Кузбасские поэтические странички
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Болотова Татьяна Степановна

Конспект внеурочного мероприятия для 1 кл. по программе "Моя малая родина" подготовлен в рамках городского семинара для координаторов ро здоровью.

Через знакомство юных читателей с книгами местных авторов из серии "Детские книги Кузбасса" формируются знания о здоровом образе жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Болотова Татьяна Степановна, библиотекарь МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 19». Ленинск-Кузнецкий

«Кузбасские поэтические странички»

Конспект  мероприятия внеурочной деятельности

по программе «Моя малая родина» для учеников 1 класса

в рамках городского семинара для координаторов по здоровью

Болотова Татьяна Степановна,

библиотекарь МБОУ «Основная

общеобразовательная школа № 19»,

Ленинск-Кузнецкий городской округ,

Кемеровская область

Цель: формирование читательской культуры новых пользователей библиотеки.

Задачи:

  1. Познакомить читателей с новинками – детскими книгами из серии «Детские книжки Кузбасса».
  2. Научить рассматривать иллюстрации книг.
  3. Формировать читательскую культуру через знакомство с авторами, художниками-иллюстраторами.
  4. Расширять знания о здоровом образе жизни (профилактика простудных заболеваний).

Материалы и оборудование:

  1. Фото с фрагментами встреч с писателями г. Ленинска-Кузнецкого (Г. Золотаина, Н.Глушкова, Н. Сурова).
  2. Книжная выставка: «Детские книжки Кузбасса».
  3. Раздаточный материал: лабиринт «Ангина», памятка-градусник.
  4. Текст сказки Татьяны Яковлевой «Про воробушка Сашку».
  5. Наглядность: на доске размещены иллюстрации художницы Ларисы Тимофеевой.
  6.  Стихотворение Н.П. Глушковой «Магнитные лужи».
  7. Аудиозапись чтения стихотворения «Магнитные лужи» автором.
  8. Магнитофон.
  9. На полу обозначен ручей и огромная лужа.

Ход

Рассказ библиотекаря:

Я рада приветствовать Вас на нашей новой встрече.

Как вы думаете, сколько писателей живёт в нашем городе? Конечно, трудно посчитать, ведь сочинять любят многие. А вот настоящих писателей, которые имеют звания совсем немного. Два члена Союза писателей России (Галина Золотаина и Алексей Бельмасов) и члены союза писателей Кузбасса Нина Сурова и Нина Глушкова. На этих фото вы видите фрагменты встреч с учениками нашей школы.

Сегодня я принесла для вас книги из серии «Детские книжки Кузбасса». Вы, думаю, помните, что это  поэтические произведения писателей проживающих в Кемеровской области. В этой серии вышло уже 15 книг и все они в стихах. На этих полочках поселились замечательные стихи Нины Петровны Глушковой. Нина Петровна работала библиотекарем в деревне Красноярка, а сейчас руководит детским кружком «Светлица». В 2012 г. её приняли в Союз писателей России». Много раз приезжала к нам в школу и некоторые книги с её автографами – дарственными надписями. Сама она всегда считала себя детским писателем, ведь писала она для своего сына Никиты. Наблюдая за ним и его друзьями, она подмечала интересные вещи.  Я зачитаю стихотворение из её книги «Ручеёк», а вы сами придумаете ему название.  

Начало весны

Небосвод поднимается выше,

На снегу исчезают следы,

А к утру вырастают на крыше

Любопытных сосулек ряды.

Заблестит ручеёк вдоль дороги,

Обернётся водицей снежок –

И появится нежный и робкий

На проталинке первый цветок.

Нина Глушкова

Как бы вы назвали это стихотворение?  Какие приметы одного из времен года вы услышали? (небо стало выше, появились сосульки, побежали ручьи, тает снег и появились подснежники). Верно, раз в нём названы все приметы весны, то и название будет связано с этим временем года. Начало, конец или середина весны? Отлично! Стихотворение так и называется «Начало весны».

А что больше всего любите делать вы весной? А ходить по лужам? Вот это как раз и подметила Нина Петровна в своём стихотворении «Магнитные лужи». Жаль, что взрослые часто запрещают это делать, но мы с вами оденем мысленно резиновые сапоги и осторожно пойдем по этим магнитным лужам слушая, как автор сама прочтёт это стихотворение. (Слушая аудиозапись дети свободно передвигаются по классу).

Магнитные лужи

Только ранней весной,

После стужи

Вырастают магнитные лужи,

И чем больше

В тех лужах водицы,

Тем труднее от них уклониться.

Так и тянут они ребятишек,

Самых смелых девчонок, мальчишек,

Так и манят измерить до края,

Так и дразнят, на солнце сверкая.

Нина Глушкова

. Чувствуете, что ногам-то холодно в резиновых сапожках. Чем нам это может грозить? (Простудой). Не будем задерживаться в этих очень холодных первых весенних ручейках и пройдём за свои парты вот по этим островкам. Обратите внимание, что с иллюстрации Анны Моржиной за вами наблюдал любопытный воробей.

Это герой одной трёх книг новокузнецкой писательницы Татьяны Яковлевой – сказки «Подарок», «Про воробушка Сашку» и «А зима – она какая?»

Сказки Татьяны Яковлевой необычные. Они, мудрые и радостные, простые и понятные, написаны в стихах. Её забавные лесные зверята живут своей сказочной жизнью, в которой всегда происходит что-нибудь необычное. И имена  её героев ласковые – упрямый воробушек Сашка, девочка «Звёздочка», котенок Снежок и девочка Мила. А художница Лариса Тимофеева украсила страницы книг снежными голубоватыми морозными узорами. Прикасаясь к страницам, чувствуешь легкую зимнюю прохладу.

Физминутка. Согревающая зарядка.

1. «Обнималки». Сидя на стульях, разводим руки в стороны и крепко обнимаем себя за плечи.

2. «Ждем друзей» Стоя, руки на поясе. «Смотрим вдаль» из-под правой руки, приставленной ребром ладони ко лбу, левую ногу отставляем назад на носок. Слегка потянулись вперед-вверх.

3. «Греем щеки». В быстром темпе потираем ладошки, разогревая их до ощущения тепла, и прикладываем к своим щекам, задерживая несколько секунд.

4. Вдыхаем свежий морозный воздух. Медленно через нос вдыхаем, задерживаем дыхание, выдыхаем через рот. Вдох-пауза-выдох.

Чтение сказки «Про воробушка Сашку» из одноименной книги. (С. 10-15)

Не на море-океане, не на острове Буяне,

не за тридевять земель –

в старом городе под крышей,

там, где трубы жаром дышат,

прожил зиму воробей –

маленький Сашка, серая рубашка,

пёстренькая спинка, в клювике смешинка.

Он хотел, чтоб весна вернулась поскорее,

а морозы всё злее и злее.

Он мечтал о жарком и радостном лете,

а его пронизывал ветер.

Но однажды проснулся наш воробьишка,

высунул любопытный носишко,

от восторга не свалился едва:

вдоль крыши – стеклянные кружева!

-Чик! – удивился Сашка

и легонько клюнул стекляшку.

-Динь! – ответила она слабенько

и уронила капельку.

-Чирик! – засмеялся Сашка

и посильнее клюнул стекляшку.

- Дзинь – ответила она песенкой

и закапала весело.

- Чик-чирик! –

воскликнул воробьишка. –

Да это же не стекляшка, а ледышка!

Роняет зима прощальные слёзы.

Ручьи потекли. До свиданья, морозы!

Как красиво звенит капель. Вы будете хор. Предлагаю мальчикам побыть воробьями и задорно почирикать (Чик-чирик), а девочкам изображать звон сосулек (Дзинь – протяжно). «Дирижирую» хором.

И чириканьем громким торопит весну

воробушек Сашка, серая рубашка,

пёстренькая спинка, в клювике смешинка.

А весна гордой павою выступает:

снег вокруг потихоньку темнеет и тает,

и весёлая травка вылезает наружу,

и лучистому солнышку улыбаются лужи.

Воробьишка погодой весенней доволен,

размечтался уже:

- Искупаться мне, что ли?

Но в ответ прочирикала мама устало:

- Заболеть тебе только не хватало!

Пригревает, пожалуй, ещё слабовато,

да и снега, пожалуй, ещё многовато,

да и ветер сегодня прескверный к тому же…

Оглянуться не успела,

а Сашка плещется в луже.

- Что же ты, Сашка, так поспешил?

Ты всех воробушков насмешил.

Смотри, заболеешь, глупый мальчишка!

Но звонко чирикает воробьишка:

- Чик-чирик! Чепуха какая!

По-моему, здорово припекает!

…День прошёл, пролетел другой,

и что-то нахохлился наш герой.

Ни есть, ни пить, ни чирикать не хочет,

сидит, печальный, с утра до ночи

воробушек Сашка, серая рубашка,

пёстренькая спинка, в клювике смешинка.

 - Чив! Чив! Чив! – волнуется

воробьишкина мама. –

Что делать? Что делать? Не знаю прямо!

Придётся лететь с тобою в больницу,

иначе может беда приключиться!

Пока мама добирается до лесного доктора, давайте поможем Сашке советом. Но сначала надо узнать диагноз. Соедините буквы по порядку, и вы узнаете, как называется его болезнь.

Работа с раздаточными карточками «АНГИНА».

Как помочь воробьишке? Какие народные средства вы бы ему порекомендовали? (Замотать горло тёплым шарфиком, попить чай с малиной, тёплое молоко, которое можно смешать с маслом, мёд, отвар шиповника, листьев малины, полоскание солёной водой с содой).

Доктор Ворон решение принял скоро,

рецептов выписал целую гору,

прокаркал:

- Ср-р-рочно! В гнездо! На пер-р-рину!

Вылечить тр-р-рудно такую ангину!

Хор-р-рошо гор-р-лышко завязать –

И в кр-р-ровать!

И вот потянулись за днями денёчки.

Деревья давно уж оделись в листочки,

в зелёной траве забелели ромашки,

но всё ещё болен воробушек Сашка,

серая рубашка, пёстренькая спинка,

в клювике смешинка.

С ангиной справится он, это ясно,

но столько деньков потеряет напрасно!

Ведущий: Какие советы вы бы дали воробьишке Сашке?

Ответы детей: Обуваться по погоде, сосульки не для еды, нельзя мочить ноги в холодных лужах, нужно надевать сапоги с теплыми носками или меховые сапожки, слушать советы старших.

Очень хорошо, что мы не предложили ему свои лекарства, которые были в маминой аптечке. Почему нельзя самостоятельно назначать себе медицинские препараты?

Памятка «Осторожно, лекарство!»

Лекарства – наши спасители и помощники в болезнях. Но обращаться с ними надо умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их слишком много. Такие случаи бывали. Твёрдо запомни несколько правил.

Правило первое

Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Лекарство прописывает врач, а дают его вам старшие. Если эта таблетка помогает маме или бабушке, это не значит, что она поможет тебе. Она может и навредить.

Правило второе

Прежде чем принимать лекарство, нужно проверить срок его годности. Он указан на упаковке.

Правило третье

Дома лекарства должны храниться в специальном месте – домашней аптечке.

Есть лекарства, которые могут вызвать аллергию. Признаками аллергии могут быть кашель, чихание, покраснение глаз (глаза слезятся), сыпь на теле, зуд, отёки. Лекарственная аллергия самая опасная, ведь она ухудшает здоровье уже больного человека.

Правило четвёртое

Если у тебя аллергия на какое-то лекарство, обязательно предупреди врача. Врач подберёт для тебя какое-то лекарство, которое не вызовет аллергии.

Правило пятое

Если часто принимать лекарства (например, обезболивающие, снотворные, успокаивающие), организм привыкает к ним и уже не может без них обойтись, требует их.

На память я хочу вам подарить весёлый градусник, который всегда показывает только 36,7 – нормальную температуру. Будьте здоровы и читайте книги из серии «Детские книжки Кузбасса»!

Дополнительные задания:

  • нарисовать воробья по представленному алгоритму;
  • игра «Соберём аптечку»: градусник, йод, зелёнка, бинт, лейкопластырь, травы, шиповник, витамины, мёд, плоды сушеных ягод;
  • Задание помоги воробьишке советом, выпиши рецепт. На заготовленном бланке добавить слово.

Не ходить… по лужам.

Нельзя лизать… сосульки.

Заболел – иди… к врачу.

Литература

  1. Глушкова, Н. Ручеёк [Текст] : стихи / Нина Глушкова ; худож. Анна Моржина. – Кемерово : Кузбасс, 2005. – С. 3-6. – (Серия «Детские книжки Кузбасса»).
  2. Зайцев,  Г.К. Уроки Айболита [Текст] : расти здоровым / Г. К. Зайцев, худ. О. Р. Гофман. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – С. 12-13.
  3. Яковлева, т. Про воробушка Сашку [Текст] : сказки / Татьяна Яковлева, худож. Лариса Тимофеева. – Кемерово : Кузбасс, 2004. – С. 10-15. – (Серия «Детские книжки Кузбасса»).

Н.П. Глушкова, член Союза писателей России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая страничка.

На этой страничке вы найдете мои стихи, которые я пишу и применяю на своих уроках, внеклассных занятиях,праздниках....

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: "Анализ поэтического произведения. Р.Сеф "Странное дело."

Урок литературного чтения проведён во 2 классе в форме урока-исследования. На уроке применяется как фронтальная, так и групповая форма работы. Урок был дан на классе, работающем по программе Л.За...

" Страна берёзового ситца..." Музыкально - поэтическая композиция.

Сценарий создан для средней и старшей школы. Для тех, кто любит Россию и верит в неё......

Урок литературного чтения в 4 классе. Обощение по поэтической тетради "Страна детства"

Урок подготовлен на обобщение изученного материала по поэтической тетради "Страна детства" в форме интеллектуальной игры.Первый раунд - первые слайды - портрет и краткая информация о поэте. Краткая, п...

Волшебник поэтической страны. "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет", посвященная творчеству С. Я. Маршака

Волшебник поэтической страны."Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",посвященная творчеству С. Я. Маршака...