Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Волосянкина Наталья Васильевна

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака», учить определять идею произведения.  

Учебная задача: определять главную мысль сказки и восстанавливать текст.

Планируемые результаты

Предметные:

1. Научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги;

2. Определять последовательность событий в сказке;

3. Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

4. Называть героев сказки, оценивать их поступки, определять характер героев;

Познавательные:

1.Строить речевые высказывания в устной форме;

2. Сравнивать, находить общее и различие;

3.Устанавливать причинно – следственные связи;

4.Объяснять значение слова с помощью словаря;

5. Интерпретировать информацию, соотносить иллюстрации с текстом.

Регулятивные:

1.Принимать и сохранять учебную задачу;

2.Выполнять самоконтроль и самооценку своей работы;

3. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

2. Уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме;

3. Принимать другое мнение. 

Оборудование: ПК, авторская презентация, видеозапись сказки «Петух и собака», загадки, картинки главных героев, иллюстрации к основным частям сказки, карточки со словами: сказка, пословица, скороговорка, рабочий лист с пословицами, плакат - приём Фишбоун.

Ход урока

I. Организационный этап.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Поздоровайтесь с гостями,

И садись скорей, дружок.

-Кто готов работать, сядет прямо.

▪Гимнастика для глаз

-Скажем рабочее правило:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

II.Актуализация

-С какими произведениями устного народного творчества мы уже познакомились? (открываются карточки со словами: сказки, пословица, скороговорка)

-Скажите свою скороговорку. Чью скороговорку проговорим? (3 раза с ускорением, весело, грустно)

-На прошлом уроке мы познакомились с  русской народной сказкой. Выберите название: Рукавицы, Перчатка, Рукавичка.

-Что означает «сказка русская народная»?

-Верно ли, что главная мысль: Поспешишь – людей насмешишь? (открытая – закрытая ладонь) Какая главная мысль?

III.Самоопределение к деятельности. Определение темы урока.

-Сегодня познакомимся с новым произведением. Главные герои спрятались в загадках:

На цепи сидит,

Дом сторожит. (собака -картинка открывается)

▪Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (петух - картинка открывается)

(У петуха есть внутренние биологические часы, которые помогают ему предвидеть восход солнца. Песней петух отстаивает свою территорию, запугивает других.)

-Как вы думаете, это герои какого произведения?

-Как может называться?

-Сегодня будем работать над русской народной сказкой «Петух и собака» (тема на доске)

-Предположите, какие задания будем выполнять?

IV.Первичное знакомство с текстом

-Откройте учебник на стр. 42

-Прочитайте: название, кто  автор.

-Учебная задача.

-Работа с картинкой. Кто еще герой? (лиса - картинка открывается)

▪Словарная работа  (по словарю)

Масленый праздник - Масленица

Занялась заря -рассвело

Шпорами – у петуха служат одновременно оружием и украшением. У кого еще есть шпоры? (В эпоху Средневековья серебряные шпоры носили оруженосцы, а рыцари –золотые.)

Животинки - животные

Дупло - пустота в стволе дерева.

Счастье привалило - появилось неожиданно.

▪Послушаем сказку (видеозапись)

-Скажите свое впечатление.

-Докажите, что это сказка.

V.Вторичное чтение текста

-Посмотрите на текст в учебнике. Что заметили?

-Восстановим события по порядку. (2 ученика расставляют картинки на доске)

-Чтение трудных слов с доски: (по слогам и целым словом)

Про-да-дим – продадим

Раз-ли-ва-ет-ся – разливается

По-ла-ко-мить-ся – полакомиться

Бро-си-лась – бросилась

За-но-че-ва-ли – заночевали

▪Чтение по частям в соответствии с картинным планом

Чтение 1 части

-Как жили старики?

-Давно ли у них жили петух и собака?

Чтение 2 части

-Почему петух и собака решили уйти от старика со старухой?

Чтение 3 части

-Где они решили заночевать?

-Как лиса их обнаружила?

-Почему лиса расхваливала петуха?

Чтение 4 части,

-Чему обрадовалась лиса?

-Как петушок обхитрил лису?

-Чем закончилась сказка?

VI.Физминутка

VII. Определение главной мысли

-Какой герой понравился больше? Почему? (характеристика героя на основе поступка)

▪Проблемный вопрос

-Можно ли собаку и петуха назвать друзьями? (прием Фишбоун)  Вывод: да

-Как поступали в трудные минуты? (помогали, договаривались, спасали)

-Чему учит сказка?

▪Рабочий лист

-Прочитаем пословицы. Объяснение смысла.

Задание:  Соедини пословицу с героем.

а) На языке – мёд, а под языком – лёд.
б) Смекалка и воду останавливает.

в) С верным другом и беда не страшна.

Проверка. (слайд 1) Оцените свою работу (рисунок смайлика)

Работа в парах. Обсудите, в какой пословице главная мысль. (высказываются) слайд 2

VIII. Итог урока

-Мы познакомились со сказкой «Петух и собака». Придумайте  другое название.

-Что произойдет дальше?

-Была ли в жизни ситуация, когда помог, спас друга?

IX.Рефлексия

-Многие дети сегодня старались говорить правильно, внятно.

-Как ты работал? (цветной карандаш)

Продолжи предложения: слайд 3

  • На уроке мне понравилось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…

X. Рекомендации для домашнего задания

-Как еще хотели бы поработать над сказкой?

-Дома прочитайте по ролям разговор петуха с лисой.

-За хорошую работу герои прислали картинки. Они просят вас, чтобы берегли и защищали своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки" (обобщение)

Урок-обобщение по теме "Русские народные сказки" 2 класс программа "Шкла России" (с презентацией)...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "(урок – игра)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по ФГОС, УМК "Гармония....