Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Кондрашова Юлия Александровна

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.69 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Г. Скребицкий «Осень»

Цели:

  • показать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом  тексте;
  • учиться сравнивать произведения литературы  по содержанию и настроению, находить общее и различное;
  • учить находить  в тексте средства художественной выразительности: сравнения;
  • учить отстаивать свою точку зрения;
  • учить анализировать произведения
  •  воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы;
  • учиться выражать свое понимание текста через инсценирование.

Планируемые достижения учащихся:

  • формирование эмоционального восприятия прозаического текста на слух;
  • формирование умения участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному;
  • умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний.

Деятельность учителя:

Деятельность детей:

Что такое красота? Для чего она нужна? Где ее можно увидеть? А как определить, что красиво, а что - нет? Кто это определяет?

Например, какое, по-вашему, самое красивое время года?

Почему-то единицы из вас назвали Осень.

Кто считает, что осень – некрасивое время года? А кто считает, что красивое?

Давайте попробуем поспорить. А поскольку любой спор должен быть аргументирован, я попрошу…… доказать свои мнения, заполнив эту таблицу.

Осень

Красива потому, что….

Некрасива потому, что….

2 ученика у доски заполняют таблицу.

(оценка)

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж небо осенью дышало…”)

Деятельность учителя:

Деятельность детей:

А пока ребята заполняют таблицу, напомните мне, кто рассказал нам о своем ощущении осени на прошлом уроке?

Что именно А.С. Пушкин нам рассказал?

Давайте оценим выступления ребят:

Громкость  Темп  Выразительность  Правильность произношения  Ошибки Настроение

Какое настроение создает это стихотворение? (записать на доске)

Что Пушкин говорит в этом стихотворении об осени? (скучная пора)

А теперь вернемся к нашим спорщикам. Давайте посмотрим, что же у них получилось?

Как вы думаете, а взгляд Пушкина на осень к мнению кого из ребят ближе?

 Осень, по мнению Пушкина, – это красивое или некрасивое время года? (некрасивое)

А вы знаете о том, что Осень было самое любимое время года для А.С. Пушкина? Он называл осень «очарованием очей». Но как же так? Что прекрасного в той картине, которую он нам описал?

Красота – это способность видеть.

Среди доводов, что осень некрасива – лужи. Но один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звезды. (Иммануил Кант)

Т.е. А.С. Пушкин умел видеть что-то такое, чего не видим мы.

Работая сегодня  на уроке, мы должны решить проблему:

Осень – это скучное, некрасивое время года  или прекрасное? (на доске).

2 ученика рассказывают стих-е  А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»  наизусть

(Оценка детьми по критериям)

4. Введение в тему урока

Деятельность учителя:

Деятельность детей:

Но для начала давайте пригласим  Осень в наш класс.

Игра: Составь портрет осени

  • Посмотрите за окошко.  Какого цвета Осень? Первая группа будут модельерами. Попробуйте создать из тканей, которые я для вас приготовила, образ Осени Пушкина. Создать то настроение, которое ощутил Пушкин, когда написал свое стихотворение.

  • Как  пахнет Осень? Вторая группа детей будут парфюмерами. Они буду создавать запах осени. (На листке бумаги написать,  как пахнет осень, из каких запахов складывается запах Осени)

  • А какой у нее голос? Их каких звуков он состоит? Третья группа будет музыкантами  и создаст из подручного материала на ваших партах голос осени. Шуршание листьев мы слышим даже в названии этого времени года - Осень

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

А кем могла быть осень по профессии?

1 группа: наряжают манекен

2 группа: создают запах осени

3 группа: шумовой оркестр

5. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся  с произведением одного замечательного автора, который очень интересно определил профессию осени.

Откройте учебники на стр.109, назовите автора и название нашего нового произведения.

А) Знакомство с биографией Г.Скребицкого  (слайд)

Об этом замечательном  писателе нам расскажет Никита.

Георгий  Алексеевич  Скребицкий  родился 20 июля 1903 года в Москве. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Георгий  Алексеевич  с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,  охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки. Писатель часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи - природа и художественная литература. И ему удалось воплотить в себе обе эти профессии. Георгий Алексеевич Скребицкий стал замечательным писателем-натуралистом, т.е. стал писать рассказы и сказки о природе. Он написал сборник рассказов «Простофили и хитрецы», «Рассказы охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья»,  «Лесной прадедушка» и другие.

 В своих произведениях Скребицкий рисует картины природы,  учит наблюдать за природой, видеть  и понимать её красоту.

Б) Речевая разминка

Сейчас мы с вами будем читать. Но нам требуется провести некоторую подготовку.

  • Дыхательное  упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.

  • Дикционное упражнение.

Вот и осень пришла.

Произнесите это предложение с разным настроением:

- радостно

- испуганно

- торжественно

- печально

- удивленно

В) Первичное восприятие текста (комбинированное чтение).

- При чтении обратите внимание на описание деревьев в лесу.

Г) Проверка первичного восприятия:

Какое настроение создает это произведение? (записать на доске)

Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

 Покажите руками, какую осень изобразил Пушкин?

А теперь покажите, какую осень увидел Скребицкий?

- О каком периоде осени говорит Скребицкий?

- Реалистическая или сказочная картина изображена писателем? Каков жанр этого произведения?  (сказка)

Почему Художник-Осень написано с заглавной буквы? -Какой приём использовал автор при описании осени? (на доске карточка)

(олицетворение - когда неодушевлённый предмет описывается как живое существо)

Кто поможет мне составить обложку произведения? Докажи.

6. Физминутка

Мы листики осенние, На ветках мы сидим,

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал И листочки все поднял.

Закружились, полетели И на землю снова сели.

рассказ подготовленного ученика (оценка)

Портрет Скребицкого

Выставка книг

Дети выполняют упражнения

читают хорошо читающие дети

Ученик у доски (оценка)

8. Повторное чтение с целевой установкой.

Деятельность учителя:

Деятельность детей:

а) - Какие действия совершает Осень как живое существо? Найдите в тексте и прочитайте.

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

Словарная работа.

Каким цветом украсила Осень каждое из этих деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в тексте.

Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны. (слайд)

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет? Давайте посмотрим на фотографии.  

-  Какой краской она разрумянила осинки? (слайд)

А что такое осинник? (место, где растут осины)  

- А  можно рассказать о красоте  некрасивым языком?

- Какие приемы используют писатели, чтобы украсить речь, ярче передать задуманное? На доске карточка «Сравнение»

Прочитайте абзац об осинах и найдите сравнения.   (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

 Как автор описывает  дуб? Как он его называет? Почему?   (слайд) 

(столетний дуб - могучий богатырь, старик)   Почему дуб назван стариком? (дубы живут до 800 лет)

 -Как Осень обрядила старика?    

- Что такое броня? – металлическая одежда воина, защищающая туловище. (слайд)

- Какого цвета вы представляете медную броню? Да, цвет меди желто-коричневого цвета, как монетка (слайд). 

А почему  для дуба художник-осень использует именно этот цвет?

В настоящую кованую броню одевали защитников-богатырей, дуб олицетворяется с богатырём, листья у дуба осенью красно-жёлтой окраски, по окраске похожи на медь

-Найдите описание лип.  Как осень выкрасила их? (слайд) 

Золотая парча (плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитями). (слайд)

- Какие же деревья не тронула осень? Какими она их оставила?

Найдите и прочитайте описание сосен и елей.

- Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите    

 - С чем автор сравнивает стога? (Башни)

 Что такое  «косяки птиц»? (стая птиц в определенном порядке)

- Какие чувства испытывает автор в конце произведения?  (Светлая грусть. Он грустит, потому что прощается с птицами, но светлая потому, что они вернутся. Грустно -  поля опустели, а светло, потому что много убрали хлеба и скосили много травы).
- Почему автор делится с нами этой грустью, что хочет нам передать?

9. Творческая работа «Живой пейзаж»

Посмотрите на доску и подберите к каждому дереву нужный цвет:

березы, клены

золотой

осинки

темно-зеленый

дубы

лимонный

липы

медный

ели, сосны

ярко-красный

Осень у Скребицкого подобрала каждому дереву не только свой цвет, но и свой материал? Как вы думаете, почему? (Разный характер у деревьев) И деревья у Скребицкого получились, как живые.

Давайте и мы побудем ненадолго художниками и создадим иллюстрацию к рассказу Скребицкого, только иллюстрация будет не обычная, а живая.

(с помощью тканей, с опорой на доску дети создают «портреты» деревьев)

Давайте посмотрим, какая же у вас получилась Осень.

Как вы думаете, почему автор выбрал для Осени  профессию художницы?

Какую сторону нашего спора поддерживает автор? (Осень – это красота)

Чей взгляд на осень вам ближе?

А теперь давайте сравним два взгляда двух разных людей на осень (манекен и живая картина).

Посмотрите на осень Пушкина (манекен). Опишите. Какие краски использовали авторы произведений для создания портрета осени? Она прозрачная, хрупкая, воздушная….Это красиво? Для Пушкина в этом была красота.

А теперь давайте посмотрим на осень Скребицкого (Работа детей). Опишите. Это красиво? Какой же вывод мы можем сделать? (и один и другой взгляд – это красота)

Можно ли сказать, что авторами созданы одинаковые картины?

А почему работы такие разные? Ведь и в стихотворении и в рассказе описывается одно время года?

10. Работа с пословицей

ОЙ! У меня на доске была приготовлена пословица, но подул ветер и перемешал слова. Соберите пословицу.

восемь   осень   перемен

ОСЕНЬ – ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.

- Как вы понимаете пословицу? О каких переменах говорится в пословицах?

(то тепло, то холодно; то солнечно, то пасмурно; то дождливо, то сухо; )

А ведь в этой изменчивости  и состоит красота Осени. Она каждый день разная. Она неуловимо меняется. То это «скучная пора», по словам А.С. Пушкина: моросящие серебряные дожди, пасмурные дни .  Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной. Именно эту осень описал нам Г. Скребицкий. У каждого осень своя.  И это хорошо.

Каждому осень открывает свою красоту по-своему.

11. Подведение итогов, рефлексия.

А теперь давайте вернемся к главном вопросу урока:

«Осень - это скучная некрасивая пора или прекрасное?».

Выскажите своё мнение. Как вы воспринимаете осень?

Осень…  

Осень ждет вас сегодня на улице. Она что-то приготовила именно для вас. Только вы не пропустите. Смотрите внимательнее. Ведь красота – это умение видеть.

Научившись видеть красоту вокруг, мы становимся ее частью, она рождается внутри нас, делая нас прекрасными.

12. Домашнее задание.

Дома напишите мне, какой же вам открылась осень. Составьте маленький рассказ об осени, используя свои собственные высказывания на эту тему, сравнения.

И вторе задание для тех ребят, кто хочет научиться еще и красивому языку: выучите второй абзац наизусть.

Выборочное чтение.

Карточка на доске:

березы, клены

карточка на доске : осины

карточка на доске : дуб

карточка на доске:

липы

карточка на доске:

ели и сосны

Творческая работа детей

Дети создают живую картину


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Конспект урока литературного чтения «Колыбельная песня» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Колыбельная песня» Цели деятельности учителя: формирование знаний о народных колыбельных пенях; формирование умений анализировать художественный текст. Планируемые результаты Предме...

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка...