Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: "Анализ поэтического произведения. Р.Сеф "Странное дело."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Андросик Марина Ивановна

Урок литературного чтения проведён во 2 классе в форме урока-исследования. На уроке применяется как фронтальная, так и групповая форма работы. Урок был дан на классе, работающем по программе Л.Занкова, с использованием методики работы с текстом, применяемой в ОС "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 (1-4).

Предмет: литературное чтение.

Программа: «Школа 2100».

Тип урока: урок обучения чтению нового текста.

Форма урока: урок-исследование.

Тема: «Анализ поэтического произведения. Р.Сеф «Странное дело»».

Цели: 1) формировать тип правильной читательской деятельности,

               учить  прогнозированию  содержания  текста, проводить  анализ

               прочитанного произведения через «диалог с автором», находить в тексте

               материал для характеристики героев и формулировки основной мысли

               стихотворения;

           2) развивать устную речь (грамотно строить предложения), логическое и

               образное мышление, воображение, внимание, навык работы в парах

               постоянного  состава;

           3) обогащать жизненный опыт учеников, открывать мир нравственных

               ценностей, формировать чувства коллективизма, товарищества,

               доброжелательности.

Оборудование: доска – портрет Р.Сефа, выставка книг Р.Сефа, рисунки с изображением  

                          сапожника и художника, пословицы, слова – черты характера героев  

                          стихотворения, слова «стихотворение», «Р.Сеф», «Странное дело»,  

                          слова – цели урока; на партах – лист с заданиями для каждого ученика,

                          учебник.

1. Актуализация знаний.

Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Каким? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.

Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1.

( для 1 группы  –  Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.

т          о          С          т          о          е          и

     х          р           и          в          н          е                    

для 2 группы – Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.

Н.Носов,  Р.Сеф,  Л.Толстой

для 3 группы – Прочти название произведения.

еоннартс   олед )

По мере ответов на доске появляются слова: стихотворение

                                                                             Р.Сеф

                                                                             «Странное дело»

- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице 32.

2. Работа с текстом  до чтения.

а) - Назовите жанр произведения. Автор? Знакомы ли вы с его творчеством?

    - Поставьте учебную задачу.

    (Выбор одной из фраз-целей урока: Познакомиться с творчеством…)

Учитель вывешивает на доску портрет Р.Сефа и обращает внимание

на выставку его книг.

   

- Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и живёт в г.Москва. Своё первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!» Юный поэт был счастлив.

С тех пор Р.Сеф написал более 25 книг, и все они для вас, ребята.

б). - Как называется стихотворение? Как можно сказать по-другому?

     - Сформулируйте следующие цели. (формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать,

       Проанализировать…)

     - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что заметили? Как вы думаете, о чём это    

       произведение?

3. Чтение текста про себя.

- Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.

- Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»

На доску вывешиваются иллюстрации с изображениями художника и сапожника.

- Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать.

- Предлагаю провести исследование. Определим его тему. Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Что странного он подметил?

(Дети: Сапожника называли художником, а художника – сапожником.)

- А почему?

- Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.

(Дети: Почему сапожника называли художником, а художника – сапожником?)

                                           

Доска:    изображение      ?    изображение

                сапожника        ↔       художника

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны…(повторное обращение к целям урока: Прочитать…, Проанализировать…)

- Что будет объектом нашего исследования?

                (Дети: Стихотворение.)        

- А кто станет предметом исследования?

(Дети: Сапожник и художник.)

- Впереди у нас серьёзная работа. Поможем организму подготовиться.

(Физминутка)

4.Работа с текстом во время чтения.

- Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем в глубь строки и поделимся возникшими мыслями.

1 – 2 строки

- Прочитайте две первые строки. Что услышали в этой фразе? Достаточно этих слов, чтобы понять, над чем размышляет автор? (Дети: Нет.)

- Дочитаем предложение до точки.

3 – 6 строки

- Что вам напомнили эти строки? И кто её герой? Кто такой сапожник? Узнаем о нём побольше. Прочтите следующие две строки.

7 – 8 строки

- Каким вы представили себе сапожника? Мог быть такой человек на самом деле? Значит это не сказка, а что…? Дочитаем страницу.

9 – 11 строки

- Задайте вопрос автору.

(Дети: Почему сапожника называли художником?)

- А как вы на него ответите?

(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)

- Итак, это первая часть нашей рабочей версии ответа по теме исследования.

- Прочтите следующее предложение.

12 – 17 строки

- Что заметили? Зачем автор повторяет строки? Кто такой художник? Что о нём говорит автор?

- Прочтём следующие три строки.

18 – 20 строки

- Опишите художника. Какой он? А такой человек может жить рядом с нами? Как вы думаете, почему автор не даёт подробного описания внешности сапожника и художника, только примерный возраст?

- Дочитаем предложение до точки.

21 – 23 строки

- Что хотел сказать автор этой фразой?

(Дети: Художник ленился. Он писал плохие картины.)

- Это вторая часть рабочей версии ответа по теме нашего исследования.

- Дочитаем стихотворение.

24 – 25 строки

- Обратите внимание на знак в конце предложения. О чём спрашивает нас автор?

(Дети: Может ли быть, чтобы сапожника называли художником, а художника – сапожником?)

- Попробуйте на него ответить.

       (Дети: Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не            

          только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.

                      Ххудожник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он

                      писал некрасивые картины. За это его называли сапожником.)

        

- Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования. Отдохнём и подготовимся к последнему этапу исследования.

(Физминутка)

5.Работа над выразительностью чтения.

- Как вы думаете, это стихотворение – игра, фантазия, сказка, раздумье? Докажите.

- Как нужно читать стихотворение? Какие строки наиболее ярко выражают размышление?

- Прочтите удивлённо, задумчиво.

- Мы сказали, что для понимания главной мысли стихотворения внешний вид героев неважен. А что тогда, по-вашему, важно?

 - Найдите на ваших листах задание №2 и выполните его.

(Задание одинаковое для всех: Назови черты характера сапожника, художника.

Слова на выбор: трудолюбие,лень,небрежность,безответственность,мастерство,равнодушие,надёжность, аккуратность.)

- Назовите черты характера сапожника.

(По мере ответов детей слова - карточки появляются на доске и размещаются под изображением сапожника.)

- Как автор относится к герою? А вы разделяете его точку зрения?

- Прочтите строки о сапожнике так, чтобы мы это почувствовали, услышали?

- Так почему Р.Сеф называет сапожника художником?

(Дети: Сапожник – мастер своего дела.)

- Это первая часть итоговой версии нашего исследования.

- Назовите черты характера художника.

        (Ответы – слова на карточках размещаются под изображением художника.)

- Как автор относится к художнику? А вы согласны с ним?        

- Прочтите строки о художнике, выразив своё отношение к нему.

- Почему Р.Сеф называет художника сапожником?

(Дети: Художник – человек, который не вкладывал в свой труд душу, ленился.)

- Это вторая часть нашей итоговой версии.

- Прочитайте две последние строки так, чтобы мы услышали обращение автора к нам, читателям, с вопросом.

- Чтобы дать ответ на вопрос автора, прочитаем стихотворение выразительно, передав своё отношение к героям.

- Кто хочет, может выучить стихотворение наизусть к следующему уроку.

- Итак, ответьте на вопрос автора.

                (Дети: Нет, это не странное дело.)        

- Почему?        

(Дети отвечают, объединяя в ответ 1 и 2 части итоговой версии.)

- Это наша итоговая версия исследования.

6. Работа с текстом после чтения.

- Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика? Поделитесь своими мыслями.

- А рядом с вами есть такие люди?

- Дома подготовьте рассказ об одном из таких людей; кто затрудняется, может рассказать о сапожнике или художнике из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.

- Итак, пришло время подвести итог нашего исследования. Выполните задание №3 на листочках.

(Задание общее: Прочитай предложение – главную мысль стихотворения.

  1. Как хорошо быть сапожником!
  2. Человек славен трудом.
  3. Все работы хороши!)

- Какая формулировка главной мысли кажется вам наиболее точной?

- Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так:

Доска:     «ЧЕЛОВЕК   СЛАВЕН   ТРУДОМ!»

- Наше исследование закончено.

(Выставление отметок)

7. Рефлексия.

- Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

- Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья.

- Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим стихотворением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки.

- Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.

Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...

Конспект арт-урока литературного чтения 2 класс. Тема: «Образ матери в художественных произведениях». Ю. Я. Яковлев «Мама»

Технологическая карта  урока/занятия Предметкурс В. А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 классКласс2 классТип урока/занятияарт-урокТехнология построения урока/занятияобучение, воспита...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....