Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс ШКОЛА РОССИИ
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Боровикова Надежда Николаевна

календарно-тематическое планирование на первое полугодиеиз расчёта 136 ч с  УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл литературное чтение42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ур

ка

Дата

Наименование раздела. Тема урока

Форма учебного сотрудничества

Вид и форма контроля

Планируемые результаты

корректировка

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1.

03.09

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Работа в парах

фронтальный опрос

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в  учебнике;

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке

Самое великое чудо на свете  (4 ч)

2

04.09

Книга как источник необходимых знаний.

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

знать:

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

Уметь:

находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

находить необходимую информацию в книге;

читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3

5

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Работа в группе

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

4

6

Рукописные книги Древней Руси.

Работа в паре

Фронтальный опрос. Выразительное чтение

5

9

Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров.

Выразительное чтение. Фронтальный опрос.

Устное народное творчество (14 ч)

6

10

Русские народные песни.

Выразительное чтение

Уметь:

различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности.

Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом; выражать свою позицию.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории, пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато, сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Выполнять творческие проекты.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

11

Докучные сказки.

Работа в паре

Выразительное чтение

8

12

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

работа в группе

Выразительное чтение

9

16

Развитие речи: сочинение докучных сказок.

Составление докучной сказки

10

17

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Работа в паре

Деление текста сказки на части. План сказки.

11

18

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Работа в группе

Выразительное чтение; краткий пересказ

12

19

Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Проверка техники чтения (Входн)

Выразительное чтение;

13

Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Работа в паре. Работа в рабочей тетради

Деление текста сказки на части. План сказки.

14

Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Работа в группе

краткий пересказ

15

Сказка «Сивка-бурка».

Работа в рабочей тетради

Выразительное чтение;

16

Сказка «Сивка-бурка».

Работа в паре

Чтение по ролям. Разделить текст на части; краткий.

17

Сказка «Сивка-бурка».

краткий пересказ

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Защита проекта

19

Обобщение по теме. Проверим себя и оценим свои достижения.

тест

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза»..

Работа в рабочей тетради.

Наизусть

Знать:

лирические произведения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова;

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

Выучить наизусть понравившиеся стихотворения;

Уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 - находить  в тексте слова и выражения для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

 - понимать образные выражения, используемые в произведениях.

понимать значимость великих русских писателей и поэтов для русской культуры;

Прогнозировать содержание раздела.

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Выполнять творческие проекты.

21

Ф. Тютчев «Листья». Олицетворение – средство художественной выразительности

Выразительное чтение

22

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

Работа в паре

Наизусть

23

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Работа в паре

наизусть

24

И. Никитин «Встреча зимы»

Работа в паре

25

Картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы

Работа в парае

26

И. Суриков «Детство»

Работа в паре

наизусть

27

И. Суриков «Зима»

наизусть

28

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении..

29

Проект «Как научиться читать стихи»

Защита проекта

30

Оценка достижений

тест

Великие русские писатели (24 ч)

31

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин — великий русский писатель.

выразительное чтение, сообщение

Знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов

Уметь:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

=понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

-задавать вопросы по прочтанному произведению, находить на них ответы в тексте; нхдить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предвартельной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

 - читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);  

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

 -аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать баснюРазличать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.

. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

32

Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

Наизусть

33

А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Наизусть

34

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане

Работа в рабочей тетради, работа в паре

Выразительное чтение; восстановление последовательности событий, пересказ по плану отрывок наизусть

35

36

37

38

И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы.

Работа в группе

выразителькое чтение

39

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки». Мораль басен. Нравственный урок читателю.

выразительное чтение

40

И.А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Характеристика героев на основе их поступков.

выразительное чтение

41

И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

наизусть

42

Развитие речи: Подготовка к театрализации басен.

Работа в группе

театрализации басен

43

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт.

44

«Горные вершины», «На севере диком»

45

«Утёс», «Осень»

46

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Детство Л.Н. Толстого.

47

Л.Н. Толстой «Акула».

48

49

Л.Н. Толстой «Прыжок»

50

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

51

Развитие речи. Обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному.

52

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

53

Проверим себя и оценим свои достижения

54

Обобщение по разделу.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!»

Знать:

. названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

 - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

 - изобразительные художественные средства.

Уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

 Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Самостоятельно придумывать поэтические образы.

56

Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений.

57

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»

58

К. Бальмонт «Золотое слово»

59

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы»

60

Оценка достижений.

Литературные сказки (8 ч)

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.

Знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

Уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;

- восстанавливать  авторский  текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой  героя произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

64

Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказок.

65

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

66

Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику  деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...