Урок-викторина ''Волшебный мир сказок!''
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Беспалова Ирина Александровна

Урок-викторина для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazki.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина «Волшебный мир сказок».

Сегодня мы поговорим о наших самых любимых произведениях – сказках.                                                                                                Сказки появились очень давно, когда еще не было письменности, поэтому передавались они устно от одного человека к другому. Часто новый рассказчик что-то добавлял, изменял, при этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю. И те сказки, которые дошли до нас, создавались в результате коллективного творчества многих сказочников, поэтому они и названы народными сказками.                                                                Наиболее древние сказки – сказки о животных. Очень давно люби считали животных своими предками и богами и придумывали про них фантастические истории, в которых животные умели говорить.                                Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них речь идет о подвигах, приключениях. В волшебных сказках с помощью волшебства можно было превратить одного героя в другого. Герои могли оживать после смерти. Как правило, приключения героев повторялись три раза. В волшебных сказках есть присказки, концовки.                                        Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых говорится о бедных и богатых. В них высмеиваются лень, жадность и прославляются ум, смекалка.                                                                                                        Русский народ создал множество очень хороших и разнообразных сказок. И только с XIX века сказки стали бережно собираться, записываться и издаваться. Наиболее полное собрание русских сказок – это «Русские народные сказки» в трех томах, собранные знатоком русского народного творчества Александром Николаевичем Афанасьевым.                                        Но не только русский народ писал сказки. «Тысяча и одна ночь» - это сборник арабских народных сказок. Немецкие народные сказки собирали братья Гримм.                                                                                                Авторские сказки появились гораздо позже. Впервые они были написаны в XVII веке во Франции. Писательница д’Онуа написала сказки, адресованные молодым девицам с воспитательной целью. В дальнейшем сказки были названы воспитательными.                                                                Вслед за ней начал писать сказки хорошо известный нам Шарль Перро. Его сказки были о доброте, честности, справедливости и мужестве. Подобные сказки в дальнейшем были названы философскими.                                Затем появились сказки, высмеивающие недостатки людей. Эти сказки были названы сатирическими.                                                                        Как видите, литературные (или авторские) сказки отличаются от русских народных.                                                                                        Авторские подразделяются на:

  • воспитательные;
  • философские;
  • сатирические.

А русские народные на:

  • сказки о животных;
  • волшебные сказки;
  • бытовые сказки.

1 конкурс: Послушайте отрывки из трех сказок и определите к какому типу они относятся.

I

Жили-были старик со старухой. Ели они как-то раз горох и уронили одну горошину на пол. Покатилась горошина по полу и скатилась в подполье.

Долго ли, коротко ли лежала там горошинка, только стала расти…

II

«…Стали гости есть – пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да последней за левый рукав вылила; закусила лебедем, да косточки за правый рукав спрятала.

…После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном – царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались.»

III

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Заинька линять, а как пришла зима студеная со вьюгой да со снежными сугробами Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это Лиса…

Сказка мудростью богата.

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

Вы, конечно, знаете много сказок. И вот мы начинаем нашу игру-викторину, посвященную русским народным сказкам.

2 конкурс: «Разминка»

По очереди каждая команда называет русскую народную волшебную сказку. За правильный ответ команда получает один балл.

3 конкурс: «Вспомни героев русских народных волшебных сказок»

4 конкурс: «Волшебные слова»

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова.        

        1. По щучьему веленью, по моему хотенью.                                        (Емеля, «По щучьему велению»)

2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!                                                                                (Иванушка-дурачок, «Сивка-бурка»)

3.Аленушка, сестрица моя,                                                         Выплынь, выплынь на бережок!                                                        Огни горят горючие,                                                                        Котлы кипят чугунные,                                                                        Ножи торчат булатные,                                                                        Хотят меня зарезать.                                                                        (Иванушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5 конкурс: «Сказочные фразеологизмы»                

Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

  • Поди туда – не знаю куда…;
  • Скоро сказка сказывается,…;
  • Это все присказка,…;

                      (Ответы:

  • …Принеси то, не знаю что.
  • …да не скоро дело делается.
  • …сказка будет впереди.

6 конкурс: «Гонка за лидером»

Какая команда даст больше правильных ответов.

  1. Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная «Царевна – лягушка»)
  2. Сказочные похитители детей? («Гуси-лебеди»)
  3. Название сказки, в которой обитательница реки выполняла все прихоти главного героя? («По щучьему велению»)
  4. Жилище Бабы – Яги? (Избушка на курьих ножках)
  5. В какой сказке печка разговаривает? («Гуси лебеди»)
  6. Кругленький, умненький, убежавший от пенсионеров? («Колобок»)
  7. В какой сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трехглазка? («Крошечка Ховрошечка»)
  8. В какой сказке говорится о яблоках, которые если съесть, то старый становится молодым? (Сказка о молоденьких яблоках и живой воде)
  9. Сколько раз приходится герою сказки спасаться от преследований? (три раза)

7 конкурс: «Великие математики»

  1. Назовите сказки, в которых есть цифра 3. (Три героя, три препятствия, три задачи для героя, в названиях «Медное, Серебряное и Золотое царство», «Три калача и одна баранка» и др.)
  2. Назовите сказки, в которых встречается цифра 7. («Семеро храбрецов», «Семь Симеонов», «Дочь – семилетка» и др.)

8 конкурс: «Угадай сказку»

1. В старые годы у одного царя было 3 сына. Стали сыновья взрослыми, собрал их царь и говорит: «Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить. Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы попадут, там и судьба ваша.»

-Все узнали сказку?

-А теперь скажите, куда упала стрела старшего сына? (на боярский двор)

-…среднего сына? (на широкий купеческий)

-…младшего? (в болото)

2. Кого искал Иван – царевич в четырех подземных царствах и как эти царства назывались? (искал мать Анастасию Прекрасную в медном, серебряном, жемчужном и золотом царствах)

3.Сказку о Кощее Бессмертном хорошо знаете? – Где Кощей Бессмертный прятал свою смерть? (дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть.)

4.Жил был старик, у него три дочери: старшая и средняя щеголихи, а младшая только о хозяйстве заботилась. Собирается отец в город и спрашивает: которой что купить? Старшая просит: «Купи мне новое платье?». И средняя тоже говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» - спрашивает он у младшей. «Купи мне, батюшка, перышко…» Перышко какой птицы попросила младшая? И как называется эта сказка? (Перышко Фениста – ясна сокола)

5.Как называется сказка, в которой у отца-купца, уезжающего в тридевятое царство, в тридесятое государство младшая любимая дочь тоже попросила необычный подарок? Что она попросила? («Аленький цветочек»)

6. В какой сказке ведра сами ходили? (Про Емелю-дурака)

7. Сказку «Василиса Прекрасная» хорошо знаете?

Тогда ответьте: «Какие три всадника обогнали Василису, когда она шла к Бабе-Яге за огнем?» (Всадник на белом коне – день ясный. Всадник на красном коне, сам красный весь, в красное одет – солнышко. Черный всадник – ночь.)

8. В какой сказке красна девица коровушке в одно ушко влезала, а в другое вылезала? («Крошечка Ховрошечка»)

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Любите сказку, знайте её, старайтесь подражать её добрым героям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный мир сказок

Игра на повторение и закрепление классификаций сказок по авторской принадлежности и жанру. Развлекательный материал  в виде конкурсов....

Я творю волшебный мир сказок

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Я творю волшебный мир сказок"...

Внеклассное мероприятие "Волшебный мир сказок"

Игра по сказкам А.С.Пушкина, Ш.Перро, Г.Х.Андерсена и народным.сказкам....

Предметно-тематический КВН "Волшебный мир сказок"

Разработка урока по литературному чтению. Воспитание литературного вкуса на примере произведений русской литературы. Развитие творческих способностей учащихся....

Мультимедийный урок "Волшебный мир сказок" .Литературное чтение, 2 класс

Аннотация      Действие информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе весьма широко и разнообразно, ими усиливается эффект воздействия на...

Внеклассное мероприятие "Волшебный мир сказок"

Сказки Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина и русские народные сказки...

Учебно-методический материал: Литературный урок – викторина «По дорогам народных сказок»

Цель урока-викторины: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Народные сказки», сформировать умение применять полученные знания в различных ситуациях.Планируем...