Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Голяева Людмила Николаевна

Цели урока

образовательные:

·        организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке  "тайны особого зрения"; в осознании и осмыслении идейного содержания сказки;

·         совершенствовать  навыки выразительного и сознательного чтения;

·        пополнять словарный запас;

·        продолжить работу по развитию критического мышления

развивающие:

·        развивать  творческие способности и философские представления (что имеет ценность в жизни); 

·        продолжить формирование умения выражать свои мысли, развивать речь:

·        учить видеть красоту простых вещей.

воспитывающие:

·        воспитывать чувство ответственности за тех, кто рядом;

·        воспитывать уважительное отношение к мнениям своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_malenkiy_prints.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент -  Экзюпери «Маленький принц».

Цели урока

образовательные:

  • организовать деятельность обучающихся в поиске пути к разгадке  «тайны особого зрения; в осознании и осмыслении идейного содержания сказки;
  •  совершенствовать  навыки выразительного и сознательного чтения;
  • пополнять словарный запас;
  • продолжить работу по развитию критического мышления

развивающие:

  • развивать  творческие способности и философские представления (что имеет ценность в жизни);  
  • продолжить формирование умения выражать свои мысли, развивать речь:
  • учить видеть красоту простых вещей.

воспитывающие:

  • воспитывать чувство ответственности за тех, кто рядом;
  • воспитывать уважительное отношение к мнениям своих товарищей.

УУД

Личностные действия:

  • развитие интереса к предмету.

Регулятивные действия:

  • формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные действия:

  • вырабатывать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия:

  • формировать умение выполнять работу в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: усвоение новых  знаний

Образовательные ресурсы : Презентация Антуан де Сент  Экзюпери», учебник : Н.А.Чуракова «Литературное чтение 4 класс» часть 2, Москва, Академкнига, 2013.

1. Приветствие.

2. Беседа

-Для чего мы приходим на урок литературного чтения?

3. Повторение пройденного.

-Сегодня будет много трудных и  интересных заданий и вопросов

СЛАЙД.  Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, предлагаю вам поработать в парах и выбрать из предложенных высказываний  только  истинные и  обвести  соответствующую букву.

П

Сказки про Ёжика и Медвежонка написал Б.Пастернак.

О

Автор рассказа «Как провожают  пароходы» И.Пивоварова.

С

Главный герой рассказа «Бумажная победа» мальчик Геня.

О

Белка и Заяц из сказки С.Козлова «Давно бы так, заяц» любовались закатом.

К

Через сосну в сказке «Пой, птица,пой!» Заяц учил прыгать Ёжика.

Б

Автор картины  «Звёздная ночь»  Винсент Ван Гог.

О

Верно ли записаны строки стихотворения В.Соколова:

«О умножение листвы

На золотеющих дорожках!»

Е

Поросёнок в сказке С.Козлова не научился прыгать через сосну, так как заслушался пением соловья.

М

В стихотворении Пастернака на краю обрыва стояла Снежная королева.

З

Борис Пастернак – автор стихотворения «Опять весна».

Р

Полубезумным болтуном Пастернак назвал ручей.

Е

В.Соколов сравнил пение соловья с пением льдин.

Н

С.Лагерлёф – первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Ж

Нильс обидел великана, и он его заколдовал.

И

Мартин – это домашний гусь.

Е

Нильс изменился в лучшую сторону и заклятье было снято.

4. Отчёт пар.

- Какая фраза получилась? / ОСОБОЕ ЗРЕНИЕ/

-Прочтите те высказывание , которые оказались ложными и исправьте их.

П

Сказки про Ёжика и Медвежонка написал  Сергей Козлов

К

Через сосну в сказке «Пой, птица, пой!» Заяц учил прыгать Поросёнка.

М

В стихотворении Пастернака на краю обрыва стояла Снегурка.

Ж

Нильс обидел  гнома  и он его заколдовал.

- Какое зрение называют особым? / внутреннее, видим не глазами , а сердцем/

-Это легко или сложно?

-А кто из людей обладает в большей степени таким зрением? ( поэты, писатели, художники…)

- И вот сегодня,  мы с вами,  продолжая работу над  произведениями этого раздела учебника,  познакомимся с ещё одним прекрасным произведением и его автором, полюбившемся миллионам читателей со всего мира.

Актуализация новых знаний

СЛАЙД ...Серые стены, увитые плющом, высокая каменная башня - в раннем средневековье ее сложили из больших круглых валунов...

В начале XX века изрядно обветшавший замок приютил овдовевшую графиню Мари де Сент-Экзюпери и ее пятерых детей.

Старый дом был полон сокровищ, но маленького Антуана (в семье все звали его Тонио) привлекало не это. За домом был сеновал, за сеновалом - огромный парк, за парком тянулись поля, все еще принадлежащие его роду. Живность занимала его больше всего на свете. Он пробовал приручать кузнечиков, выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком - свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек. Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его.

5. Антуан де  Сент-Экзюпери  / дети впервые видят фото этого человека/

-Что можете сказать об этом человеке? / военный, лётчик……./

-Хотите узнать о нём?/слайд/

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе.  Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, подарив надежду на счастье.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.                              

-Самым известным его произведением была сказка для детей и взрослых «Маленький принц». /слайд/

- Слышали о нём, читали?

7. Чтение 1 части произведения подготовленными учащимися.

-Сейчас мы прочтём отрывок из этой сказки, откройте содержание произведений учебника. Найдите произведение и откройте нужную страницу учебника. Взгляните на текст, при чтении обратите внимание пометы на цветном фоне.

8. Первичное понимание прочитанного.

- Кто главный герой? (Маленький принц)

-Послушайте и скажите, о чём идёт речь. Она была чуть побольше его самого … (Планета, на которой жил принц)

- Они занимали совсем мало места и никого не беспокоили ... (Цветы)

- А этот пророс однажды из зерна, занесённого неизвестно откуда.  (Цветок)

9. Работа над содержанием.

Работа с вопросами учебника стр. 73 – 74.

- Прочитайте слова на цветном фоне. Проверьте, они относятся к одному растению или к разным?

- Знаете ли вы название этого цветка? Почему оно не названо в тексте напрямую?

По каким приметам можно узнать цветок, появившийся на планете Маленького принца?

Найдите описание того, как бутон готовился стать цветком.

СЛАЙД.

- Подтвердите, что автор использует приёмы олицетворения,  сравнения и повтора.  (Чтение отрывков из текста)

СЛАЙД

- Какими чертами характера она обладает?   Для ответа на этот вопрос, поработайте в парах. Посмотрите, на доске записаны слова – опоры, эти же слова есть у вас на карточках.

КАПРИЗНАЯ

КОКЕТЛИВАЯ

ПРЕКРАСНАЯ

ГОРДА  И ОБИДЧИВА

ТРУДНЫЙ ХАРАКТЕР У ЭТОГО ЦВЕТКА

НЕ СТРАДАЕТ ИЗБЫТКОМ СКРОМНОСТИ

НЕЖНАЯ

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ

- Выберите те, которые характеризуют розу и подберите цитату.

- Изменялось ли отношение Маленького принца к розе? Как? / сначала восхищение, а потом сомнения, стал  чувствовать несчастным/

- Прочтите ВЫВОД , к которому пришёл маленький принц в конце части.

- Кого касается этот вывод его самого или цветка? /его самого,он понял, что все капризы Розы, для того, чтобы привлечь его внимание, так, как она его полюбила/

10. Рефлексия.

-Актуален ли вывод, сделанный Маленьким принцем в наше время?

- Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм. Художники и создатели мультфильмов, вдохновлённые прекрасной повестью  Экзюпери,  создали произведения, посвященные маленькому принцу

Видео и песня на музыку М. Таривердиева и слова  Н. Добронравова «Звёздная страна».

 - Дорогие мои друзья! “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым

- Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Давайте учиться радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

–И тогда, когда  в ночном небе расцветут звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! 

11.Выставление отметок.

12. Домашнее задание. Прочесть 1, 2 часть сказки. Нарисовать розу, отразив в рисунке черты характера.

КАПРИЗНАЯ

КОКЕТЛИВАЯ

ПРЕКРАСНАЯ

ГОРДА  И ОБИДЧИВА

ТРУДНЫЙ ХАРАКТЕР У ЭТОГО ЦВЕТКА

НЕ СТРАДАЕТ ИЗБЫТКОМ СКРОМНОСТИ

НЕЖНАЯ

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Разработанное тематическое планирование уроков математике по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса А.Л. Чекин. В планировании указаны УУД...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

Урок для 1 класса по программе «Перспективная начальная школа».

Урок для 1 класса по программе «Перспективная начальная школа». Тема урока: Письмо заглавной буквы «Р». Презентация к уроку....

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 4 классе Разгадка тайны «особого зрения» по сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».

Технологическая карта - подробное описание действий учителя и обучающихся. Здесь показана работа с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока литературного чтения "Пивоварова. "Сочинение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с биографией И. Пивоваровой, рассказом И.Пивоваровой «Сочинение».Задачи урока:Дидактические:знать особенности юмористи...