Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

 конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения,

проведенного во 2-А классе

 учителем ГБОУ СОШ №459

Дубковой Наталией Васильевной

       Ф.И.О.  Дубкова Н.В.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тип урока: обобщающий урок

Технологическая карта изучения темы

Тема

 «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)

Цели

Цели урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
  • Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
  • Обучать коллективной работе, работе в микрогруппах, приобщать к фактам исторической действительности.

Формировать УУД

Личностные:

- проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные:

- находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

- умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

- находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

        

Коммуникативные:

- оформляет свою мысль в устной речи;

- обосновывает высказанное суждение;

- способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;

- осознанно читает вслух и «про себя».

Оборудование:

  • Выставка книг о богатырях;
  • Детские рисунки «Сказочные богатыри»;
  • Книга для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - 2 класс, 1 часть, с. 181 - 218;
  • Тексты отрывков произведений: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алёша Попович и Тугарин», «Три поездки Ильи Муромца», «Добрыня и Змей»;
  • Карточки с заданиями для работы по группам;
  • Мультимедийная презентация.

Межпредметные связи

Окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Е.В. Бунеева  учебник

- презентация «Былины и богатырские сказки»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Слайд 1 - «Гусляры».

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.

Слайд 2 – «Три богатыря».

- Высока ли высота поднебесная,

Глубока ли глубина океан – моря

Быстры – светлы реки русские

А и сильные, могучие,

Богатыри на славной Руси.

Садятся на места, настраиваются на урок.

Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.

Сообщение темы и целей урока.

- Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем?

(«Сказочные богатыри»)

- Кому посвящены произведения  этого раздела?

(богатырям)

- Сегодня на уроке – обобщение по разделу «Сказочные богатыри». Ребята, какова цель урока? Мы сегодня подведем итог наших знаний.

Отвечают на вопросы

Цель  урока – обобщить  знания о былинах и богатырских сказках, вспомнить все, что узнали о богатырях и подвигах, подготовиться к проверочной работе по разделу.

Цель: вспомнить изученный материал, приготовить учащихся к обобщению материала.

Проверка домашнего задания

- Проверим домашнее задание. Группа  ребят к уроку приготовила выразительное чтение отрывка из прочитанных нами произведений. Послушаем желающих. Ребята, а вас я попрошу слушать внимательно. Предлагаю вам отгадать: 1) из какого произведения был прочитан отрывок; 2) определить жанр произведения.

- Другая группа ребят выполнила иллюстрации к прочитанным произведениям. Кто желает продемонстрировать свою работу?  

Читают  3 – 4 ребенка. Остальные отгадывают, из какого произведения данный отрывок

 и оценивают чтение.

Демонстрируют свои работы 3 – 4 ученика

Цель: проверить уровень домашней подготовки, умение ориентироваться в изученном разделе, учить взаимооценке.

Обращение к выставке «Славна богатырями земля русская», рассматривание детских работ.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали богатырские сказки и былины. Кто может дать определение, что такое былина?

Слайд 3 – определение былины и иллюстрации богатырей.

(выдержка из авторского текста:

«Былины название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами»)

- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины?  (исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте)

- Что общего у былин и богатырских сказок?

(и былины и богатырские сказки 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи, 3) троекратный повтор, 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству)

- А чем отличаются былины от богатырских сказок?

(Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе)

- Кто был героем русских былин?

 (богатыри)

- Назовите, каких богатырей вы знаете.  (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…….)

- С какими русскими богатырями мы познакомились, читая раздел «Сказочные богатыри»

(Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- А кто такие Дыйканбай и Назнай?

(богатыри других народов – киргизского и дагестанского)

Отвечают на вопросы.

Цель: повторить определение былины, исполнителей былин и героев.

Физкультминутка

Слайд 4 – текст физкультминутки)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Выполняют упражнения.

Цель: обеспечить кратковременный активный отдых во время урока.

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

- О каких подвигах богатырей вы знаете?

(Защищали родную землю от врагов, стоят на страже границы)

- С кем сражались богатыри?

(Сражались с врагами – соловьём-разбойником, Тугариным и т.д.)

Слайд 5 -8 – тексты произведений, которые читают дети.

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать самостоятельно новые небольшие отрывки из былин и богатырских сказок, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах русских богатырей. При чтении определите,  какие черты присущи богатырям?

(дети читают про себя или вполголоса по1 отрывку  из 4 разных произведений – предлагаются  тексты разного уровня сложности)

Отвечают на вопросы.

Читают отрывки из четырех разных произведений.

Цель: повторить подвиги богатырей, врагов, против которых сражались богатыри.

Учить анализировать, рассуждать, обобщать.

Групповая работа.

- А сейчас, чтобы вам было легче ответить на вопросы по тексту, я предлагаю вам объединиться в дружины и отправиться на заставу.

Богатыри в красной одежде отправляются на красную заставу, в синей одежде – на синюю, в зеленой – на зеленую, в фиолетовой – на фиолетовую.

(дети объединяются в группы – дружины, где совместно обсуждают ответы на вопросы и составляют рассказ о прочитанном, вписывая слова в заранее приготовленный текст:

Слайд 9 – вопросы для групп:

1) Отрывок из какого произведения вами прочитан?

2) К какому жанру отнесете это произведение?

3) Кто главный герой?

4) С кем сражается богатырь?

5) Каковы главные черты характера богатыря?)        

Мы прочитали отрывок из произведения «__________________________________».

По жанру – это ________________ . Главный герой – богатырь ___________________________ . Он сражается с ______________________________.  Его главные черты ________________________________________________________.

- Послушаем каждую дружину. Ваш ответ вы можете зачитать.

(дети зачитывают ответы)

- Ребята, а какая черта объединяет всех богатырей?  (огромная сила, удаль, храбрость, любовь к Родине)

Объединяются в группы, обсуждают содержание прочитанного, составляют текст – ответ.

Цель: повышение учебной и познавательной мотивации, снижение уровня тревожности.

Викторина.

- Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу силушку вашу великую. А не хотите ли вы, дружины, помериться силами?

Слайды 10 – 14 с вопросами викторины.

Предлагаю вам викторину по прочитанным произведениям.

(каждой группе задаются вопросы, ответы оцениваются жетончиками с изображением богатырского коня)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. «Назови произведение»

- В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру.

(«Сказка про Илью Муромца»)

- В этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудищами.

(«Дыйканбай и дэв»)

- Герой этой сказки – очень странный богатырь… («Богатырь Назнай»)

- Былина про двух русских богатырей.

(«Илья Муромец и Святогор»)

2. «Бюро находок». – Кому принадлежат эти предметы?

  • Сабля с замечательной надписью

               (Богатырю Назнаю)

  • Чаша в полтора ведра.

               (Илье Муромцу)

  • Очень большой карман

               (Святогору)

  • Гора золота

               (Дыйканбаю)

3. «Узнай по описанию»

- Был он отважным охотником…

(Дыйканбай)

- Родом из Дагестана, очень везучий человек.

(Богатырь Назнай)

- Сидит, как столб; ноги, как плети.

(Илья Муромец)

- Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец

(Святогор)

4. «Где это было?»

- В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве)

- Где стояла богатырская застава, на которой атаманом был Илья Муромец?

(под Киевом, в степи Цицарской)

- Откуда родом Илья Муромец?

(Из города Мурома, из села Карачарова)

- По каким горам ездил Святогор – богатырь?

(По Араратским)

5. «Трудные слова»

  • Визирь        (царский советник)
  • Дэв              (великан, чудовище)
  • Сыть            (еда, пища)
  • Шелепуга    (плеть, кнут)

(подсчитывается количество жетончиков, благодарность дружинам)

(Детям предлагается занять свои места)

Обсуждение в группах и ответы на вопросы.

Обобщение и систематизация понятий.

Слайд 15 – доспехи и оружие.

- Богатыри – это, в первую очередь, воины. И вооружены они как воины того времени.

- Назовите доспехи и оружие богатырей, которые находятся на ваших партах

(щит, шлем, меч)

- Какие ещё доспехи и оружие богатырей вы знаете?

(копьё, топор, палица, лук и стрелы, кольчуга и т.д.)

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило и оберегом.

Домашнее задание.

Слайд 16 – домашнее задание.

- Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите тот предмет, где  написано задание, которое вы хотели бы выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета сдайте мне.

Задание на дом:

Меч – найти и прочитать удмуртскую богатырскую сказку.

Шлем – написать небольшое сочинение на тему: «Почему я хочу походить на героев богатырских сказок»

Щит – ответить на вопросы:

1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи.

2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси, кому постоять за землю Русскую»

Цель: дать домашнее задание, объяснить, как его выполнять. Задание носит творческий характер, нацелен на формирование умения работать с дополнительными источниками информации.

Итог урока.

- Сегодня на уроке мы вспомнили те произведения, которые встретились нам в разделе «Сказочные богатыри», повторили понятие «былина» и «Богатырская сказка», говорили о героях былин и богатырских сказок, об их подвигах.

Слайд 17 – последние строки стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Дети читают стихотворение.

Цель: подвести итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Технологическая карта по литературному чтению "Три сестры" (татарская народная сказка)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки «Три сестры»Задачи урока:Дидактические:1)  Прочитать сказку; знат...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс. Тема урока: Н.Носов "На горке"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Н.Носова «На горке». Задачи урока:Дидактические:Актуа...

Технологическая карта по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс. Тема урока: "Отметки Риммы Лебедевой"

Цель урока: ознакомление обучающихся с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить с творчеством и рассказом Л...