Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Халикова Мадина Рамазановна

Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx802.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Автор: Халикова Мадина Рамазановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 с.Покойного Буденновского района Ставропольского края

Описание работы: конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления

Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Тип урока: творческое чтение художественного произведения

Цель урока: создание условий для формирования умений  выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения; продолжить обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Задачи:

  1. учить преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;
  2. развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  3. воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование для учителя:

  • литературный ряд: скороговорка, текст  «Сказка про Илью Муромца»
  • изобразительный ряд: презентация, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри"
  • музыкальный ряд: аудиозапись М. Мусоргского "Богатырские ворота"

Оборудование для учащихся: учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, цветные карандаши, фломастеры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организация внимания

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Приветствие,

настрой на работу

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2.Стадия вызова

Актуализация знаний.

(На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей?

- Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями?

1. Проверка домашнего задания.

  1. - Что такое былина?
  2. О чем рассказывается в былинах?
  3. Назовите героев русских былин.
  4. О каких подвигах богатырей вы знаете?

2. Работа со скороговоркой.

– Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит)

3. Введение в тему урока.

- На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок.

Сказка - это вид устного народного творчества.

Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны?

 Эмоциональное введение в тему

(учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску)

(В былинах)

Рассказ учеников о былине.

Задание 1 на с. 26 тетради.

Рассказ учащихся.

Беседа с учителем.

 

Учащиеся беседуют с учителем.

(По ходу ответов заполняется кластер на интерактивной доске)

УНТ:

1 сказки.

2.песенки.

3.потешки.

4 былины.

5.Пословицы, поговорки.

3.Стадия осмысления

Развитие умений.

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

1. Работа с текстом до чтения (система «толстых» и «тонких» вопросов)

– Прочитайте заглавие.

– Что мы будем читать?

– Вспомните название раздела. Что можно предположить?

– Какое отношение имеет сказка к богатырям?

– Кто такой Илья Муромец?

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.

Рассказ учителя об Илье Муромце:

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки.

– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.

– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?

– Давайте прочитаем сказку.

2. Читают текст, «чтение с остановками».

Чтение сказки по частям с комментариями.

После чтения 1-й части:

– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?

– Что огорчало родителей?

Чтение 2-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни?

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

– Какой наказ ему дали?

Чтение 3-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать.

Работа со словарной картой

- Подбери к устаревшим словам современную “пару”

Уточняющие вопросы:

– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело?

Почему вы так думаете?

– Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

– Как напутствовали Илью отец с матерью?

Что значит – благословить?

– На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

– Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.

3. Работа с текстом после чтения.

– Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

– Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи?

– Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом?

– Расскажите о первой битве Ильи.

Первичная рефлексия

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Чтение сильными учащимися

Чтение по цепочке

Работа в парах (затем на экране высвечивается правильный ответ)

Самопроверка

Сообщение ранее подготовленного ученика

Ответы детей

Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках.

Учащиеся работают со словарем.

Учащиеся беседуют с учителем и друг с другом.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание и развитие

Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые

Гражданско – патриотическое воспитание

Воспитание трудолюбия, способности к познанию

Воспитание здорового образа жизни, эстетическое воспитание

4.Стадия рефлексии

Итог урока.

– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво?

– А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

– Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)

Составление синквейна.

-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье и составим синквейн.

Самооценка

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Коллективное составление синквейна

1. Илья.                                                                                  

2. Могучий, храбрый.                                                          

3. Ехал, сражался, победил.                                      

4. Всем людям радость дарил.                                              

5. Герой!                          

Раскрашивают круги- настроения

(можно использовать смайлы)

ΙV. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"

Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...