песнях, пословицах прославляли любимую Родину.

4 слайд

У вас листочки с половинками пословиц. Соберите пословицы.

Своя земля и

Чужбина – калина

На чужой сторонушке

Для Родины своей ни сил

Родина мать

5 слайд

Проверка

6 слайд

Но не только сказки песни стихи  пословицы слагал народ, но и сказки и былины. Как это всё называется? ( УНТ)  

7 слайд

Какой раздел устного народного творчества мы изучаем?

Почему Богатырские?

Кто такой богатырь? Где можно найти значение слова?

Прочитайте, как слово объясняется:

7 слайд

Богатырь 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

7  слайд

        2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

Сколько значений у этого слова?

Что можем о нём сказать?  (Многозначное).

8   слайд

Попробуйте из ряда слов подобрать синонимы  

Силач,  лентяй,  воин, защитник,  глупец,  витязь

9 слайд

Интеллектуальная разминка    

1. Продолжи фразу.

- Былины – это …………(см. презентацию)

-Сказки - это …………(см. презентацию)

-Сказки начинаются с зачина, а былины с ………. (запева)

-Зачин в сказке погружает нас в атмосферу волшебства и магии, а запев былины …….(в реальный земной мир)

-Былинные герои – это…………(см. презентацию)

10 слайд

Учебник

Какой раздел мы изучаем?

Мы прочитали 2 произведения.

Назовите   1 произведение.                      Кто автор?

Назовите   2 произведение.                      Кто автор?

Вспомним 1 произведение из устного народного творчества.

Сказка про Илью Муромца.

Как начинается сказка?  (Жили- были…) Что это в сказке? (Зачин).

Где происходят действия?

Как звали отца Ильи?

Как звали мать Ильи?

Почему у них не было фамилии. О чём это говорит? (О древности).

Казалось бы, надо радоваться, родился сын, но родители огорчены. Почему?

Сколько лет так прожил Илья?

Кто помог?

Какое чудо сотворили?

Найти и прочитать наказ.

Как родители узнали о силе сына?

Илья забыл наказ странников?

Какой наказ дали родители?

На что обратили внимание? (Таким должен быть богатырь)

2 произведение.

Как называется?

Кому трудно было её читать? Почему?

Кто автор?

Автор известен? Почему?

Былина от какого слова? (быль, было)

Как исполнялись былины? (плавно, нараспев)

Какой отрывок вам показался самым интересным? Почему?

Прочитать понравившийся отрывок.

Ну а теперь главный вопрос.   Как отличить где сказка, а где былина?

Сейчас приступят к работе 3 группы лингвистов.

1 группа: изучает языковые особенности.

2 группа: изучает языковые особенности.

3 группа: изучает композиционные особенности.

У каждой группы по два помощника, которые работают индивидуально по карточкам.

Проверка по слайду работы групп и проверка индивидуального задания.                  

11 слайд

Вывод:

1. Чего больше общего или различного

2. Почему они отличаются?  (Былина «было», но давно и о героях рассказывали с преувеличением. Как называется такой приём? А в сказках сюжеты и действия, как правило, выдуманные).

3. А для чего мы это изучаем? (О русских богатырях)

12 слайд

Рефлексия

Чему учились сегодня на уроке?

С какими трудностями встретились?

Удалось ли их преодолеть?

Над чем надо поработать?

Как вы оцениваете свою работу в классе?

Чьи ответы вам сегодня на уроке помогали?

Д/з

1 ряд - О богатырях Древней Руси.

2 ряд - О богатырях Великой Отечественной войны.

3 ряд - О богатырях сегодняшних дней.

Родина – малина

Умей за неё постоять

Ни сил ни жизни не жалей

И в горести мила

Рад своей воронушке

Город Озёрск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти  его положительн...

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу С. Голицына «Сорок изыскателей»

Тема: Какие они - настоящие изыскатели?(С. Голицын «Сорок изыскателей», глава четвертая)Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Продолжить работу по формированию...

Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи....

Урок литературного чтения для 2 класса по теме "Былины и богатырские сказки"

В данном материале представлен конспект и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: Былины и богатырские сказки.Тип урока: обобщающийЦели ур...

Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"

Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.Тема урока " Былины и богатырские сказки".

laquo;Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о побе...