Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 1 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" разработанная для 1 класса согласно программы "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

Принято:

решением педагогического

Совета школы  от 23.08.2017 г.

Протокол №1

Утверждаю:

                                 приказом директора  НРМОБУ

                              "Начальная школа - детский сад"

                                ________________ С.А. Тугусова

                                Приказ № 139-од от 23.08.2017 г.                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Литературное чтение»

УМК «Школа России»

1 класс

Базовый уровень

 

                                                                                                               Составитель:     Жукова Елена Сергеевна

                                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                1 квалификационной категории

п. Сентябрьский,  КС-5.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

 Цели курса: изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач : 

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

 Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

 Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Общая характеристика курса

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. Как систематический курс литературное чтение начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать то красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам,  формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

 Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов. Как, почему за, казалось бы, обычными словами возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику

обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического,

литературоведческого

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни,

формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по

развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения учащиеся овладевают речеведческими умениями (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного) и приемами выразительного чтения. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем произведений.

Программа курса включает в себя ряд разделов.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребѐнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида

информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

- Навык чтения. На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы овладения навыком чтения: сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в  текста, имевшему место в начале обучения.

В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип_ пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приѐмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приѐмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приѐмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях

учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения),

целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного

произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный

образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объѐме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику,

обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-

нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приѐмы и способы

деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное

произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе-

ственным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт

ребѐнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе

чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским

текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного

произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к

действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по

ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актѐров,

режиссѐров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и

сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей

произведений словесного искусства.

Планируемые  результаты освоения

 учебного  предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

9

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Место учебного курса в учебном плане

На курс «Литературное чтение» в 1 классе на изучение отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель). Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Содержание курса предмета  «Литературное чтение »

Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках- иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живо- писании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка

персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок. Отличительной особенностью данной работы является формирование системы

позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п. Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников. Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу.  Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, спразочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умения узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).    Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу. Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусств-; и музыки.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития, который характеризуется умениями:

- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира,

понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека.

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);  

- полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителе?-! или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном,

научно-популярном текстах, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания:

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении  художественных произведений, формировать «читательскую самодеятельность»

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению

на 2017-2018 учебный год

1 класса  (132 часа)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата

Приме-

чание

Добукварный  период - 14 час

1

«Азбука» - первая учебная

книга (с.4-5)

1

2

Речь устная и письменная. Предложение (с.6-7)

1

3

 Слово и предложение (с.8-9)

1

4

 Слово и слог

(с.10-11)

1

5

Слог. Ударение (с.12-13)

1

6

Звуки в окружающем мире и речи (с.14-15)

1

7

 Гласные и согласные звуки. (16-17)

1

8

 Слог-слияние.

(с.18-19)

1

9

 Повторение и обобщение пройденного материала.

(с.20-21)

1

10

 Гласный звук [a], буквы А, а. (с.22-25)

1

11

Гласный звук [o], буквы О,о.

 (с.26-29)

1

12

 Гласный звук [и], буквы И,и.

(с.30-33)

1

13

Гласный звук [ы], буква ы. (с. 34-37).

1

14

Гласный звук [у], буквы У,у.

 (с.38-41)

1

Букварный период – 58 ч.

15

Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н,н.

(с.42-45)

1

16

Согласные звуки [с],[с’], буквы С,с.

(с.46-49)

1

17

Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к.

(с.50-53)

1

18

Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к.

(с.50-53)

1

19

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т.

(с.52-59)

1

20

 Согласные звуки [т], [т’], буквы Т,т.

 (с.52-59)

1

21

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л,л.

(с.60-65).

1

22

 Согласные звуки [л], [л’], буквы Л,л

(с.60-65).

1

23

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

(с.66-69)

1

24

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

(с.66-69)

1

25

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

(с. 70-73).

1

26

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

(с. 70-73).

1

27

 Гласные буквы Е, е.

(с. 74-79)

1

28

 Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п.

(с.80-85)

1

29

Согласные звуки [м], [м‘], буквы М, м.

(с.86-91)

1

30

Согласные звуки [м], [м‘]. Буквы М, м.Обобщение изученного о буквах и звуках.

(с.86-91)

1

31

1 Согласные звуки [з], [з’], буквы З,з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

(с.92-97)

1

32

Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З,з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

(с.92-97)

1

33

Согласные звуки [б], [б‘], буквы Б, б.

(с.98-105)

1

34

Согласные звуки [б], [б‘], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

(с. 98 – 105).

1

35

Согласные звуки [б], [б‘], буквы Б, б. Чтение текстов с изученными буквами.

(с. 98 – 105).

1

36

Согласные звуки [д], [д‘], буквы Д, д.

(с. 106-109).

1

37

Согласные звуки [д], [д‘], буквы Д, д.

(с. 106-109).

1

38

Гласные буквы Я, я.

(с. 112-119).

1

39

Гласные буквы Я, я.

(с. 112-119).

1

40

Гласные буквы Я, я. Чтение текстов с изученными буквами.

(с. 112-119).

1

41

Согласные звуки [г], [г‘], буквы Г, г.

(с. 120-125)

1

42

 Согласные звуки [г], [г‘], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

(с. 120-125).

1

43

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч,ч.

(с. 4-9).

1

44

Буква Ч.

(с. 4-9).

1

45

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

(с. 10-15).

1

46

 Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

(с. 10-15).

1

47

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

(с.16-23).

1

48

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. (с.16-23). Сочетание ши.

1

49

Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

(с. 24-29).

1

50

 Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

(с. 24-29).

1

51

 Гласные буквы Ё, ё.

(с. 30-33).

1

52

Буква Ё. (с. 30-33).

1

53

Звук j’, буквы Й, й (с. 34—37)

1

54

 Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

(с.38-39,42)

1

55

Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х..

(с.40, 43-44)

1

56

Обобщающий урок. Чтение текстов морально-эстетического характера.

(с.40-41, 43, 45)

1

57

Гласные буквы Ю, ю. (с. 46-49).

1

58

Закрепление. Гласные буквы Ю, ю. (с. 46-49).

1

59

Ч. - Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

(с. 50-52).

1

60

 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

(с. 53-55).

1

61

Гласный звук [э], буквы Э, э.

(с.56-61)

1

62

Гласный звук [э], буквы Э, э.

(с.56-61)

1

63

 Буквы Щ, щ. Сочетания  ча-ща, чу-щу.

(с. 62-63).

1

64

Ч. - Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. (с. 65-69).

1

65

Ч. - Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.  

(с. 70—73).

1

66

 Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

(с. 74-81).

1

67

Русский алфавит.

(с. 79-81).

1

68

В. Орлов  «Я могу писать»

(с. 77).

1

69

Р. - Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?».

1

70

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже».

1

71

Л . Н. Толстой «Три калача и одна баранка» (с.78)

1

72

 И. Суриков «Зима».

(с.81)

1

Послебукварный период – 20 ч.

73

 Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». (с.83 – 85)

1

74

 Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество». Пословицы и поговорки о Родине.

(с. 86-87)

1

75

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские»

1

76

 В. Крупин «Первый букварь»

(с.90-91)

1

77

А.С.Пушкин. Сказки.

(с.92-93)

1

78

Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. (с.94)

1

79

К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. (с.95)

1

80

К.И.Чуковский «Телефон» (с.96)

1

81

К.И.Чуковский «Путаница»

(с.97)

1

82

В.В.Бианки «Первая охота».

(с.98-99)

1

83

С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два».

(с.100-101)

1

84

И.М.Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».

(с.102-103)

1

85

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С.Маршак, А.Барто, В.Осеева.

1

86

Ч. - Веселые стихи Б.Заходера,  «Два и три»

1

87

В. Берестов «Пёсья песня».

108

1

88

В. Берестов «Пёсья песня».

108

1

89

 В. Берестов «Прощание с другом»

108

1

90

Наши достижения. Планируемые результаты обучения.

1

91

Наш проект «Живая азбука».(подготовка и выполнение)

1

Систематический  курс «Литературное чтение»  - 40 часов

92

Вводный урок «Знакомство с учебником. Понятия «автор», «писатель», «произведение».(3-4)

1

93

Наш проект «Живая азбука».(представление проекта)

1

Жили  - были  буквы– 7 часов.

Жили  - были  буквы– 7 часов.

94

В. Данько «Загадочные буквы».

(5-8)

1

95

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

(9-10)

1

96

С. Черный «Живая азбука»;                

Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

97

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»(14-18)

1

98

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

(19-21)

1

99

Из старинных книг. Разноцветные страницы

Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы».

 (22-27)

1

100

Проект: Создаём музей «Город букв»

Стр 28

1

Сказки,  загадки,  небылицы – 7 ч.

Сказки,  загадки,  небылицы – 7 ч.

101

Е. Чарушин «Теремок».

(33-37)

1

102

Русская народная сказка «Рукавичка»

(38-41)

1

103

Загадки, песенки.Русские народные потешки. «Рифмы Матушки Гусыни».

 (42-44)

1

104

А.С. Пушкин

(45-51)

1

105

Русская народная сказка «Петух и собака»

(52-53)

1

106

Их старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»(54-57)

1

Апрель, апрель!   Звенит  капель  -  6 ч.

107

А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…», А. Плещеев «Сельская песенка».

(58-62)

1

108

Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель».(64-66)

1

109

Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой(66-67)

1

110

Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг.(68-71)

1

111

Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель.

 (73-77)

1

112

Проект «Азбука загадок» (78)

1

И  в  шутку  и  всерьез  - 7  ч.

113

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (5-8)

1

114

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

(9-11)

1

115

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» (12-14)

1

116

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» К.Чуковский «Телефон»,

 (15-21)

1

117

М. Пляцковский «Помощник».

(22-23)

1

118

Из старинных книг.

(24-25)

1

119

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

(26-28)

1

Я  и  мои  друзья  -  7 ч.

26-28

120

Ю. Ермолаева «Лучший друг».  Е. Благинина «Подарок».

(31-33)

1

121

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны», .Р. Сеф «Совет»(31-33)

1

122

В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»(34-37)

1

123

С. Маршак «Хороший день».

(38-41)

1

124

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.

Энтин «Про дружбу».

Всё наоборот: забавные стихи(43-47)

1

125

Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме  «Я и мои друзья».(48-49)

1

О  братьях  наших  меньших  -  6 ч

126

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».(57-59)

1

127

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».

(60-64)

1

128

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка», В. Берестов «Лягушата»  (65-69)

1

129

Итоговая контрольная работа.(тест)

1

130

В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет», (70-72)

1

131

Д.Хармс «Храбрый ёж», С. Аксаков «Гнездо» (73-75)

1

132

Повторение и обобщение по теме  «О братьях наших меньших».

(76-78)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"

Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".

Рабочая  программа  включает  в  себя  пояснительную записку  и  календарно - тематическое  планирование  по предмету  "Математика"  3  клас...

Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...