Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

garasimchuk68

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться

               миру».  С. Я. Маршак «Ландыш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-chtenie-1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться

               миру».  С. Я. Маршак «Ландыш».

ПРЕДМЕТ: литературное чтение

КЛАСС : 3

АВТОР: Гарасимчук Л.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: МБО УНОШ №17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: система Л.В. Занкова

                                                                      учебник « Литературное чтение»

                                                                      автор: Н.А.Чуракова

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучения:

Показать полнокровность поэтических образов весны, созданных

                     С.Я.Маршаком; выразительные художественные образы; точность

                     передачи эмоционального состояния лирического героя.

  • Развития:

     Внимания, творческого воображения, эмоциональной чуткости,

                     тонкости восприятия художественной речи, интерес к предмету и

                     культуре общения.

  • Воспитание:

Нежных чувств, сердечной привязанности к родным местам, любви

к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет С.Я.Маршака, выставка книг поэта

                             ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Организационный момент.

       Итак, друзья, внимание-

       Ведь прозвенел звонок.

       Садитесь поудобнее-

       Начнём скорей урок.

      - В кого мы превращаемся на уроке  литературного чтения?

                                                        ( в исследователей)

      -А какое чувство  влечёт, подталкивает нас к исследованию?

      - Так вы готовы открывать, новые литературные секреты?

      - Тогда я прошу вас не только слушать и вслушиваться, но и созерцать.

  1. Мотивация. Определение темы и цели урока.

      - Что значить созерцать?

                (на доске запись)

       Созерцать – чувствовать сердцем, быть полностью во власти

       увиденного.

      - Что мы сегодня будем слушать, во что вслушиваться и что созерцать

        вы узнаете, выполнив работу в группах.

       1 и 2 группы: отгадать загадку, расположив строчки загадки в

         определённой последовательности. (приложение 1)

       3 и 4 группы: разгадать головоломку (приложение 1)

       5 и 6 группы: найди слово (приложение 1)

      - Какое слово получилось? (ландыш)  показ слайда

      - Что знаете о ландыше?

            В тени больших деревьев, в густой траве притаился цветок – два

            больших овальных остроконечных листа, а между ними на высокой

            ножке несколько маленьких белых колокольчиков. Это ландыш.

            Ландыш по праву называют жемчужиной русских лесов.

      - Подберите сравнения. На что похож цветок? ( на колокольчики, на

        бубенчики, на восковые чашечки)

      - Много писателей и поэтов в своих произведениях описывали этот

        прелестный цветок. Одним из таких поэтов был С.Я.Маршак.

                         (портрет поэта)

      - Что вы знаете об этом поэте?

              С.Я.Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов.

              Родился в Воронеже. Семья была большая и дружная. С раннего

              детства писал стихи, а став взрослым стал выпускать стихо-

              творные книжки, которые мгновенно завоевали любовь

              маленьких читателей. Стихи Маршака сопровождают нас на

              всех дорожках детства.

      - Как вы думаете, как будет называться стихотворение С.Я.Маршака,

        с которым мы познакомимся на уроке?

      - Какая тема урока?  (на доске: «С.Я.Маршак «Ландыш»)

      - Определите цели урока.

  1. Физминутка. Цель: снять усталость глаз.

  1. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемы.

                 - Послушайте стихотворение С.Я.Маршака. Интересно, что оно нам

                   откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?        

      (чтение учителем наизусть)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

2. Словарная работа.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подчеркните слова, смысл    

  которых вам не понятен.

- Смысл каких слов вы хотели бы уточнить?

                    (на доске слова)

                  Объят – охвачен, обнят

Жемчужины – сокровища. Твёрдое, состоящее из перламутра            образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зёрен.

Бутоны – почки цветка.

Бубенчики – шарики, позванивающие при встряхивании.

Венчики – часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.

Спелёнутый – запеленали, завернули

Томится – мучается

Глушь – глухое, заросшее место.

Благоухание – аромат, приятный запах.

3. Индивидуальное чтение.

- Кто хочет прочитать стихотворение вслух?

4. Анализ лирического стихотворения.

- Каких два весенних образа вы увидели в стихотворении? (образ леса и ландыша)

- Прочитайте те строчки, которые представляют образ леса.

- Какой вы увидели лес? (чёрный, голый, сонный, с трудом просыпается, томится)

- Он счастлив? (он сотворил нежный цветок – ландыш)

- Вы чувствуете, что лес живой? Подтвердите словами стихотворения.

- Какой литературный приём использовал автор? (олицетворение)

5. Физминутка о лесе.

6. Продолжение работы над стихотворением.

- В какое время года можно встретить в лесу ландыш?

- Прочитайте, как поэт описывает этот цветок.

- Какой приём он использует? (сравнение)

- Найдите в тексте примеры. (ландыш сравнивается с ниточками, на

  которых дрожат жемчужины; бутоны – круглые бубенчики; ландыши

  колокольчики весны)

- Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? (бережно спелёнутый,

  растёт в глуши нетронутой, прохладен, хрупок и душист)

- Как лес относится к ландышу? (лес старый, мудрый с нежностью и

  лаской относится к своему крошечному творению, отдавая всё лучшее,

  что у него есть, цветку: свой аромат- благоухание и «счастливую

  тоску».)

- Как вы понимаете, что такое «счастливая тоска»? (мечта о приходе

  весны).

- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение

  картиной леса?(ландыш – это клад, драгоценность, спрятанная в лесной

  глуши. Лес, как тёмная закрытая шкатулка, в глубине которой лежит

  ниточка жемчуга на зелёной шёлковой подкладке)

7. Вывод. Решение проблемы. 

 - Удивил ли нас поэт? Чем? (поэт очень красиво описывает цветок)

 - Что же нам открыл поэт? (через образ цветка – ландыша- автор

    передаёт большую картину весны)

  1. Выразительное чтение.

 - Как же надо прочитать это стихотворение, чтобы передать все

    чувства, которые вложил в него поэт? (нежно, тихо, не торопясь)

             чтение в парах, чтение вслух, оценивание

  1. Итог урока.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А сам цветок? Обязательно ли нужно срывать его, чтобы полюбоваться

  им? Почему?

- Кто знает, какую пользу приносит ландыш?

Собирая цветы, люди обычно говорят: «Ничего, на наш век хватит».

Вот мы с вами живём в новом веке, и нам уже многого не хватает.

А через десять лет наши дети о красоте ландыша смогут прочесть только в книге. И о том, что не смогли сберечь их красоту , они обвинят нас.

Мудрый поэт Самед Вургун сказал однажды:

                     Я должен над цветами наклониться

                     Не для того, чтоб рвать или срезать.

                     А чтоб увидеть добрые их лица

                     И доброе лицо им показать.

Давайте мы тоже станем добрыми с теми, кто живёт рядом с нами.

А чтобы ландыши радовали глаз не только в редкие походы в лес,

достаточно посадить растение в своём саду.

  1. Домашнее задание по выбору:

    1.Читать выразительно.

    2.Выучить наизусть.

  1. Рефлексия.

- Представьте, что у вас в цветочном горшочке вырос ландыш.

- Кому из ребят вы бы подарили его?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам

   эти знания?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особый взгляд поэта на мир С.Есенин "С добрым утром!"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО  и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условия для формирования у детей познавательных интересов, комму...

Тайна особого зрения или поход второклассников в Музейный Дом

Статья раскрывает некоторые особенности работы над разделом "Музейный дом" на уроках литературного чтения во 2 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока  включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...

Презентация к уроку литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок помогает обучающимся творчески осмыслить стихотворение, активизировать умственную деятельность. На данном уроке происходит литературное расследование, решаются не только познавательные поэтически...

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш»....

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц».

Цели урокаобразовательные:·        организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке  "тайны особого зрения"; в осознании и осмысл...