Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» УМК "Школа 2100" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Берест Елена Алексеевна

  Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematich.docx67.22 КБ
Microsoft Office document icon raboch_progr.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению      2 класс, 136 часов

    УМК  «Школа 2100»

    Учебник:  « Капельки солнца»

    Авторы:  Р.Н. Бунеев ,  Е.В Бунеева

    4 часа  в неделю:  

п/п

Дата

Раздел, Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Кол-во часов

№стр

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть

1

Вводный урок

1

3-6

Знать способы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Регулятивные; Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий на уроках

Познавательные:

Находить ответы в учебнике, в тексте.

Коммуникативные:

Организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

Объяснять самому себе:

«что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).

работа с учебником.

Что мы будем изучать во 2 классе.

Обложка

Части

Разделы

Авторы

Читатели

Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» (22 часа)

2

Мир сказок нашего детства.Б. Заходер «Сказочка»

1

7

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

Регулятивные;

Уметь слушать, толковать  и разграничивать  значение звучащего слова.

Познавательные:

Относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные:

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные:

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

Какие произведения классиков отечественной литературы вы читали Понимаете ли вы содержание литературного произведения.

Народное творчество

Сказитель

Сюжет

Герои

3-4

Русская народная сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»

Как сказки сказываются.

2

10-19

Уметь различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

– приводить примеры из произведений фольклора;

Знать и  различать сказки народные и литературные

Регулятивные:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

Знаем ли мы произведения устного народного творчества, произведения о добре и зле.

Народные сказки

Волшебство

Законы волшебной сказки

Работа в парах, работа с текстом

5

Контрольная работа (Входная) Проверка техники чтения

1

Уметь читать текст: осознанно, правильно, выразительно

Регулятивные:

Обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные:

относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные:

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные:

Осознавать роль знаний в жизни человека

Техника чтения

осознанно, правильно, выразительно

6

Внеклассное чтение

Самые интересные книги, прочитанные летом.

Структура книги

1

Знать примерную тематику  книг для детского чтения, их авторов. 

Уметь работать с книгой

Регулятивные;

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Познавательные:

Находить ответы в учебнике, в тексте.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность

Какие книги  мы читали летом

различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), огла-влением, Пересказывать текст, строить небольшие монологические высказывания о произведении

Тематика (книг)

Структура (книги)

Художник-иллюстратор

7-8-9

П. Ершов. «Конек-Горбунок»

3

20-30

Знать жанр: литературная сказка--произведения о добре и зле.

 Понимать содержание литературного произведения: тема, события, их последовательность , помнить героев произведения

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Регулятивные:

 Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания-

Познавательные:

- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков),

Коммуникативные:

 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания

Авторский текст

Литературная (авторская) сказка

Положительные ,отрицательные  инейтральные нг герои, герои- помощники

Фольклёрный характер сказки б. Гримм

Противопоставление

Сопоставление

10-11-12

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пушкин- сказочник.

3

32-40

Знать  жанр «литературная сказка»  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их

авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

и по выбору);

– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое

высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

Регулятивные;

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий

Познавательные:

выполнять анализ (выделение признаков)

Коммуникативные:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные:

Стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

Противопоставление

Сопоставление

13-14-15

В. Одоевский. «Мороз Иванович»

Сопоставление  народной сказкой о Морозке

3

41-51

16

П. Бажов. «Серебряное копытце»

1

52-65

Сказы

Восприятие  и понимание эмоционально-нравственные переживания героев произведения

Работа в группах

17

П. Бажов. «Серебряное копытце»

1

18-19-20

Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

3

66-81

Регулятивные; Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Познавательные:

- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков),

Коммуникативные:

 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания

Определение черт национальной культуры

Литовский народ

Балтия

 Определение  что сказка именно литовского народа.

Воспринимаем ли мы и понимаем эмоционально-нравственные переживания героев произведения.

21

Внеклассное чтение

Волшебные сказки

Русские народные скороговорки

1

82-83

Знать  жанр «литературная сказка»  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Термины: Жанр

Орфоепическое чтение

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

и по выбору);

– уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое

высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

Регулятивные; 

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания-

Познавательные:

- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков),

Коммуникативные:

 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания

Объяснять смысл  своих действий

Осознавать роль знаний в жизни человека Оценивать поступки героев как хорошие, так и плохие.

Поиск нужной книги.

Построение  высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

22

Обобщающий урок по разделу «Там, на неведомых дорожках…».

Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках…» (15 минут)

1

84

Регулятивные;

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Познавательные:

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Коммуникативные:

  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные:

Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания

Объяснять смысл  своих действий

Осознавать роль знаний в жизни человека Оценивать поступки героев как хорошие, так и плохие.

Самостоятельная работа в тетради

Раздел 2. сказочные человечки (27 часов)

23

Вводный урок. В стране Вообразилии. «Морская прогулка» (голландская песня)

1

85-86

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– уметь пересказывать текст, делить текст на части,

 составлять план;

с опорой на авторский текст

Регулятивные;

 Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания-

Познавательные:

- выполнять анализ (выделение выполнять анализ (выделение признаков),

Коммуникативные:

 Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Мотивация к познанию, учёбе

Составлять план: делить текст на части,

озаглавливание  произведения

24-25-26-27

Т. Янссон. «Шляпа Волшебника»

4

87-102

Понимать содержание литературного произведения.

 Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного,

наблюдать над характерами героев, языком сказки

Регулятивные;

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления действий

Познавательные:

Выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

Коммуникативные:

Понять другие позиции (взгляды, интересы)

Личностные:

Объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения

Объяснять смысл  своих действий

Осознавать роль знаний в жизни человека

участие в диалоге при обсуждении прочитанного,

наблюдение  над характерами героев, языком сказки

28-29-30-31-32

Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»

104-125

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

 Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного,

наблюдать над характерами героев, языком сказки

Регулятивные:

 Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Познавательные:

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

Слушать,понимать другие позиции

Личностные:

Формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов).

Участие  в диалоге при обсуждении прочитанного,

Наблюдение  над характерами героев, языком сказки

Построение  высказываний с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные.

33-34-35-36

А. Милн. «Винни-

Пух»

4

128-134

Уметь воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Регулятивные;

Соотносить  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные:

Делать выводы на основе полученных знаний

Коммуникативные:                                   Оформлять свои мысли в письменной форме

Личностные:

Осознавать роль знаний в жизни человека

Обсуждение в группах, индивидуальная работа

37-38-39-40

А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Главы 1-«Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино», 2-«Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»,)

3- Герои сказки. Два мира в сказке

4-(Заключительный урок)

4

138-153

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

Регулятивные;

Проговаривать  последовательность действий на уроке

Познавательные:

выбирать основания для  сравнения, классификации объектов

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные:

Понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового

Какие два мира описал  А. Н. Толстой  в сказке «Приключения Буратино».

Чем близки сказка А.Н.Толстого про  Буратино и сказка Коллоди про Пиноккио.

Рассматривание иллюстраций, их соотнесение с текстом

41-42-43

Дж. Родари.

1-«Приключения Чиполлино».

2-Составление характеристики Буратино

3-(Заключительный урок)

3

154-158

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

Знать Жанр: «сказочная повесть». Уметь работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Пересказ текста Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Регулятивные;

Учиться высказывать своё предположение на основе  работы  с материалом учебника

Познавательные:

Находить ответы  на вопросы в тексте

Коммуникативные:

Пользоваться  приёмами слушания

Личностные:

Объяснять выбор автором заглавия своего произведения, выбирать из предложенных заголовков для самостоятельного озаглавливания произведения

Объяснять смысл  своих действий

Осознавать роль знаний в жизни человека

Чем близки сказка Дж. Родари про  

Чиполлино Буратино и сказка Коллоди про Пиноккио.

Чему учит эта сказка.

Ответы на вопросы

44-45-46

А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…»

3

159-169

Регулятивные;

Проговаривать последовательность  действий на уроке

Познавательные:

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

Пользоваться  приёмами слушания: фиксировать тему (загловок), ключевые слова

Личностные:

Понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового

Использование  интонации, соответствующие смыслу текста.

 Определение того,  что сказка именно шведского  писателя.

47

Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки». Сочинение  о сказочном человечке Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки» (15 минут

1

170-171

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Регулятивные;

В ходе работы

учиться давать оценку его результатов

Познавательные:

выполнять анализ (выделение признаков),

Коммуникативные:

Инициативное  сотрудничество в сборе информации

Личностные:

Формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов).

Формирование мотива достижения и социального признания

работа с книгой: различение типа книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др

48

Внеклассное чтениеЛюбимые герои – сказочные человечки

1

Уметь воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Регулятивные:

 Как найти нужную книгу

 Как  работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие.

подзаголовок и др.)

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные:

 учиться работать по предложенному учителем плану

 Коммуникативные:

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения  для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов

Личностные:

Эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции

нахождение нужной книги

  работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие.

подзаголовок и др.)

Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ БОГАТЫРИ (13часов)

49

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки). Введение в эпоху

1

172

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. 

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведени

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведении

Регулятивные.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Познавательные 

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником

 Коммуникативные.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

Эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции

Восприятие  учебного задания, выбор  последовательности действий, оценивание хода и результата выполнения.

50

Былина – фольклорный жанр

1

173-174

Знать изученные жанры произведений названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. 

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведени

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведени

Регулятивные.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные:

 учиться работать по предложенному учителем плану

 Коммуникативные:

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные:

Учиться замечать и признавать расхождения своих ответов и эталона

понимание произведения при восприятии на слух.

 чтение осознанное.  работа с книгой: различие типа книги, пользование выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.

51-52

Богатырская «Сказка про Илью Муромца

2

175-184

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Регулятивные:

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Познавательные:

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные:

 Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов

Личностные:

Эмоционально переживать текст, выражать свои эмоции

Работа с книгой, ответы на вопросы, групповая работа

53

Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»

1

185-187

Участие в диалоге.

Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать Осознанное, правильное выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения

Регулятивные: Формирование общеучебных действий

Познавательные:

 выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

Инициативное  сотрудничество в сборе информации 

Личностные:

Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Аргументирование  своего мнения с привлечением  текста произведения.

Работа индивидуальная и групповая, с книгой

54

Сравнение богатырской сказки и былины

1

188

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль  произведения – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

Регулятивные:  Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Познавательные:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником 

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

Формирование мотивации учебной деятельности (формирование познавательных, социальных и учебных мотивов).

Работа индивидуальная и групповая, с книгой

55-56

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

2

189-192

57-58-59

Дагестанская сказка

«Богатырь Назнай»

3

193-201

Знать  произведения

устного народного творчества. Жанры.

Уметь работать с книгой

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Регулятивные.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

Познавательные:

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником

Коммуникативные:

Слушать и слышать

других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Личностные:

Осознавать роль знаний в жизни человека

Чтение, работа по вопросам, диалог

60

Обобщающий урок по разделу «Былины и богатырские сказки». Стихотворение

Н. Матвеевой. «Пираты». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки» (15 минут)

1

201-204

Знать и уметь отличать былину от богатырской сказки.

Регулятивные.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Познавательные

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Личностные:

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Самостоятельная работа с тетрадью

61

Проверка умений и навыков чтения

1

Знать произведения устного народного творчества. Жанры.

Уметь работать с книгой

Чтение произведений

62

Внеклассное чтение 

 «Преданья старины глубокой»

Былины, легенды, предания

1

Уметь выбирать книги по нужной теме. Читать текст: осознанно, правильно, выразительно

Регулятивные.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Познавательные

выполнять анализ выделять признаки

Коммуникативные.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Личностные:

Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания

Пересказ, работа в группах

Раздел 4. сказка мудростью богата (22 ч)

3 четверть

63

Вводный урок

Л Эрадзе «Что мне всего дороже?»

1

3-4

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

– пересказывать

текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений

Регулятивные.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Познавательные

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами

Личностные:

Объяснять самому себе:

«что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты)

Чтение, разгадывание загадок

64

Татарская сказка «Мудрый старик»

1

5-10

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Регулятивные Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Познавательные 

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником Коммуникативные.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные:

Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания

Пересказ  текста (не более 1,5 с.): деление текста на смысловые части;

Составление  простого плана;

65-66

Татарская сказка «Мудрый старик». (Составление плана, пересказ)

2

67-68-69

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

2

11-18

70-71-72

Русская сказка «Мудрая дева»

3

19-25

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Регулятивные.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться

друг с другом и т.д.).

Личностные:

Умение анализировать.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Диалог, работа в паре, изложение текста по плану

73

«Как появились разные народы» (долганская сказка)

1

26-27

74

Корейская сказка «Честный мальчик»

1

28-30

Знать, что мудрость не имеет возраста, национальности, её не купить за деньги

– использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг

Регулятивные

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Формирование мотивации учебной деятельности (формирование стремления выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность).

Работа с иллюстрациями, в группе, ответы на вопросы, выборочное чтение

75

Японская сказка «Добрый крестьянин»

1

31-32

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план

76

Японская сказка «Ивовый росток»

1

33-34

77

Русская сказка «Три калача и одна баранка».

Иван Франко «Сказка о глупости»

1

35-39

Знать, что загадки это жанр устного народного творчества.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений; использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Регулятивные.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему и решать её.

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений

Коммуникативные

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами

Личностные:

Умение высказывать своё отношение к  героям прочитанных произведений, к их поступкам

Формулирование  основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста), диалог, выразительное чтение

78

Завершение работы над сказкой.

И. Франко. «Сказка о глупости»

1

36-39

79

Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата».

Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата»

(15 минут) 

1

40-41

80

Внеклассное чтение Какие вопросы задают сказки?

1

81

Русские народные загадки

1

42-46

82

Литературные загадки

1

47-49

83

Народные колыбельные песни

1

49-50

Уметь

различать жанры художественных произведений;

– использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Регулятивные. Формирование общеучебных действий

Познавательные. 

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные

Инициативное  сотрудничество в сборе информации е

Личностные:

Формирование мотива достижения и социального признания

Сравнение народных и авторских загадок, колыбельных песен, работа в группах

84

Авторские колыбельные песни

1

51-52

Регулятивные.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Познавательные 

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником

 Коммуникативные.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

Формирование мотива достижения и социального признания

Раздел 5. «сказка – ложь, да в ней намек…» (22 часа)

85

Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»

1

53-55

Уметь

различать жанры художественных произведений

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть

Регулятивные. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов

Личностные:

Формирование самооценки (понимание широты диапазона и обобщенность категорий оценок).

 чтение текста: осознанно, правильно, выразительно

работа в группах, в парах, работа с книгой

86

Русская сказка «Лиса и рак».

1

57

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль литературных произведений; знать их авторов.

чтение текста: осознанно, правильно, выразительно

работа в группах, в парах, работа с книгой, пересказ

87

Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»

1

58-62

88

Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»

1

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений  по изученному материалу

Знать названия; понимать основное содержание изученных произвед.

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

89-90-91

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы

3

63-67

92-93-94-95

Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

4

68-75

96-97

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».

Латышская сказка «Как петух лису обманул»

2

76-81

98

Александр Курляндский. «Ну, погоди!»

1

82-85

99

Как создаются мультфильмы.

Сказка-сценарий

А. Курляндского «Ну, погоди!»

1

100

Генрих Сапгир «Песня».

1

86-87

Уметь читать стихотворные произведения наизусть;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Регулятивные.

Уметь относить объекты к известным понятиям

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

Формирование самооценки (понимание широты диапазона и обобщенность категорий оценок).

Сочинение  считалок,  выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Декламирование стихотворения, небольшие отрывки прозы

101

Л. Квитко. «Смелые воробьи».  «Веселый жук»

1

88-90

102

Ю. Мориц. «Резиновый ежик»

1

90-91

103

Авторские считалки

1

93-96

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь сочинять считалки. выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы

104

Борис Заходер. «Считалия».

Литературные

1

97-99

105

А. Шибаев «Рифмы». А. Майков «Колыбельная»

 М. Лермонтов «Спи, младенец»

1

100-102

106

Внеклассное чтение Читаю стихотворение и слышу сказку.

Литературные стихи-сказки

1

Раздел 6. самое обыкновенное чудо (29 часов)

107

Г. Горбовский. «Розовый слон»

1

103-104

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть

– различать жанры художественных произведений

Регулятивные.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника

Познавательные

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами

Личностные:

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

108

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1-я часть)

1

107-108

Знать произведения

устного народного творчества. Жанры. Умение работать с книгой

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения

Уметь характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Регулятивные 

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Познавательные 

Учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником 

Коммуникативные.

высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные:

Умение анализировать.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа

Пересказ  текста по плану использование интонации, ,понимание их эмоционально-нравственных переживаний соответствующие смыслу текста.

109

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

(2-я часть).

Знакомство с Маленьким принцем

1

108-112

110

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

(3 и 4-я части).

«А как это – приручить?»

1

113-118

111

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

(5 и 6-я части).

Секрет Лиса

1

118-120

112

Джанни Родари. «Солнце и туча»

1

122-123

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части

Регулятивные.

Уметь относить объекты к известным понятиям

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные:

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

Соотнесение иллюстраций с текстом, работа в паре,

Декларирование текста

113-114

Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала».

В. Орлов. «Я рисую море»

2

124-127

115

Валентин Берестов. «Честное гусеничное»

1

128-130

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

-пересказывать сказки

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельно.го чтения книг;

-иллюстрировать  и инсценировать сказки

Регулятивные.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

Познавательные

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные:

Высказывать своё отношение к

явлениям природы, к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Формирование мотива достижения и социального признания

Пересказ текста, составление вопросов по тексту в группах

116

117

118

Виктор Хмельницкий. «Дождь

в лесу», «Соловей и бабочка»

В. Хмельницкий. «Гора», «Снег и скрипка»

3

131-133

119

Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка»

1

134-135

120

Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик»

1

136-138

121

Б. Сергуненков. «Кот белый – кот черный»

1

139-140

122

Дж. Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки.»

1

141-142

123

Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей.

1

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

читать стихотворные произведения

наизусть

(по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг

Регулятивные

 Составлять план

решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Познавательные: 

 Выполнять   анализ (выделение признаков),

Коммуникативные

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные:

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учиться замечать и признавать расхождения своих ответов и эталона

чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Способ чтения: целыми словами. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Выразительность чтения: использование интонаций, соответствующих смыслу текста

работа с источниками, в группах, в парах

124

Веселые стихи.

М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется».

1

143-144

125

Ю. Владимиров. «Ниночкины покупки»

1

144-146

126

Г. Остер. «Очень страшная история»

1

146147

127

Стихи Григория Остера.

1

128

Внеклассное чтение. Веселые стихи.

1

129

Ю. Мориц « Это – да! Это нет!»

1

149-152

130

Б. Сергуненков. «Поэт и заходящее солнце»

1

153-154

131

Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

1

132

Проверка умений и навыков чтения

1

133

«По дорогам сказки»

1

134

По итогам домашнего чтения

1

135-136

Резервные уроки

2



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

1. Пояснительная записка

  Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  2. Примерной программы  по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по литературному чтению);
  3. Программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Литературное чтение» (ОС «Школа 2100»),   соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 г. 

             Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. 

Линии, общие с курсом русского языка:

– овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

– овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

– определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

– приобщение к литературе как искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Во втором классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Принцип идейно - художественной значимости для ребёнка того, что он читает, достигается в учебнике с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Во втором классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во втором классе – это игра-путешествие.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МОУ СОШ села Васильевка с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях. – М.: «Баласс» 2011 г.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. - М.: «Баласс» 2011 г.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Общее количество часов

Основные виды

учебной деятельности учащихся





«Там, на неведомых дорожках...»



23


Аудирование (слушание)

- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

- Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

- Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

- Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

- Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

- Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

- Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

- Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

- Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.

- Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

- Пересказывать текст подробно и выборочно.

- Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

- Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

Культура речевого общения

- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

- Формулировать вопросительные предложения.

- Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

- Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

- Иллюстрировать художественное произведение.

- Сочинять сказку, загадку, считалку





«Сказочные человечки»




27




«Сказочные богатыри»



13




«Сказка

 мудростью богата...»



20




«Сказка – ложь,

да в ней намёк...»




21

«Самое обыкновенное чудо»

31

Резерв

Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных обстоятельствах.

Итого

136

  1. Содержание программы (136 ч)

Круг детского чтения

«Там, на неведомых дорожках...» (23 часа)

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки (27 часов) Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 часов) 

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата...» (20 часов) 

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 час)

 Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (31 час)

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании,

 виды читательской деятельности

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия,

иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту

по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного,

элементы анализа

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений

(что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его

речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений,

развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

4. Требования к предметным умениям по литературному чтению

 у учащихся к концу второго класса

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

• овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи;

• определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе.

2 класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;

• умение делить текст на части, озаглавливать части;

• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробный и выборочный пересказ текста;

• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану.

• размышления о характере и поступках героя;

• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор).

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

• умение относить сказочных героев к одной из групп положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений.

5. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению во втором классе

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» во втором классе является формирование следующих умений:

 – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

 – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения.

Познавательные универсальные учебные действия:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных универсальных учебных действий служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 Предметными результатами изучения курса является «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда

данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

– размышлять о характере и поступках героя;

– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

– находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои>помощники, нейтральные персонажи);

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускники начальной школы должны уметь читать осознанно текст про себя без учёта скорости.

        Контроль скорости чтения учитель может проводить по своему усмотрению,  чтобы иметь представление, как происходит постепенное её приращение у каждого ученика, и осуществлять необходимую коррекцию. При оценивании техники чтения следует учитывать  следующие его параметры:

        -  способ чтения (для чтения вслух);

        - правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);

         - его осознанность;

        - выразительность (для чтения вслух);

         - скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).

        Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения второклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающихся.

         Для проверки детям предлагается прочитать незнакомый текст, доступный по содержанию, с которым они предварительно познакомились, прочитав про себя. Учитель путем фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится ребенок, что особенно важно и для учителя, и для ученика. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочитать текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна  сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении  контроля. Во втором классе контроль навыка чтения производится  уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Пари фронтальной форме проверки тексты большого объёма могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой).

Тематический контроль осуществляется  при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены листы с заданиями, помещенные в середину рабочей тетради. Рекомендуется перед началом работы детей в тетрадях вынуть эти листы и раздавать их непосредственно на уроке перед началом проведения работы. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала. Время проведения проверочной работы 15-20 минут на уроке обобщения знаний по изученному разделу..

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные работы.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности. Основную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) набор портретов  отечественных и зарубежных писателей и поэтов;

2) наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.

Кроме этого большие возможности для применения на уроках литературного чтения предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы чтения литературных произведений.

Литература, используемая при написании рабочей программы:

1 Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.- 120 с. - серия «Стандарты второго поколения».

2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс» 2011 г.

3. Соболева. О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов. - М.: «Баласс» 2011 г.

4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная  образовательная программа. В 2-х книгах/ Под науч. ред.  Д.И.Фельдштейна. - М.: «Баласс» 2011 г. – (Образовательная система «Школа 2100»)

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. - серия «Стандарты второго поколения».

6. Развернутое тематическое планирование, 2 класс: образовательная система «Школа 2100»/ авт. составитель О.В.Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2008




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА

Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 1 класса. УМК Школа России. Составлена на основе авторской программы  Л.Ф. Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" учителя Дьяковой С.А.

Данная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции ду...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморко...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...